Gennett 5271. Wendell Hall

 

«It Ain't Gonna Rain No Mo'»  / «Red Headed Music Maker» 

 

Wendell W. Hall,  vocal with ukulele

 

New York City.  October 1, 1923

  

Имя Венделла Холла (Wendell W. Hall, 1896-1969) сегодня редко упоминается, но если кто-то и вспоминает этого сингера, то именно в связи с песнями «It Ain't Gonna Rain No Mo'» и «Red Headed Music Maker». Первая из этих песен стала в 1924-1925 годах хитом по обе стороны Атлантики, а вторая получила известность, потому что дала прозвище самому автору, которого из-за рыжих волос стали называть «the red-haired music maker» – что-то вроде рыжеволосого музыканта. Ещё Венделл Холл, благодаря своей недолгой славе, настолько популяризировал укулеле, что в своё время его именем даже назвали специальную серию этого инструмента –Wendell Hall ukuleles, за которой охотятся коллекционеры, зачастую не зная, кто такой этот Венделл Холл.

А о нём действительно известно немного. Холл родился в городе Сент-Джордж, штат Канзас (St. George, KS), 23 августа 1896 года. Будучи подростком, он пел и подыгрывал себе на ксилофоне (the singing xylophonist), а затем выучился игре на укулеле. Во время Первой мировой Холл был призван в армию, после армии обосновался в Чикаго, где стал артистом на водевильной сцене, а в 1921 году получил работу штатного артиста на незадолго до того открывшейся радиостанции KYWВлияние радио еще только начинало проявляться, охват территории ещё не был столь масштабным, но всё же участие артиста в радиопередачах, во время которых слушатели могли обратиться с заявкой на ту или иную песню и тут же её услышать, было новым, увлекательным и вскоре стало модным, так что о Венделле Холле можно говорить как о пионере музыкальной радиоиндустрии. Именно на радио, во время бесчисленных выступлений, он отшлифовал свой репертуар и добился известности, позволившей ему в 1923 году попытать счастья и в грамзаписи. Как сообщает Encyclopedia of Great Popular Song Recordings, Vol.3, Холл отправился в Нью-Йорк вместе с Карсоном Робисоном (Carson Robison, 1890-1957), в будущем прославленным сингером, гитаристом и сонграйтером, чтобы подписать договор с представителями Victor Talking Machine Company. Ничего не могу сказать насчет Робисона, но на своей самой первой сессии, состоявшейся 1 октября 1923 года, Венделл Холл записывался один под собственный аккомпанемент на укулеле, и его первая же пластинка с «It Ain't Gonna Rain No Mo'» и «Red Headed Music Maker»  произвела фурор.

Считается, что следы «It Ain't Gonna Rain No Mo'» ведут в штат Кентукки, к семидесятым годам 19-го века, ко временам расцвета шоу менестрелей, а сама песня связана с афроамериканской танцевальной традицией. Так отмечено в опубликованной в 1927 году антологии The American Songbag, собранной поэтом и фольклористом Карлом Сандбургом (Carl Sandburg, 1878-1967).  В уже упомянутой Encyclopedia of Great Popular Song Recordings сообщается, что похожая мелодия встречается в песне «Satan's Camp-a Fire» из сборника песен рабов Slave Songs of the United States, изданного еще в 1867 году. В 1911 году социолог, писатель и фольклорист Ховард Одум (Howard W. Odum, 1884-1954) опубликовал ноты песни «I Ain't Bother Yet», в припеве которой имеются слова – Ain't goin' to rain no mo'...

Что касается записи, то первый банджоист, сделавший коммерческие записи, –Вильям Ломас (William B. Lomas, 1859-1941), выступавший под псевдонимом Will Lyle, записал эту песню для эдисоновской компании North American Phonograph 2 октября 1889, назвав песню «Going To Rain Any More», и меньше чем через месяц записал её еще раз, но под названием «Ain't Going To Rain No More». Влияние небольших тиражей эдисоновских цилиндров на популярность песни не следует переоценивать, но наверняка «It Ain't Gonna Rain No Mo'» исполняли певцы и музыканты во время бесчисленных шоу менестрелей, звучала она и на водевильной сцене многих городов, так что песня или её отзвуки были знакомы Венделлу Холлу с юности, а уже во время работы на радиостанции он дополнил её новыми куплетами, обработав в той самой менестрельной театральной традиции, которую слышал на заре века. 

Итак, Холл заключил контракт с Victor Talking Machine Company и осенью 1923 года прибыл на сессию в Нью-Йорк, где находилась одна из студий компании... 

Если мы заглянем на страничку DAHR, то увидим, что запись «It Ain't Gonna Rain No Mo'» для Victor сделана Холлом 1 октября 1923 года в Нью-Йорке под собственный гитарный аккомпанемент (Male vocal solo, with guitar), однако, как отмечено в файлах компании, эта запись по каким-то причинам оказалась уничтоженной (destroy)Ничего victor.jpgстрашного. Спустя всего три дня, 4 октября, Холл вновь записывает эту песню, на этот раз для компании Edison – это исполнение можно услышать здесь. И хотя отмечено, что сингер аккомпанирует на гитаре, на записи мы слышим укулеле. Ещё через шесть дней, 10 октября, Венделл Холл вновь оказывается в студии Victor, на этот раз в Камдене (Camden, NJ), где записывает две песни – «Hoo-doo Blues» и «Struttin' Hound» – под фортепианный аккомпанемент сонграйтера из Чикаго Хэрри Гайса (Harry Geise, 1896-1953), а уже 12 октября в нью-йоркской студии Холл записывает для Victor «It Ain't Gonna Rain No Mo'» и «Red Headed Music Maker», подыгрывая себе на укулеле. На этот раз запись прошла удачно, и спустя пару месяцев обе песни вышли на пластинке Victor 19171.

Между тем из The Complete Entertainment Discography (1890-1942) Брайана Раста (Brian Rust) мы узнаем, что ещё 1 октября обе эти песни были записаны Холлом для компании Gennett, и дискография лейбла на сайте 78discography.com это подтверждает (см. 5000 - 5500 Numerical Listings). Таким образом, если верить справочникам, которые могут быть неточными, запись для Gennett произведена в тот же день, что и «забракованная» (destroy) запись для Victor. В статьях о песне мы не встречаем никаких размышлений и догадок на этот счет. Возможно, речь идет об одной и той же записи, которую Victor переуступил (перепродал) компании Gennett, а в собственных сводках отметил её как неудавшуюся; также возможны ошибки в регистрации даты записи – такое бывало; наконец, сингер мог в один день участвовать сразу в двух сессиях для разных лейблов... Это кажется непредставимым, но только не в случае с Венделлом Холлом, который, будучи опытным радиосингером, исполнял заказы своих слушателей в прямом эфире и мог запросто повторять понравившуюся песню сколько угодно раз... Все это лишь наши размышления, которые на самом деле не очень-то и важны. В любом случае запись, сделанная для Gennett Records 1 октября 1923 года в Нью-Йорке, может считаться самой первой из всех записанных версий «It Ain't Gonna Rain No Mo'», ставшей одной из наиболее популярных песен всех времен.

Как сообщают источники, было продано более двух миллионов копий этой песни – видимо, имеется в виду её издание на VictorGennett и Edison. Последний выпустил песню как на дисках, так на цилиндрах. Были также выпущены пиано-роллы этой песни (Q-R-S-2535), кроме того, издавались и переиздавались ноты, которых, как сообщается, продалось несколько миллионов копий; а ещё к этому можно добавить различные версии, записанные другими певцами и музыкантами. Из статьи в Wikipedia мы узнаем, что песня стала хитом и в Великобритании, где на легендарном Уэмбли её пели болельщики Sheffield United во время победоносного для них финала Кубка Англии 1925 года, и это событие сделало «It Ain't Gonna Rain No Mo'» популярной футбольной песней той эпохи.

Любопытно, но невероятной популярности песни способствовала небывало дождливая погода в восточных штатах зимой 1923-1924 года, из-за чего Венделл Холл со своей песней попал, что называется, «в тему», выразив чаяния и надежды миллионов жителей на хорошую погоду: под задорную песню «It Ain't Gonna Rain No Mo'» было легче переносить ненастье...

Став в одночасье звездой, Венделл Холл в продолжение двадцатых еще много раз побывал в студии, записывался как соло, так и с другими музыкантами, в том числе и с Карсоном Робисоном, но именно благодаря «It Ain't Gonna Rain No Mo'» он обеспечил себе место в истории американской популярной музыки. Он также известен как мастер игры на укулеле и как автор специального пособия для игры на этом простом инструменте.

Как это часто бывает, звездная слава Венделла Холла была недолгой, а память о музыканте – короткой. И хотя он, прожив 73 года, умер относительно недавно – в 1969 году, нам неизвестно даже, где он похоронен. Глобальный интернет-ресурс Find A Grave на страничке, повествующей о сингере, в графе о месте его погребения сообщает кратко – unknown. Было бы хорошо, если бы о Венделле Холле и его песне вспомнили в английском Шеффилде: ведь футбольная команда этого города после 1925 года так больше и не владела Кубком Англии...   

 

 

 

Well the butterfly flits on wings of gold,

The June Bug wings of flame,

The bed bug has no wings at all,

But he gets there just the same!

 

Oh, it ain't gonna rain no mo', no no mo',

No no, no no no mo'.

How in the world can the old folks tell

It ain't a-gonna rain no mo'?

 

Well a bull frog sittin' on a lily pad,

Lookin' up at the skies.

Oh, the lily pad broke and the frog fell in,

Got water all in his eyes...