Edison Blue Amberol Record 2433. Kitty Berger

 

Romance From «L'Eclair» (Jacques Fromental Halévy)

 

                         Concert zither (1908-1909) by Franz Schwarzer, Washington, Missouri

Kitty Berger (Harp-Zither)

 

New York City.  June 15, 1914

 

На этом эдисоновском цилиндре сквозь толщу века к нам пробивается мелодия романса французского композитора Фроманталя Галеви (Fromental Halévy, 1799-1862), подчеркнуто грустно исполненного на арфа-цитре (Harp-Zither) позабытой сегодня исполнительницей Китти Бергер (Kitty Berger, 1871-1925). Об этой некогда очень известной и принимаемой в высших слоях Европы и Америки исполнительнице нет почти никаких сведений, и только на специальном сайте, посвященном истории цитры в Америке, Zither US, имеется небольшой очерк о Китти Бергер, но и в этом очерке биографических сведений немного. И кстати, как нам называть музыкантшу, играющую на цитре? Арфистка, цитристка?..

Известно, что Китти родилась в 1871 году в Вене, Австрия, ещё ребенком проявила Jacques Fromental Halévy (J. Paul Getty Museum)музыкальные способности, обучилась игре на цитре (не сообщается, где и у кого), а в юношеском возрасте перебралась в Англию, чтобы выступать там с концертами и давать уроки игры на цитре. В Англии исполнительское мастерство Китти Бергер позволило ей войти в высшие социальные круги. Её даже пригласили в Виндзорский замок, чтобы играть перед королевской семьей, и сама королева Виктория была так очарована волшебным звучанием цитры, что подарила Китти кольцо с бриллиантом. Сообщается также, что в Англии Китти Бергер подружилась с величайшей оперной дивой своего времени – Аделиной Патти (Adelina Patti, 1843-1919)

У нас нет сведений о том, когда именно Китти впервые оказалась в Соединенных Штатах. Известно только, что она проживала в Нью-Йорке, на Манхэттене, где её приглашали выступать в частных домах, ресторанах и концертных залах, а в свободное время она давала уроки игры на своем необыкновенном инструменте. Известно также, что Китти Бергер много и часто путешествовала и неоднократно пересекала Атлантический океан, чтобы оказаться в Англии. 

Сообщается, что Китти была замужем за доктором Полом Панкритиусом (Dr. Paul Pancritius), уроженцем Кенигсберга, Пруссия, с которым проживала в Нью-Йорке. Доктор Панкиритиус страдал хроническим заболеванием сердца и в феврале 1896 года скончался, после того как ввел себе чрезмерную дозу морфия, занимаясь самолечением. Ему было немногим за тридцать, и его преждевременная смерть наложила печать грусти и страдания на всю дальнейшую жизнь и творчество Китти Бергер. В упомянутом выше очерке приводится выдержка из статьи, опубликованной в январе 1899 года в The Evening Bulletin

«Мадам Китти Бергер высокая, стройная, очень грациозная, хотя и неторопливая. Она кротка, мила и очаровательна, но несёт на себе тень глубокой печали. Скорбь оставила неизгладимый отпечаток на ее лице, но именно эта скорбь пробуждает сочувствие и симпатию тех, кто слышит её несравненную игру».  ("In person Mme. Kitty Berger is tall, slender and very graceful, though slow of movement. Her manner is gentle, sweet and charming, though having a shadow of deep sadness over it. A great sorrow has left its indelible impress upon her face, but that very sorrow brings her art more into sympathy with those who hear her incomparable playing.")

Несмотря на невосполнимую потерю, Китти Бергер продолжала всецело отдавать себя музыке, ставшей источником утешения в тяжкий период жизни. Она лучше других понимала целительную силу музыки, и это подвигло её на то, чтобы стать своего рода врачевательницей: на Манхэттене Китти часто посещала больницы, надеясь облегчить боль и поднять настроение пациентам своей игрой на цитре, и до нас дошла замечательная фотография, относящаяся к 1911 году, на которой Китти Бергер запечатлена в больничной палате, – кажется, это единственная более-менее качественная фотография, на которой можно разглядеть её лицо и инструмент. Судя по всему, это 43-х струнная модель, изготовленная в 1904 году на фабрике известного мастера из Вашингтона, штат Миссури (Washington, MS), – Франца Шварцера (Franz Schwarzer, 1828-1904). На этом же инструменте Китти Бергер играла в феврале 1907 года во время вечернего концерта в Белом доме и произвела большое впечатление на президента Теодора Рузвельта (Theodore Roosevelt, 1858-1919), который, как сообщала газета The Washington Times от 9 февраля, очень гордился тем, что инструмент Китти был изготовлен в Америке. 

Вскоре после концерта в Белом доме Китти Бергер впервые записалась на звуковой носитель: её сессия для Victor состоялась 4 мая 1907 года в Филадельфии, Пенсильвания (Philadelphia, PA). В тот день были записаны инструментальные версии популярных песен «The Chapel», композитора Конрадина Крейцера (Conradin Kreutzer, 1780-1849), и «Lorelei» Фридриха Зильхера (Friedrich Silcher, 1789-1860)... Обе композиции были хорошо известны изысканной американской и европейской публике, поскольку ранее уже были записаны для Victor популярными сингерами Music's healing power. Kitty Berger performing in a New York Hospital, 1911 (www.zither.us)и квартетами и с удовольствием слушались во многих домах. В 1912 году для того же Victor Китти записала пьесу Франца Абта (Franz Wilhelm Abt, 1819-1885) «The Fisher Boy», «Du Liebes Aug', du Schöner Stern» Луизы Райхардт (Louise Reichardt, 1779-1826) и мелодию из оперы-буффа «La Belle Helene» (Прекрасная Елена) Жака Оффенбаха (Jacques Offenbach, 1819-1880)...

Как видим, на своих сессиях звукозаписи, а также во время публичных концертов Китти Бергер исполняла в основном произведения немецких и австрийских композиторов.  С началом Первой мировой войны это обстоятельство, равно как и австрийское происхождение Китти и сама её фамилия, сыграло негативную роль, поскольку многие американцы, имевшие немецкое происхождение, подверглись остракизму со стороны патриотически настроенных граждан и тщательной проверке на благонадежность со стороны соответствующих органов (The Bureau of Investigation). Не миновала эта участь и Китти Бергер, которую подозревали в прогерманских настроениях. И хотя уже немолодая артистка избежала каких-либо конкретных обвинений, её творческая и личная жизнь существенно пострадали. Сообщалось, что во время войны она «жила тихо и благопристойно» (lived quietly and decently), но с трудом сводила концы с концами, и, конечно, ничего не осталось от её былой популярности. Тем не менее в марте и июле 1920 года Edison еще дважды приглашал Китти Бергер на сессию и затем издавал записанный материал (см. её дискографию на сайте DAHR).  

В свои последние годы Китти Бергер продолжала заниматься творческой благотворительностью в госпиталях Нью-Йорка, за что её прозвали «Hospital Angel». Помимо выступлений в больницах, она также проводила ежегодные сольные концерты для поддержания своих благотворительных начинаний. Китти Бергер скончалась из-за болезни сердца 22 апреля 1925 года в Пресвитерианской больнице Нью-Йорка. Ей было всего 54 года. Одаренная и самоотверженная артистка, она охотно делилась своей музыкой со всеми, кто желал ее слушать. В очерке, который мы здесь излагаем, приводятся слова Китти: «Моя арфа и моя музыка принадлежат людям. Мне же лично – они ничего не должны» (My harp-zither and my music belong to the public. For me, they should care nothing.)

Нельзя сказать, что спустя век творчество и судьба Китти Бергер вызывают интерес у исследователей или у публики, но её вклад в музыкальное наследие Америки безусловно признан, а бескорыстная благотворительная деятельность достойна памяти и уважения.  

Публикуя эдисоновский цилиндр Китти Бергер, мы обращаем внимание на то, что, возможно, именно её печальные записи дошли до глубин Центрального Техаса и каким-то образом повлияли на творчество уникального чёрного проповедника из Тига (Teague, TX) – Вашингтона Филлипса (Washington Phillips, 1880-1954), который, как Franz Schwarzer Zither Factory, Washington, Missouri (www.zither.us)известно, аккомпанировал себе на цитре. В своём очерке о Филлипсе (см. здесь), я написал, что необычный инструмент, и не один, когда-то попал в Техас вместе с переселенцами из Европы и со временем оказался у талантливого чёрного музыканта, который его освоил и пел под него церковные песни. Я никак не предполагал, что в штате Миссури с середины 19-го века имелась фабрика Франца Шварцера, где мастерили прекрасные инструменты, которыми гордился президент Соединенных Штатов, и были великолепные мастера игры на них, такие как Китти Бергер... Но что я, если даже легендарный директор по звукозаписи Columbia Records – Фрэнк Уолкер (Frank Walker, 1889-1963), который записывал Вашингтона Филлипса в Далласе в 1927–1929 годах, вспоминал: «У нас не было названия для этого инструмента. Это было нечто сделанное им самим. Никто на всей земле не мог использовать этот инструмент, кроме него». Уолкер назвал инструмент, на котором играл Филлипс, dulceola, хотя это была обыкновенная цитра...