Perfect 195. Lulu Williams (Jackson)

 

«You're Going To Leave The Old Home, Jim» / «Careless Love Blues»

 

Lulu Williams (Jackson), vocal

Accompanied probably by own guitar

 

Indianapolis, Indiana.  21 June, 1928

 

«Немногие чёрные женщины-гитаристки побывали в студии в двадцатые годы, и большинство из них записали строго блюзовый материал да некоторое количество рэгтаймов. Редкое исключение – записавшая сентиментальный материал (sentimental material) Лулу Джексон (Lulu Jackson), чьи малочисленные записи 1928 года включают "You're Going To Leave The Old Home Jim", "Careless Love", "After You've Had Your Way", "Little By Little You're Breaking My Heart" и "Little Rosewood Casket", наряду с несколькими блюзами и госпелами. Из этих сентиментальных песен лишь  "Careless Love" продолжала оставаться популярной среди блюзовых гитаристов», – так писал авторитетный Дэвид Эванс (David Evans) в главе The Guitar in the Blues Music of the Deep South, вошедшей в сборник Guitar Cultures (edited by Andy Bennett & Kevin Dawe, 2001, p.20).

Сегодня весь материал, записанный Лулу Джексон в 1928 году во время трех сессий, не только переиздан, но и выложен на Youtube, так что с ним можно легко ознакомиться. Мы однажды уже представляли на наших страницах пластинку Vocalion 1193 c «You're Going To Leave The Old Home, Jim» и «Careless Love Blues», записанными певицей во время её первой сессии в Индианаполисе, Индиана (Indianapolis, IN), при этом обращали внимание на то, что она поёт абсолютно «белым» голосом. Более того, если бы эти песни не были изданы в вокалионовской «race series», а информация о них не вошла бы в справочник Blues & Gospel Records, 1890-1943 с соответствующими примечаниями, я бы ни за что не догадался, что Лулу Джексон – чёрная. И не я один. Поэтому примечания, предваряющие её дискографию, уточняют: «Эта артистка афроамериканского происхождения, но её записи, исполненные главным образом в жанре хиллбилли, лишь некоторое отношение имеют к блюзу» (this artist of African-American ancestry, but her recordings are essentially in the hillbilly idiom and of little blues interest).

О самой Лулу Джексон информации практически никакой нет, а поскольку её первая сессия проводилась в Индианаполисе, в редких и очень кратких комментариях предполагается, будто она из Индианы. Но вот в уже знакомом нам исследовании Blues: A Regional Experience (Bob Eagle & Eric S. LeBlanc. Santa Barbara, Ca: Praeger, 2013, p.536) буквально в двух строчках приводятся весьма неопределенные сведения о Джексон, а именно, что она родилась ориентировочно (tentatively) в Миссисипи, возможно (possibly) в Таллахатчи-каунти (Tallahatchie County), около (about) 1878 года, а умерла, предположительно (presumably), в Индианаполисе после 1940 года.

Как видим, что ни слово – то сомнение, из-за чего до конца не ясно, действительно ли речь идет о той самой Лулу Джексон, которую мы здесь представляем. Ведь если «о той самой», то и эта запись с двумя старинными балладами, исполненными под собственную гитару, и сам аккомпанемент, и вообще весь записанный Лулу Джексон материал представляют большой академический интерес, так как всё это исходит от черной женщины, родившейся в Дельте ещё в доблюзовую эпоху, примерно лет за тридцать до того, как в этих местах окажется юный Чарли Пэттон (Charlie Patton, 1887?-1934)...

Но как раз записанный песенный материал Лулу Джексон, с её культурой исполнения и гитарным стилем, а в песне «Little Rosewood Casket» и во второй части «You're Going To Leave The Old Home, Jim» (Part 2) ещё и с  собственным вистлингом (whistling), – заставляет сомневаться в том, что эта певица родом из Таллахатчи-каунти, где всему этому чёрная женщина едва ли смогла бы выучиться, даже несмотря на то, что там имеются три или четыре небольших городка, включая Чарльстон (Charleston, MS) и хорошо нам известный Татвайлер (Tutwiler, MS). Да и фотопортрет Лулу Джексон (если только на нём запечатлена действительно она) вызывает сомнения в её дельтовском происхождении: перед нами настоящая леди из крупного даунтауна, и, скорее всего, северного, не испытывающая и тени смущения перед фотообъективом. Сравните этот фотопортрет Лулу, например, с первыми снимками Мемфис Минни (Memphis Minnie, 1897-1973), сделанными в те же годы, не говорю уже о музыкальном сравнении этих двух персон. Или послушайте таких миссисипских блюзвимен, как Рози Мэй Мур (Rosie Mae Moore) из Джексона (Jackson, MS), которая записывалась в том же 1928 году вместе с известными блюзменами Дельты, или Мэтти Делани (Mattie B. Delaney, 1904-?), которая, как и Лулу Джексон, аккомпанировала себе на гитаре... Их, вообще-то, и сравнивать не стоит – столь очевидна разница: как говорится, земля и небо! 

Впрочем, если Лулу Джексон действительно родом из Таллахатчи-каунти, то там она лишь родилась, а росла и воспитывалась в респектабельной городской среде (едва ли в чёрной), где её обучали академическому пению с сильным вибрато, «правильному» салонному гитарному аккомпанементу, наконец, модному лаконичному вистлингу... Ведь если бы Лулу хотя бы первые пять-шесть лет прожила на сельском Юге, она никак бы не избежала участия в одной из конгрегаций, и в колорите и энергии её голоса это влияние слышалось бы даже в глубокой старости, как оно присутствует у других черных певиц с Юга, например, в могучем голосе Хэтти Паркер (Hattie Parker), которая явно в противовес Лулу Джексон записала «You're Going To Leave The Old Home, Jim» и «Careless Love» в ноябре 1928 года для Victor (V-38020), исполнив их не только под гитару, но ещё и в сопровождении своих партнеров из великой госпел-группы the Pace Jubilee Singers: вот, мол, как должна петь баллады о любви настоящая чёрная певица! Как исключение, на пластинке Victor V-38020 госпел-певица фигурирует под псевдонимом Eva Parker... Прислушайтесь к её исполнению: каждый уголок Deep South, с его нескончаемыми напастями, горестями и бедами, слышится в этом бескрайне широком и глубоком на эмоции и чувства меццо-сопрано, полном достоинства и чести... (Слушайте здесь.)  Кстати, исполнение Хэтти Паркер и the Pace Jubilee Singers – это ещё и явный вызов громогласной Бесси Смит (Bessie Smith, 1894-1937), уже в 1925 году записавшей для Columbia потрясающую блюзовую версию «Careless Love», причем с участием вопиющего ей в тон армстронговского корнета...

Кто только с тех пор не исполнял, кто только не записывал «Careless Love» – белые, черные, мужчины, женщины, фолксингеры и балладиры из Аппалачей, новоорлеанские старики, госпел-сингеры, ритм-энд-блюзовые новаторы, пионеры музыки кантри, да не какие-то, а самые значительные, сплошь и рядом героини и герои наших книг и очерков!.. «“Love, Oh Love, Oh Careless Love” (Любовь, о любовь, о беззаботная любовь!) – это был замечательный вальс, так мы его называли», – вспоминал о своей миссисипской молодости реверенд Рубин Лэйси (Rubin Lacey, 1901-1969)... А особенно запоминающиеся версии записали всеми любимый Лонни Джонсон (Lonnie Johnson, 1899-1970) – в ноябре 1928-го для OKeh (8635) – и невероятный Джимми Тарлтон (Jimmy Tarlton, 1892-1979) – в декабре 1930-го для Columbia (15651)...

В сравнении с перечисленными гигантами, к которым добавим наших фолк-героев Эрнеста Стоунмена (Ernest V. Stoneman, 1893-1968), Райли Пакетта (Riley Puckett, 1894-1946), Ледбелли (Leadbelly) и незабвенного нашего друга Пита Сигера (Peter Seeger), – интерпретация полузабытой Лулу Джексон впечатляет не очень. То же самое относится и к замечательной балладе «You're Going To Leave The Old Home, Jim», которую позже с успехом исполняли и записывали многие известные певцы и певицы, причем разных жанров... Тем не менее вышедшая к концу лета 1928 года пластинка Vocalion 1193 оказалась настолько коммерчески успешной, а публикой востребованной, что её переиздали сразу на шести(!) более дешевых лейблах – Banner 32387Oriole 8119Romeo 5119, Supertone S2227, Conqueror 7981 и Perfect 195. По коммерческим соображениям на Romeo, Conqueror и Perfect певицу представили под псевдонимом Lulu Williams. Таким образом, к концу двадцатых у довольно многочисленной аудитории был запрос на подобное исполнение, на простой и спокойный вариант всем известных баллад, и, возможно, Лулу Джексон пела и аккомпанировала себе так, как это делали еще в середине 19-го века, когда обе эти песни и были сочинены. От исполнения ею баллад «Lost Lover Blues», «Little Rosewood Casket» (с вистлингом) и даже от странного рэгтайма «Blue Ridge Blues» так веет Европой и доброй старой Англией, что невольно вспоминается Ширли Коллинз (Shirley Collins) с одиноким банджо и её родным Сассексом... Одним словом, очень много загадок оставила нам Лулу Джексон, и я не знаю, разрешимы ли они.

 

 

 

"So, you're going to leave the old home, Jim,

Today you're going away.

So, you're going among the city folks to dwell,"

So spoke a kind old mother

To her boy one summer day.

"If your mind's made up that way, I wish you well.

The old home will be lonesome,

We'll miss you when you go,

The birds won't sing so sweet when you're not nigh.

But if you get in trouble, Jim,

Just write and let us know,"

She spoke these words and then she said goodbye...