Edison Blue Amberol Record 4690. Fred Van Eps

 

«Lonesome Mama Blues» (Billie Brown)

 

 Возможно, единственное сохранившееся изображение Билли Браун (ragpiano.com)   lonesome-mama.jpg     

Fred Van Eps, banjo solo

Possibly Frank E. Banta (1897–1969) on piano

 

Recorded on May 10, 1922 in New York City

 Released in 1922

 

Фреда Ван Эпса (Fred Van Eps, 1878-1960), банджоиста-экспериментатора, бэнд-лидера и мастера-изготовителя банджо (banjo maker), мы уже на наших страницах представляли, поэтому сейчас остановимся на авторе «Lonesome Mama Blues» – загадочной композиторше Билли Браун (Billie Brown, 1894-1921), ушедшей из жизни в самом начале своей многообещающей карьеры, но всё же успевшей повлиять на мир популярной музыки, оставив после себя несколько песен и мелодий, и прежде всего – «Dangerous Blues» и «Lonesome Mama Blues». Здесь мы вновь обратимся к Биллу Эдвардсу (Bill Edwards) и его очерку о Билли Браун, размещенному на сайте ragpiano.com. Как можно догадаться, материала для такого очерка нашлось немного, какие-то справочные сведения Эдвардсу переслали коллеги, что-то обнаружилось в старой периодике, что-то – в опубликованных сводках переписи, и, анализируя эти крохи, он уже домысливал сам... 

Итак, Билли родилась в Арканзасе в 1894 году (возможно, в 1895-м). Мать её была родом из Иллинойса, а отец – выходец из Швеции, поэтому при рождении Билли нарекли Айрин Андерсон (Irene W. Anderson). По каким-то причинам еще во младенчестве девочка была передана на удочерение семейной паре – Вильяму Брауну (William B. Brown) и Анне Уелкер (Anna Welker), у которых не было детей. Проживали они в городе Эврика-Спрингс, на Eureka Springs, AR, Spring Street, 1916 (http://freepages.rootsweb.com/~greenwolf/genealogy/postcards/pc-ozarks.htm)северо-западной окраине штата Арканзас (Eureka Springs, AR), где Вильям Браун владел салуном. Почти ничего не известно о ранних годах Билли и о её музыкальном образовании, но предполагается, что на неё мог оказывать влияние бизнес приёмного отца: в салунах всегда обретались музыканты и звучала музыка. По некоторым сведениям, в течение первых нескольких лет нового века Вильям Браун являлся мэром Эврики-Спрингс. Как видим, он был человеком состоятельным, поэтому вполне мог поддержать рано проявившиеся музыкальные способности Билли и обеспечить её образованием. Согласно переписи населения, в 1910 году пятнадцатилетняя Билли всё еще проживала в Эврике-Спрингсе. Однако вскоре в их небольшой семье произошел разлад, после чего Анна Уелкер вместе с приемной дочерью уехали из города. Следы их обнаруживаются лишь в 1915 году в восточной части Канзас-Сити, штат Миссури (Kansas City, MO). В очерке Эдвардса приводится заметка из Music Trade Review от 30 октября 1915 года, где сообщается об успешной работе музыкального магазина Owl's Nest Music Shop. Одной из упомянутых сотрудниц  магазина была мисс Билли Браун.

Возможно, единственное сохранившееся изображение Билли Браун (ragpiano.com)В Owl's Nest Music Shop  Билли проработала несколько лет, и в то же самое время, как сообщает городской справочник за 1915 год, она подрабатывала пианисткой в одном из кафе в центре Канзас-Сити. К данному периоду, отмечает Эдвардс, относятся первые публикации Билли Браун: подборка вариаций на тему популярной в то время песни «Aloha ʻOe» (Прощание с тобой), которую сочинила последняя королева Гавайев Лилиуокалани (Liliʻuokalani, 1838-1917), когда находилась под домашним арестом; и аранжировка песни «Shower Of Kisses», написанной её приемной матерью Анной Уелкер. Ноты этих произведений были опубликованы компанией Owl's Nest Publishing Co., причем на обложке песни «Aloha ʻOe», по всей вероятности, размещён фотопортрет Билли, и, похоже, это единственное сохранившееся её изображение. Следующая музыкальная пьеса, сочиненная Билли совместно с матерью, – «The Star And The Rose», в 1918 году также опубликованная Owl's Nest Publishing Co. Издание привлекло внимание публики и специалистов, и в 1919 году влиятельный издатель и композитор-рэгтаймер из Цинциннати, штат Огайо (Cincinnati, OH), Фред Хелтман (Fred Heltman, 1887-1960), усложнив пьесу партией скрипки, переиздал ноты, добавив к авторам своё имя. 

В течение нескольких последующих лет Билли продолжала играть и сочинять, она также пыталась публиковать свои произведения, рассылая ноты в различные музыкальные издательства, но практически безуспешно. Примерно в 1920 году, после закрытия Owl Music Store, Билли устроилась на работу в компанию J.W.Jenkins' Sons Music во всё том же Канзас-Сити, что отмечено в городском справочнике за 1921 год. В какой-то момент менеджер отдела музыкальных изданий компании обратил внимание на одну из её мелодий,  которую Билли наигрывала на пианино там же, в магазине. Звучать мелодия могла примерно так:

 

 

Возможно, Билли даже напевала, поскольку у мелодии были слова, написанные её матерью Анной Уелкер. Расслышав нечто необычное и невероятно привлекательное, начальник отдела был настолько захвачен, что взялся за публикацию песни, у которой, по-видимому, уже было название – «Dangerous Blues» (Ta De Da Da De Dum)...

Удивляться тому, что к концу второго десятилетия молодая белая сочинительница написала блюзовую мелодию, не стоит. Странно, скорее, то, что мелодия удивила новизной менеджера музыкальных изданий из Канзас-Сити. Сама Билли Браун наверняка слышала блюзы еще в салуне своего приёмного отца в  Эврика-Спрингс: где ещё, как не в городских салунах, их могли наигрывать клиентам нанятые музыканты? Кроме того, Билли несколько лет работала демонстратором нот (a sheet music demonstrator) в музыкальном отделе the Owl's Nest Music Shop, а именно эта работа, как нам известно на примере других (Лил Хардин-Армстронг), более всего способствует развитию музыкальной эрудиции, потому что связана с изучением самых новых поступлений. И среди этих поступлений наверняка были нотные тетрадки с блюзами хотя бы того же Вильяма К. Хэнди, которые, конечно же, привлекли внимание молодой работницы, с юности сочинявшей музыку...

Итак, менеджер компании, захваченный необычной мелодией, постарался сделать всё, чтобы её поскорее опубликовать, предчувствуя небывалую удачу. 

И действительно, как только появились ноты – последовал успех, привлекший внимание к блюзу и к самой Билли Браун. В июне 1921 года «Dangerous Blues» записали для Victor популярные в то время the Original Dixieland Jazz Band c не менее популярным сингером Элом Бернаром (Al Bernard, 1888-1949). Вслед за тем Эл Бернар вместе с оркестром саксофониста и бэнд-лидера Бенни Крюгера (Benny Krueger, 1899-1967) записали этот блюз для Brunswick; в июле инструментальные версии уже записывали для Columbia Paul Biese Trio, а для OKeh – Joseph Samuels Jazz Band. Но главное – «Dangerous Blues» признали и приняли черные антрепренеры и блюзвимен: в июне все того же 1921 года этот блюз под аккомпанемент собственного бэнда (Her Jazz Hounds) исполнила для OKeh Мэми Смит (Mamie Smith, 1891-1946), после чего его услышала вся Америка! Далее, уже ставший популярным, этот блюз записали: Элис Лесли Картер (Alice Leslie Carter) – для лейбла Arto; Дороти Додд (Dorothy Dodd) – для Cardinal и, наконец, Мэгги Джонс (Maggie Jones, 1894-?) – для Columbia. Кроме того, влиятельный пианист, композитор и бэнд-лидер Юби Блейк (Eubie Blake, 1887-1983) создал пианоролльную версию «Dangerous Blues», предназначенную для механических пианино... Наверняка были и другие версии, в том числе инструментальные. Одним словом, успех был ошеломляющим и сулил Билли Браун большое будущее, но... В начале декабря 1921 года она умерла от оспы.

В очерке Билла Эдвардса приводится некролог, опубликованный в Music Trade Review (New York City) от 14 января 1922 года, и мы его приводим здесь, поскольку сведений о Билли Браун очень мало и всякое упоминание о ней для нас ценно.  

 

       DEATH OF BILLIE BROWN REGRETTED

Юная композиторша стала жертвой эпидемии

оспы в Канзас-Сити

 

Сочинительница «Dangerous Blues» мертва. «Это кажется непредставимым для нас здесь, в офисе, куда она приходила каждый день, привнося жизнерадостность и добросердечность, – но она ушла», – произнес И Джей Идж (E.G.Ege), менеджер отдела музыкальных изданий компании J.W. Jenkins' Sons Music Co. в Канзас-Сити.

Офис компании J.W. Jenkins' Sons Music Co. в Канзас-Сити, где работала Билли Браун.Билли Браун едва исполнилось восемнадцать (на самом деле ей было 25 или 26 лет. – В.П.), и она только начинала свою многообещающую карьеру композитора популярной музыки. Она ассоциировалась с магазином J.W.Jenkins' Sons Music Co., где в отделе фортепианной музыки демонстрировала мелодии, в том числе и те, что сама сочиняла с детства. Она разослала свой «Dangerous Blues» дюжине музыкальных издательств, но они вернули его. Тогда она пришла в магазин Дженкинса и попросила какую-нибудь работу, чтобы содержать себя и свою мать, и её наняли играть на пианино. Однажды она играла «Dangerous Blues», и мистер Идж, привлеченный необычной формой мелодии, остановился и поинтересовался названием пьесы. Билли ответила, и в результате последовавшей за этим договоренности компания заплатила ей сто долларов за композицию. 

«Dangerous Blues» впервые опубликовали весной 1921 года, и он сразу имел успех: было продано более миллиона копий (имеется в виду нотное издание. – В.П.). К первому июля продажи выросли настолько, что фирма Дженкинса сочла возможным изменить контракт с Билли Браун и выплатить ей гонорар. Так, ей вручили чек на пятьсот долларов, выразив при этом пожелание, чтобы она написала новые песни. Две из них будут изданы в январе: первая – «Lonesome Mama Blues», она появится 1-го января; вторая – «Lullaby Moon», которая выйдет 15-го. Позже будут изданы и другие песни, работу над которыми блестящая юная композиторша закончила перед своей безвременной кончиной, случившейся на прошлой неделе.

 

 

Грустная история, что и говорить...  И была бы ещё грустнее, если бы короткая жизнь Билли Браун не нашла продолжения в сочиненной ею музыке. Как и было объявлено, ноты «Lonesome Mama Blues» появились в самом начале 1922 года. На красочной нотной обложке напечатаны имена Билли Браун, её матери – Анны Уелкер-Браун и некоего Никеля (E.Nickel), обозначенного как соавтор слов и потому навсегда оставшегося в блюзовой истории... А далее пришёл черед музыкантов и фирм грамзаписи. Первыми «Lonesome Mama Blues» записали бэнд the Virginians со своим лидером – кларнетистом-виртуозом Россом Горманом (Ross Gorman, 1880-1953). Это, согласно дискографии DAHR, произошло 9 марта 1922 года. А далее, в начале мая, Мэми Смит вместе со своим бэндом, в который входил и молодой Коулмен Хокинс (Coleman Hawkins, 1904-1969), записали этот блюз для OKeh (слушайте здесь); затем, в начале июля, «Lonesome Mama Blues» записала для Columbia блюзвумен из Кентукки Эдит Вилсон (Edith Wilson, 1896-1981)... Таким образом, инструментальная версия Фреда Ван Эпса, которую компания Edison выпустила на диске и на цилиндре, является одной из первых версий этого блюза.

 

Представляя ранее один из эдисоновских цилиндров Фреда Ван Эпса (см. здесь), мы обращали внимание на то, что он был не только незаурядным виртуозом и новатором игры на банджо, но еще и банджо-мейкером, технологическое наследие которого по сей день изучается профессионалами. Напомним, что еще в конце 19-го века Ван Эпс подпал под очарование более старшего банджоиста-экспериментатора Весса Оссмана (Vess L. Ossman, 1868-1923), цилиндры которого он слушал на своём фонографе, специально для этого приобретенном ещё в 1896 году. Имея золотые руки, он приспособил свой фонограф для звукозаписи, целый год записывал на восковые цилиндры собственную игру, а затем переслал эти «домашние» цилиндры в компанию Edison. Там оценили способности банджоиста-изобретателя и вскоре записывали его уже для собственной компании. А с 1904 года Ван Эпса записывали и издавали еще и на шеллаковых дисках Victor и Columbia, так что в первые десятилетия он добился признания и популярности, выступая и записываясь как соло-виртуоз, а также и с различными бэндами и известными вокалистами. К 1922 году, когда им был записан «Lonesome Mama Blues», Ван Эпс был уже опытным и признанным музыкантом, не менее значительным для банджоистов, чем его кумир Весс Оссман. В справочных изданиях не фигурирует имя его аккомпаниатора, но я осмелюсь предположить, что им был известный пианист-рэгтаймер Фрэнк Банта-младший (Frank E. Banta, 1897–1969), в то время сотрудничавший с Ван Эпсом. 

 

 

Just hear that whistle blow,

I want you all to know,

That train is taking my sweet man away

From me today to-oo-day.

 

Don't know the reason why,

And I must sigh and cry,

But somethin' 'bout him makes me feel this way,

That's why I say -

 

I've got those lonesome mama blues

Since my love has been refused.

My poor heart's grievin' because he's leavin' me,  

But wait and see!

 

Some day he'll come back again

On that very same old train.

I know he'll never find

Another gal so good and so kind!

 

Every night upon my knees,
I pray the good Lord up above, up above,

"Hear my plea,

Please send him back to me,

The only man I love!"

 

Lord Lord Lord Lord, hear my prayer, now don't refuse,

His sweet love don't let me lose!"

I'm just a lonesome mama singin' lonesome mama blues,

The blues that I can't lose,

Oh mama, (scat),

Can't lose those lonesome blues, those blues, those blues!