Fonotipia 37169 / 39331. Alessandro Bonci – Oreste Luppi

  

Coro d'introduzione: «Bell'alba foriera» / Duetto: «E fia vero?»

«La Favorita» (Gaetano Donizetti)

 

Coristi del teatro alla Scala, Milano

Tenore Alessandro Bonci – Basso Oreste Luppi

with piano accompaniment

 

Milan, Italy.  October 3, 1905

 

Каждая пластинка Fonotipia Records бесценна, и мы с благодарностью вспоминаем англо-французского композитора Фредерика д'Эрланже (Baron Frederic d'Erlanger, 1868–1943), основавшего в 1904 году Società Italiana di Fonotipia в Милане, чтобы оставить человечеству нетленные образцы великой эпохи бельканто. Особенно ценной считается серия 3000-3999, издававшаяся в формате 27 см в 1904-1907 годах... На несколько дисков из этой серии мы однажды набрели во Фредерике, штат Мэриленд (Frederick, MD), все их тотчас приобрели и стараемся постепенно «выкладывать» в нашей рубрике. Посмотрите повнимательнее на это чудо: на этикетке, помимо прочего, имеются факсимильные автографы великих исполнителей, причем выведенные так, будто они подлинные, только что оставленные нам в благодарность за прослушивание... А вообще, продукция Fonotipia Records имеется на рынке (ebay), стоит недёшево, – но как эти пластинки затем доставлять через моря-океаны целыми и невредимыми, можно ли вообще доверять подобного рода раритеты добросовестным почтовым работникам?

На пластинке Fonotipia 37169/39331, имеющей также регистрационный номер 2817, записаны две партии из оперы Гаэтано Доницетти (Gaetano Donizetti, 1797-1848) «La Favorita» (Фаворитка), премьера которой состоялась 2 декабря 1840 года в Париже на сцене Opéra Le Peletier. Менее чем через год, 21 ноября 1841 года, опера была представлена  в Большом театре в Москве, а спустя еще пять лет – в Петербурге, силами Императорской итальянской оперы (см.здесь)... Первоначально опера, написанная в 1839 году, носила название «L'ange de Nisida» (Ангел Низиды) и предназначалась для театра Ренессанс, но театр закрылся. Композитор дописал оперу, придав ей черты французской Grand opéra, и изменил название. На итальянский язык либретто было переведено без участия Доницетти. Итальянская версия оперы впервые была представлена в Падуе в 1842 году под названием «Леонора де Гусман», затем в 1843 году в миланском La Scala под названием «Эльда». В дальнейшем итальянская версия оперы исполнялась под названием «Фаворитка» и практически вытеснила со сцен оригинальную французскую, которая, однако, как сообщает Википедия, в последние десятилетия звучит чаще (см. здесь).

Таким образом, то, что мы слышим на пластинке Fonotipia, было записано на звуковой носитель 115 лет назад и спустя 62 года после премьеры оперы на сцене миланского Ла Скала. В двадцатом веке «La Favorita» была поставлена множество раз Смерть Леонорына ведущих оперных сценах, арии исполнялись самыми известными певцами и певицами, также оперу или арии из неё многократно записывали на звуковой носитель, и бóльшая часть этих записей доступна, поскольку выложена на различных интернет-ресурсах. В последние десятилетия качество этих записей несоизмеримо возросло, и мы можем наслаждаться чудными вокальными партиями и оркестрами, которыми дирижируют знаменитые маэстро, и утренняя молитва «Bell'alba foriera», которой начинается первый акт, звучит всё масштабнее и величественнее, всё красивее и изящнее, постепенно расщепляя на атомы единогласный хор, чтобы до краев горизонта заполнить им пространство. Мы слышим настоящих артистов, Леонора де Гусманнепревзойденных мастеров своего дела, увлекающих нас гармонией хора и оркестра... Но если мы хотим представить, что действо происходит в четырнадцатом веке, во времена Альфонсо XI Справедливого (1311-1350)а молитву  поют не профессиональные артисты, а монахи одного из монастырей в средневековой Кастилии, то нам стоит слушать именно эту запись хористов из Ла Скала, сделанную, скорее всего, 3 октября 1904 года. В их грубовато-грозном песнопении, сопровождаемом живым колоколом, ещё не так слышна утонченная благостность Возрождения, и поэтому эта молитва ближе к правде и к той трагедии, что случилась когда-то с несчастной Леонорой де Гусман (1310-1351), судьба которой пробудила гений Доницетти... Леонора была кастильской аристократкой и любовницей уже упомянутого короля Кастилии Альфонсо XI Справедливого, родила ему десятерых незаконнорожденных детей, но после смерти Альфонсо в 1350 году подверглась гонениям со стороны законной жены почившего короля – Марии Португальской (1313-1357), была заключена в темницу и в 1351 году казнена...

 

О день, о час, о смертное мгновенье,

О злобных звезд враждебный заговор!

Что ты хотел сказать мне, верный взор,

Когда меня покинул на мученье...

 

Этот первоначальный стих из 106 сонета Петрарки (пер. с итальянского А.Эфроса), сочиненного им всё в том же 1351 году, к третьей годовщине смерти его возлюбленной – Лауры, вполне  могла произнести перед казнью и покинутая на мученье Леонора де Гусман...

На оборотной стороне пластинки запечатлена небольшая партия «E fia vero?» (Это правда?), также из первого акта... Монастырь Святого Иакова Компостельского. Молодой послушник Фердинанд заявляет настоятелю Балтазару, что отказывается от обета послушания: сердце его охвачено любовью к женщине, имени и положения которой он не знает. Балтазар неохотно отпускает Фердинанда из монастыря... Партию дуэтом исполняют тенор Алессандро Бончи (Alessandro Bonci, 1870-1940) и бас Оресте Луппи (Oreste Luppi, 1870-1962).

О теноре мы уже рассказывали ранее на наших страницах и публиковали его записи, поэтому лишь повторим написанное Джакомо Лаури-Вольпи (Giacomo Lauri-Volpi, 1892-1979) в его известной книге Вокальные параллели«Он [Бончи] был последним великим тенором — если говорить о плавности и чистоте звуковой линии, — какого знала Италия. После него тенора, за редчайшими исключениями, сбились с правильного пути, потеряли волшебную тропу, ведущую сквозь звуковые чащобы, опустились до уровня жонглеров-халтурщиков, ушли в хилую красивость (!!!- В.П.), позволительную разве что для манеры неаполитанских менестрелей». 

Добавим, что у Алессандро Бончи и сегодня имеются квалифицированные поклонники, считающие его лучшим тенором всех времен, не исключая и Карузо. Отметим также, что эта запись для Fonotipia является одной из первых у этого великого мастера бельканто.

Гораздо меньшей известностью и славой обладал итальянский бас Оресте Луппи. Он дебютировал в 1892 году в Фолиньо (Foligno), играл на сценах Ла Скала, где в 1900 году сыграл князя Гремина в опере П.И.Чайковского «Евгений Онегин», пел в Королевском театре в Турине и других театрах Италии. Он также выступал в Ковент-Гардене и в Teatro Colón в Буэнос-Айресе. Уйдя со сцены, он преподавал вокал в Милане. Последние годы своей жизни певец провел в доме престарелых «Джузеппе Верди», где и умер в 1962 году. 

 

 

Del padre del duce fia il viver più bello,

fia sparso di luce chi lieti ne fè.

Bell'alba foriera d'un sole novello,

la nostra preghiera comincia per te.

Bagnata la fronte d'un lungo sudore,

spiando nel core l'incerto avvenir.

Nell'opre più dure, il padre fatica,

E i figli nutrica con santo gioir.

Il giorno che spunta, il giorno che spira,

intento lo mira nel dolce pensier.