OKeh 45377. W. T. Narmour and S. W. Smith

 

«Charleston № 2» / «Carroll County Blues №2»

 

Willie T. Narmour and Shellie W. Smith

 

New York City, NY.   September 23, 1929

 

Пластинка OKeh 45377 появилась у меня сравнительно давно, и я ею очень дорожу, но записывать ролик и публиковать его на сайте до сих пор не решался из-за плохого качества пластинки, вернее, из-за её «запиленности», как принято говорить в среде меломанов. На самом деле качество окиевского прессинга великолепно, одно из лучших в звукозаписи, и поэтому никакие царапины, трещины и запилы не могут совсем уж это качество «убить». Но всё же я решил представить эту пластинку, потому что другой, лучшего качества, у меня нет, как нет пока в нашем распоряжении и лучшей фотографии потрясающего дуэта из глубин Миссисипи. В каком-то смысле наша пластинка находится в полной гармонии с сохранившимся снимком дуэта, который, несмотря на свою ветхость, все же доносит до нас образ фиддлера Вилли Нармура (1889-1961) и гитариста Шелли Смита (1895-1968). Точно так же и трескучая пластинка наша донесет до внимательного уха их нетленное творчество. 

Чарльстон, Миссисипи11 марта 1929 года в Атланте, Джорджия (Atlanta, GA), они впервые записали «Charleston № 1» и «Carroll County Blues № 1», которые вскоре вышли на одной пластинке (OKeh 45317). Дуэт был очень популярным в Кэррол-каунти (Carroll County), в селениях которого Нармур и Смит чаще всего играли на танцах, но нередко выбирались и в соседние районы, так что когда они записывали «Charleston», то имелся в виду миссисипский Чарльстон (Charleston, MS) и никакой другой, равно как и «Carroll County Blues» всецело посвящен местности, где музыканты проживали. 

Обе вещи сразу же принесли славу исполнителям, так как с тех пор стали стандартом от обеих Каролин до Техаса, причем на все времена, ведь и по сей день последователи легендарных фиддлеров прошлого любят играть их на танцах. Популярность этих танцевальных мелодий была таковой, что уже в сентябре Вилли Нармур и Шелли Смит записывали в Нью-Йорке новые версии своих хитов, так что к Старый магазин в Вэлли, Кэррол-каунти, Миссисипи. 2009 г. концу 1929 года вышла еще одна окиевская пластинка (OKeh 45377) с «Charleston № 2» и «Carroll County Blues № 2» , — и вновь небывалый успех! Пришлось менеджерам OKeh, которые в то время уже перешли под крыло могущественной Columbia, вновь приглашать миссисипский дуэт в студию, на этот раз в далекий техасский Сан-Антонио (San Antonio, TX), и уже там в третий раз записывать «Charleston» и «Carroll County Blues» — теперь под номерами ТРИ. И вновь получился шедевр, так как найденная гармония, танцевальный ритм, техническое мастерство и эрудиция музыкантов, прежде всего Вилли Нармура, позволяли развивать тему, кажется, бесконечно, так что, если бы не надвинувшаяся Депрессия, мы наверняка имели бы сейчас и пятнадцатый «Чарльстон», и двадцатый «Кэррол-каунти блюз», и всё бы нам там нравилось, и от всего мы бы «тащились»...   

Здесь всякий раз важно вспомнить вот о чём. 

Случалось, что Вилли Нармур, с рождения проживавший на лёссовых холмах в местечке Вэлли (Valley) на восточной границе миссисипской Дельты, иногда приглашал в напарники (вместо отсутствовавшего по каким-то причинам Шелли Смита) невысокого и крепко сложенного чернокожего пастуха из соседнего Авалона (Avalon, MS), и тот прекрасно справлялся с задачей. И когда однажды заезжие «искатели талантов» поинтересовались у Нармура, не знает ли он в своем районе кого-нибудь из талантливых музыкантов, он сразу же назвал имя своего соседа. Так в феврале 1928 года в мемфисской студии OKeh оказался Джон Хёрт (Mississippi John Hurt, 1892-1966), впоследствии всемирно знаменитый гитарист и сингер, один из главных и любимых героев кантри-блюза.

Пройдут десятилетия, сменятся эпохи, и в начале шестидесятых молодые просвещенные энтузиасты вспомнят о Джоне Хёрте. Они отправятся на его поиски в Миссисипи, разыщут его крохотный домик, затерявшийся на холмах, и постучатся в дверь... И вскоре Миссисипи Джон Хёрт обретет всемирную славу и признание, его будут приглашать на телевидение и радио, на самые престижные фолк-фестивали и в самые модные фолк-клубы, его будут зазывать в студии, и один за другим будут выходить его роскошные виниловые лонгплеи... Но еще до всего этого он расскажет о своем соседе, неприметном водителе школьного автобуса, всеми забытом фиддлере, благодаря которому он однажды оказался в мемфисской студии... Увы, к этому времени великий миссисипский фиддлер Вилли Нармур уже будет покоиться на Mount Pisgah Cemetery, неподалеку от которого прошла вся его жизнь. Мы обязательно должны там побывать...