Vocalion 5002. Uncle Dave Macon

 

               «Wouldn't Give Me Sugar in My Coffee» / «Arcade Blues»

 

macon-a.jpgmacon-b.jpg

Uncle Dave Macon, vocal and banjo

 

  New York City.  September 8/9, 1926  

 

На пожелтевшей постановочной фотографии мы видим шестнадцатилетнего банджоиста из Теннесси — Дэвида Мейкона (David Harrison "Uncle Dave" Macon, 1870–1952). В нём, кажется, нет ещё ничего от лысоватого и грузного комедианта Дядюшки Дэйва, каким он предстал в середине двадцатых, когда впервые оказался в нью-йоркской студии Vocalion.

Анкл Дэйв Мейкон родился в 1870 году в местечке Смартт (Smartt Station), что в пяти милях к юго-западу от МакМиннвилла (McMinnville, TN), в семье бывшего конфедерата капитана Джона Мейкона (Captain John Macon) и его жены миссис Марты Рэмси-Мейкон (Martha Ramsey Macon). В тринадцатилетнем возрасте вместе с родителями Дэйв переехал в Нэшвилл (Nashville, TN), где Мейконы обзавелись отелем. В Нэшвилле произошло и первое знакомство будущего сингера с музыкальной культурой Аппалачей. После смерти отца в 1896 году Дэйв вместе с матерью переехал в небольшой городок Редивилл (Readyville, TN). В 1899 году он женился и тогда же обзавелся фермой близ Редивилла, в местечке Киттрелл (Kittrell), где прожил до самой смерти в 1952 году. Чтобы поддержать всё увеличивающуюся семью (у Дэйва один за другим рождались сыновья — всего шестеро!), он основал семейную фирму (the Macon Midway Mule and Wagon Transportation Company) и занимался перевозкой товаров между Мёрфрисборо (Murfreesboro, TN) и отстоящим от него в двадцати милях Вудбури (Woodbury, TN). Перевозки осуществлялись на мулах, повозкой управлял сам Дэйв Мейкон, и, чтобы давать волю эмоциям, он устраивал импровизированные концерты на остановках. Так он нарабатывал свой богатый репертуар. В 1920 году, с появлением грузовиков, Мейкон оставил свой бизнес и распродал мулов, которые больше не выдерживали конкуренции с автомобилем. К этому времени его сыновья подросли, и Дэйв мог всерьез отдаться любимому занятию — петь и плясать перед соотечественниками.

В 1921 году Мейкон выступил перед публикой в Моррисоне, Теннесси (Morrison, TN), и собрал свои первые семнадцать долларов. А с 1923 года он уже имел статус профессионального музыканта и ездил едва ли не по всей стране. В том году во всё том же Нэшвилле он сошелся с фиддлером Сидом Харкридером (Sid Harkreader, 1898-1988) и выступал с ним в дуэте, став частью крупного и популярного водевильного шоу, странствовавшего по штатам. Естественно, что Мейкона не обошли вниманием фирмы грамзаписи, в то время только-только формировавшие каталоги музыки кантри. 

В июле 1924 года Мейкон и Харкридер отправились в Нью-Йорк на свою первую сессию для Vocalion. Тогда Мейконом были записаны четырнадцать треков, как сольных, так и с напарником-фиддлером. Пластинки пользовались спросом, поэтому Дядюшку приглашали в студию и в последующие годы...

В 1926 году, когда были записаны «Wouldn't Give Me Sugar in My Coffee» и «Arcade Blues», Анклу Дэйву Мейкону было уже пятьдесят шесть, таким образом, он был одним из самых великовозрастных фолк-музыкантов, привлеченных к звукозаписи. Мейкон исполнял комедийные номера, характерные для уличных шоу ушедшего, 19-го, века, пел песни времен Гражданской войны, при этом приплясывал, балагурил... Благодаря его здоровью, памяти и неутомимой деятельности всё это успели записать во всей красе, в том числе на видео.

Как видим, Дядюшка Мейкон пытался освоить ещё и блюз, чрезвычайно модный в середине двадцатых, хотя блюзы в его дискографии —явление исключительное. 

Известно, что банджо как блюзовый аккомпанемент ушел в прошлое еще в начале века, уступив место гитаре. Причин тому несколько, но если бы меня спросили, в чем главная, то я бы, вместо глубокомысленного ответа, предложил сравнить «Arcade Blues» Мейкона с  «Worried Blues» Фрэнка Хатчинсона (Frank Hutchinson, 1897-1945). Тем не менее мы, конечно, знаем цену несравненной силе и ритмовой мощи банджо и любим весёлого Дядюшку Дэйва Мейкона...