Brunswick 256. Kessinger Brothers

 

«Chicken In The Barnyard» / «Devil's Dream»

 

           Clark Kessinger, 1960s 

Clark Kessinger, fiddle; Luches Kessinger, guitar; Ernest Legg, calls

 

Ashland, Kentucky.  February 10 and 11, 1928

 

Мы уже рассказывали на наших страницах об этом дуэте, представляя их пластинку Brunswick 247, также записанную в Ашленде, Кентукки (Ashland, KY), и обращали внимание на то, что the Kessinger Brothers на самом деле были дядей и племянником. Лукас, по прозвищу «Люк» (Luches "Luke" Kessinger, 1906-1944),  был на девять лет младше Кларка (Clark Kessinger, 1896-1975) и в продолжение многих лет являлся его партнёром, точнее — аккомпаниатором на сцене, на танцплощадках, во время радиопередач, в студиях грамзаписи, повсюду. Таким образом, главным действующим лицом был Кларк Кессинджер, техническим способностям и репертуарному диапазону которого помогало знание творчества великих классических скрипачей, пластинки которых он слушал и разучивал. За счёт своего универсализма, помноженного на природный талант, Кларк смог выдвинуться из среды фиддлеров Западной Вирджинии и Восточного Кентукки и даже затмить своего легендарного земляка – слепого фиддлера Эда Хэйли (James Edward "Ed" Haley, 1885-1951), учителя и James Edward Haleyкумира своей юности. В иерархии фиддлеров Кларка Кессинджера можно поставить рядом с великим Клейтоном МакМиченом (Clayton McMichen, 1900-1970), и вовсе не случайно исследователь кантри-музыки Тони Расселл (Tony Russell) считал, что Кларк Кессинджер «был для фиддлеров-олдтаймеров почти тем же, кем для джазменов был Луи Армстронг». Остаётся только сожалеть, что в годы своего творческого расцвета он записывался в течение всего лишь двух с половиной лет: с февраля 1928 по сентябрь 1930 года. Правда, любители фиддлинга и олд-таймов были отчасти вознаграждены тем, что в шестидесятые, во времена Фолк-Возрождения, энтузиасты разыскали уже пожилого Кларка, вернули его на большую сцену и даже записали несколько его пластинок. Имеется замечательное видео с выступлением Кларка Кессинджера на фолк-фестивале в Ньюпорте, так что можно увидеть этого великого фиддлера в действии: в окружении двух молодых и крепких аккомпаниаторов-истуканов старый музыкант из глубин Аппалачей выдает эпохальную «Sally Johnson» и не только скрипкой, но всем своим телом показывает, что значит настоящая танцевальная культура древних Аппалачей... (См. здесь.)

Родившись в июле 1896 года в холмистой Канава-каунти (Kanawha County), в местности, именуемой South Hill, Кларк с детства был вовлечен в музыкальную Charleston, WV, 1920sкультуру этого края. Первым музыкальным инструментом, на котором он выучился играть, был банджо. Но в те времена в Аппалачах, да и на всем Юге, царствовал фиддл, к тому же прадед и двоюродный дед Кларка были известными в округе фиддлерами. Так что вскоре он овладел игрой на фиддле, да так, что отец стал брать его в салун на заработки. По более поздним воспоминаниям Кессинджера, он играл танцевальные мелодии в салуне с семилетнего возраста, зарабатывая за ночь от десяти до пятнадцати долларов – больше, чем его отец зарабатывал за неделю тяжелого труда. При этом у юного фиддлера даже не было собственной скрипки, и её приходилось у кого-нибудь одалживать...

Во время Первой мировой войны Кларк Кессинджер служил на флоте, а по окончании службы вернулся в родные места и продолжил играть на местных танцах. Он также участвовал в конкурсах фиддлеров, которые в южных штатах приобрели невероятную популярность и размах. В отличие от фиддлеров старшего поколения, Кларк Кессинджер не очень-то любил играть сольные номера, предпочитая выступать с гитаристом-аккомпаниатором, отыскать которого было не так-то просто. С начала двадцатых таковым для Кларка стал его подросший племянник – Люк Кессинджер. «Он играл чисто, так чисто, насколько это возможно, и это мне в нем очень нравилось. Умел выдавать нужные ноты в нужный момент... Отзывался точно и своевременно на каждый звук, который я брал, при этом не замедлял и не ускорял темп... Что ж, мы привыкли друг к другу, сыгрались... Привыкли играть вместе в различных местах. Причем играли за просто так, никогда ничего не зарабатывали», – вспоминал о своём более молодом партнере Кларк...

Мы здесь и далее цитируем очерк исследователя фолк-музыки Чарльза Вулфа (Charles Wolfe, 1943-2006), посвященный Кларку Кессинджеру и опубликованный в сборнике Mountains of Music: West Virginia Traditional Music from Goldenseal (Edit. by John Lilly, Chicago, IL, 1999).

На локальном уровне авторитет и известность Кларка и Люка Кессинджеров были довольно высокими, и это позволило им вести собственное шоу на радиостанции WOBU, открывшейся в октябре 1927 года в родном для них Чарльстоне (Charleston, WV).

Между тем искатель талантов (talent scout) и агент по звукозаписи из компании  Brunswick-Balke-Collender Джеймс О'Киф (James O'Keefe), следуя примеру удачливых коллег из других ведущих лейблов, занялся поиском фолк-музыкантов в Аппалачах, и прежде всего его интересовали фиддлеры, коммерческий интерес к которым достиг своего апогея именно в те годы. В феврале 1928 года он с коллегами прибыл в Ашленд, расположенный в живописной местности на западном берегу реки Огайо, у границы сразу трех штатов – Кентукки, Огайо и Западной Вирджинии, – и развернул временную студию в одном из музыкальных магазинов. Благодаря Чарльзу Вулфу мы даже можем узнать точный адрес сессий в Ашленде: Carter's Phonograph and Music Shop at 217 Sixteenth Street. Далее все шло по накатанному сценарию: объявление в местной прессе и на радио, опросы авторитетных жителей, прослушивание кандидатов и утверждение лучших из них к записи на пластинку... Кессинджеров Джеймсу О'Кифу рекомендовал местный преподаватель игры на скрипке, имя которого сохранилось в истории – Ричмонд Хьюстон (Richmond Huston). Судя по всему, рекомендации были таковыми, что Кессинджеров избавили от прослушивания, сообщив, что начало сессии назначено на 9:30 утра 10 февраля. Кроме того, О'Киф передал Кларку пластинку Columbia 15189-D миссисипского стринг-бэнда the Leake County Revelers c хитом последних месяцев – «Wednesday Night Waltz», записанным в апреле 1927 года в Новом Орлеане, и спросил, не сможет ли Кларк представить свою версию этой вещи. Фиддлер ответил утвердительно, ведь он любил исполнять вальсы... Ну а затем состоялась сессия, длившаяся для Кларка и Люка Кессинджеров два дня. Всего было записано 14 вещей, изданных вскоре на лейбле Brunswick. На самой первой из этих пластинок (Brunswick 220) как раз и были «Wednesday Night Waltz» и «Goognight Waltz», также ставшие хитами. Пластинка принесла существенную прибыль компании и Джеймсу О'Кифу, а Кларк и Люк довольствовались славой и гарантиями будущих сессий, потому что больших денег они не заработали... 

Сегодня благодаря Youtube мы можем запросто прослушать оба исполнения «Wednesday Night Waltz» и убедиться, насколько они отличаются, при том что обе версии потрясающие! Оригинал в исполнении the Leake County Revelers более насыщен (там все же четыре музыканта!), ритмически более жёсток из-за того, что в аккомпанементе доминирует банджо, кроме того, их вальс – двухтемповый: к середине медленный ритм сменяется быстрым, затем вновь замедляется. У Кессинджеров вальс от начала до конца плавный и мелодичный, очевидно, что Кларк использует ту самую технику (smooth), которую заимствовал еще в детстве у слепого фиддлера Эда Хэйли, при этом и гитара Люка также звучит значительно мягче, чем банджо с его короткими резкими звуками...

Две танцевальные мелодии «Chicken In The Barnyard» и «Devil's Dream», которые изданы на нашей пластинке Brunswick 256, также были записаны в дебютную сессию и Clark Kessinger, Ernest Legg and Luches Kessingerтоже пользовались успехом у покупателей, причем не только в Аппалачах. И здесь время сказать о третьем участнике сессии – Эрнесте Лэгге.

Неотъемлемой частью танцевальной традиции Аппалачей, особенно там, где выросли Кессинджеры, были так называемые calls: когда основной музыкант, в данном случае фиддлер, громко и в такт своей ведущей партии подсказывает танцующим последующие их движения, можно сказать, что он их инструктирует... Танцующие, разумеется, и без этого знают, как танцевать, причем едва ли не с рождения, но музыкант своими короткими выкриками как бы их заводит, не дает остановиться, не дает скучать, а поскольку танцы могут длиться долго, то своими присказками, иногда шуточными или даже фривольными, он публику еще и забавляет. Словом, это гармоничное добавление к самим танцам, и подобная традиция присутствует в танцах многих народов, от которых и перекочевала в Аппалачи... Без сомнения, Кларк Кессинджер был первоклассным коллером (dance caller), но в условиях звукозаписи того времени, да еще в полевых условиях, качественно записать фиддлера одновременно с его же выкриками (коллами) было затруднительно, поэтому прибегли к помощи оказавшегося поблизости Эрнеста Лэгга, который мастерски справился с задачей. И мы, пользуясь случаем, должны внимательно прислушаться к его коллингу, к его голосу. В своем очерке Вулф характеризует его как «спокойный горный тенор» (a laid-back mountain tenor) и отмечает, что длинные каскадные фразы коллера обладают внутренним ритмом и как бы продолжают замысловатые фигуры фиддла... 

Разумеется, подобная народная традиция требует понимания, между тем как боссов из Brunswick-Balke-Collender Company она, видимо, раздражала: им казалось, что она отрицательно сказывалась на продажах пластинок, что выкрики мешали слышать музыку. По этой причине в последующих сессиях Кларк и Люк Кессинджер обходились без коллера... Добавим также, что идея сделать из музыкантов «братьев» принадлежит Джеймсу О'Кифу, считавшему, что с точки зрения маркетинга The Kessinger Brothers звучит куда убедительнее, чем если бы на этикетке пластинки значились дядя с племянником...