Edison Blue Amberol Record 1915. Toots Paka's Hawaiians

 

«Waialae» (Mekia Kealakaʻi)

 

                              

Toots Paka's Hawaiians 

 

Recorded on April 26, 1913 in New York City

Released in 1913

 

Пик популярности гавайской музыки, прежде всего гавайской гитары и популярных песен, исполняемых выходцами с Гавайских островов или подделывающимися «гавайцами» американцами, относится к двадцатым и тридцатым Kini Kapahu and her fellow hula dancer at the Midway Plaisance at the World’s Columbian Exhibition, Chicago, 1893 (postcard)годам и связан с такими именами, как Сол Хоопии (Sol Hoopii, 1902-1953), Джордж Ку (George Sam Ku, 1899-), Кинг Бенни Навахи (King Bennie Nawahi, 1899-1985), а также с образованными этими музыкантами трио или квартетами; с бэндами вроде Kalama's Quartet, Kane's Hawaiians, Hauulea Entertainers, с дуэтом Jim Holstein and Bob Pauole, а также с такими искусными музыкантами, как стил-гитарист Рой Смек (Roy Smeck, 1900-1994), небольшие группы которого взошли на модных гавайских мотивах, порождая в свою очередь всё новых и новых «гавайцев» наподобие уроженца Гонолулу Берни Кааи Люиса (Bernie Kaai Lewis, 1921-1984); поэтому обыденные представления американцев и европейцев о настоящей гавайской музыке были не хуже их же представлений об африканской или о всякой другой далекой экзотической музыке: как и повсюду в мире, эти представления формировались индустрией грамзаписи, музыкальными радиопередачами, популярными шоу, заказной прессой, одним словом, красивым и прибыльным бизнесом... Мы говорим о конце двадцатых и далее, ближе к нам.

Но десятилетием ранее, с середины десятых, главной звездой гавайской музыки был выдающийся стил-гитарист Фрэнк Ферера (Frank Ferera, 1885-1951). Этот незаурядный музыкант прославился во второй половине десятых, выступая дуэтом с HannahХелен Луиз (Helen Louise-Greenus, 1887-1919), а после её загадочной гибели в 1919 году – с гитаристом, скрипачом и укулелистом Антонио Франчини (Antonio Giuseppe Franchini, 1898-1997). Многочисленные выступления Фрэнка Фереры, а в еще большей степени – его грамзаписи для ведущих звукозаписывающих компаний, издаваемые огромными тиражами, способствовали продвижению гавайской музыки и гавайского гитарного стиля в Соединенных Штатах, а также оказали огромное влияние на последующую генерацию гавайских музыкантов, включая и тех, кого мы уже вспомнили. В начале карьеры Ферера и его музыкальные партнеры были ближе к подлинной гавайской музыке (здесь, как и повсюду, чем раньше – тем ближе к корням), но впоследствии и он не избежал влияния популярной музыки...  Кроме Фереры, в десятые годы были популярны и Iolai Kealohaзаписывались на пластинки Пейл Луа (Pale K. Lua) и Дэвид Каили (David K. Kaili), которые известны также как Irene West Royal Hawaiians. И хотя их викторовские пластинки имеются в нашем собрании, а музыка этого бэнда выложена в Интернете, никаких сведений о музыкантах мне найти не удалось, равно как и выяснить, кто такая Айрин Уэст. Известно также, что на Панамско-Тихоокеанской международной выставке 1915 года в Сан-Франциско, Калифорния, большим успехом пользовались музыканты из Keoki E. Awai’s Royal Hawaiian Quartette. Были кроме них и другие гавайцы, музыка и песни которых ещё в первое десятилетие нового века стали популярными на Западном побережье. И среди наиболее известных – группа Toots Paka's Hawaiians, один из эдисоновских цилиндров которой мы представляем.  

Здесь важно обратить внимание на то, что в те далекие времена гитара, песня, музыка вообще ещё не были в такой степени выделены из развлекательного шоу. Отделение музыки и популярной песни произошло из-за того, что с некоторого времени их стало возможным запечатлеть, зафиксировать, записать на звуковой носитель и затем воспроизводить сколько угодно раз, но уже без участия самих музыкантов. Это был совершенно новый и сильно влияющий фактор! Индустрия грамзаписи, её стремительное развитие в десятых-двадцатых годах, а также ворвавшееся в быт американцев радио, и мы об этом уже не раз говорили, вынесли музыку далеко вперед всякого прочего компонента развлекательного шоу, между тем как прежде, в шоу менестрелей, впереди музыкантов находились артисты самого разного жанра – танцоры, акробаты, силачи, фокусники, чревовещатели, артисты-комики, клоуны и так далее... Так, в группе или, вернее, в труппе Toots Paka's Hawaiians на первом плане находилась профессиональная танцовщица Ханна «Тутс» Джонс-Пака (Hannah "Toots" Jones-Paka, 1871–1942). Joseph KekukuЕё необычный вид, экзотическая хореография и прочие невиданные сценические фокусы были главным, что притягивало публику во время представлений труппы и приковывало внимание различных антрепренеров, которые устраивали труппе очередные широко разрекламированные выступления и туры. При этом Тутс Джонс-Пака не была уроженкой Гавайских островов: она была родом из далекого от Гавайев Порт-Гурона, штат Мичиган (Port Huron, MI), небольшого городка на границе с Канадой... Кстати, на одном из кладбищ Порт-Гурона похоронен менестрель Вильям Кулхэйн (William Culhane), лидер и создатель труппы Culhane’s Minstrels, о которой мы рассказывали в одном из наших очерков...

Итак, Ханна Джонс не была гавайкой, носила сугубо американскую фамилию, но, судя по внешности, имела индейские корни. До 1902 года она была замужем за неким Вильямом Уитфордом (William L. Whitford, 1869-1939) из всё того же Порт-Гурона и носила его фамилию. В 1902 или в 1903 году Ханна Джонс в составе водевильного шоу оказалась на Западном побережье, и однажды её путь пересёкся с гавайским гитаристом, сингером и бэнд-лидером по имени Иолаи «Джулай» Пака (Iolai Kealoha "July" Paka, 1874-1943).

Этот музыкант родился 31 июля 1874 года в Гонолулу (Honolulu), тогда еще в Королевстве Гавайи (Kingdom of Hawaii) и получил музыкальное воспитание от матери, которая, как сообщается, была любимой певицей королевы Лилиуокалани (Queen Lili’uokalani, 1838-1917), поэтому вовсе не случайно в будущем Пака будет петь на Mekia Kealaka'iпохоронах последней королевы Гавайского королевства... Джулай получил образование в гавайской Королевской школе, имел высокую репутацию джентльмена и был прекрасным музыкантом. К началу века гавайские музыканты играли в водевилях, на ярмарках, в клубах и театрах по всей территории Соединенных Штатов и Канады, поэтому заветной мечтой начинающих гавайских музыкантов было попасть на материк. В скупых биографических статьях сообщается, что Джулай Пака вместе со своей стил-гитарой прибыл в Соединенные Штаты в 1899 году, став, таким образом, одним из первых или даже самым первым стил-гитаристом Америки. В некоторых источниках утверждается, что он стал первым, кто привнес гавайскую стил-гитару (Hawaiian steel guitar) в музыкальную культуру Соединенных Штатов.July and Toots И вот во время очередного тура по побережью, находясь в Сан-Франциско, он и повстречался с Ханной Джонс. Очарованные друг другом, они решили выступать вместе и вскоре поженились, после чего Ханна стала именоваться «Toots». Она разучила гавайские песни и танцы, разработала и заказала национальные гавайские одежды и выступала в шоу вместе с двумя другими гитаристами-гавайцами, образовав Toots Paka Hawaiian Troupe. Они сразу же стали одной из наиболее успешных и известных гастролирующих гавайских групп на Западном побережье и вскоре попали в  поле зрения компании Edison. В разных источниках сообщается, что впервые Toots Paka Hawaiian Troupe записывались для Edison ещё в 1909 году, причем в состав бэнда входил Джозеф Кекуку (Joseph Kekuku, 1874-1932), считающийся изобретателем стил-гитары. На одной из фотографий мы видим бэнд, в составе которого, кроме двух гитаристов и укулелиста, имеется еще и флейтист, при этом сама Тутс также запечатлена с укулеле...

Нам неизвестен состав участников Toots Paka's Hawaiians во время записи вальса «Waialae», сочинённого композитором и дирижером Мекиа Кеалакаи (Mekia Kealakaʻi, 1867-1944), поэтому неясно, был ли среди них Джозеф Кекуку. В имеющихся справочных ресурсах указано, что запись вальса «Waialae», изданного на Blue Amberol 1915, была произведена 26 апреля 1913 года. На сайте DAHR отмечено, что запись для эдисоновского диска 50175 сделана 19 мая 1914 года. Вероятно, речь идет о двух разных сессиях. Заметим также, что качество эдисоновского диска намного превышает качество цилиндра...

В одной из немногих статей о Toots Paka's Hawaiians сообщается, что группа просуществовала до середины тридцатых и, судя по тому, что в её составе было одиннадцать музыкантов, до самого своего конца была вполне успешной. 

 Ханна Тутс Джонс-Пака и Иолаи Джулай Пака долго и счастливо жили в Санта-Монике, штат Калифорния, и ушли из жизни один за другим: Ханна умерла в марте 1942 года, а Иолаи в июле 1943-го.