Columbia 15125-D. Riley Puckett

 

«Put My Little Shoes Away» / «Take Me Back To My Old Carolina Home»

 

puckett-a738.jpgpuckett-b739.jpg

Riley Puckett, vocal and guitar

 

Перед нами одна из множества пластинок, записанных для Columbia Records её признанным фаворитом двадцатых – великим слепым гитаристом и сингером Райли Пакеттом (Riley Puckett, 1894-1946). Он был крупной фигурой Фолк-Возрождения двадцатых: универсальный музыкант, композитор, сонграйтер, владевший огромным и разнообразным песенным репертуаром, настоящий менестрель и сонгстер, блестяще проявившийся и в стринг-бэндах, и в дуэтах с другими выдающимися музыкантами, и как неподражаемый соло-артист. Райли Пакетт своим творчеством оказал влияние на целый пласт гитаристов и сингеров нескольких поколений. Как могли мы обойти такую фигуру, уделив Пакетту лишь несколько беглых строк во всех наших исследованиях, очерках и заметках?!

Но не мы одни обошли его стороной. Явно незаслуженно Райли Пакетт был обделён вниманием и во времена нового Фолк-Возрождения пятидесятых–шестидесятых, оказавшись заслонённым не только живыми легендами прошлого, но и музыкантами менее масштабными и влиятельными. Возможно, сказалось то, что его упустил из виду (конечно, неумышленно) Гэрри Смит (Harry Everett Smith, 1923-1991), который не только не включил Райли Пакетта в Anthology of American Folk Music, но даже не упомянул его в многостраничном буклете, приложенном к этому изданию, считавшемуся библией для послевоенного поколения фолк-музыкантов и исследователей англо-американского фольклора. Позже слепой сингер из Джорджии стал ассоциироваться со стринг-бэндом the Skillet Lickers, в котором он пребывал в тени феноменальных фиддлеров этого великого бэнда. Подобное восприятие сохранилось и lp-1.jpgпосле того, как в 1969 году на лейбле GHP Records (Cuxhaven, Germany) вышел лонгплей Old Time Greats, Volume 1 (GHP LP 902) с переизданиями баллад и песен, записанных Райли Пакеттом в двадцатые-тридцатые годы. Комментарии к этому лонгплею, вероятно написанные его продюсером Гердом Хейделером (Gerd F. Hadeler), – первая серьезная попытка отделить Пакетта от роли сайдмена the Skillett Lickers и представить его как крупную самостоятельную фигуру в истории фолк-музыки. К сожалению, в продолжение последующих лет жизнь и творчество Райли Пакетта по-прежнему не вызывали особенного интереса у исследователей, и очерк Тони Расселла (Tony Russell) в его важнейшей книге Country Music Originals. The Legends and the Lost (Oxford, 2007, p.36-38) и по сей день остаётся главным исследованием о великом слепом музыканте. Уже в наши дни, когда благодаря Интернету почти всё музыкальное наследие Райли Пакетта стало широкодоступным, а в поиски и исследования так или иначе вовлечено множество людей, информация о Пакетте множится сама собой, и, возможно, мы дождёмся наконец серьезного исследования о нём или даже биографии. Пока же... Пока мы даже не знаем точного места, где Райли Пакетт родился, хотя время его появления, кажется, известно – 7 мая 1894 года...

По одним сведениям, будущий сонгстер родился в небольшом селении Алфаретта (Alpharetta, GA), расположенном к северо-востоку от Атланты (Atlanta, GA); по другим – он появился на свет в небольшом городке Даллас (Dallas, GA), находящемся в пятнадцати милях к северо-западу от столицы Джорджии. Считается, что Райли не родился слепым, но потерял зрение в раннем детстве после неудачного (или неумелого) лечения какой-то глазной инфекции. В семилетнем возрасте ребенок был определен в школу для слепых в Мэйконе, Джорджия (Macon, GA)... Далее, как пишет в своем очерке Тони Расселл, следы Райли теряются, а имя его всплывает лишь в 1922 году в журналах регистрации участников музыкальных радиопередач в Атланте.

Мы к этому добавим, что в 1922-1925 годах в этой же школе для слепых – Georgia Academy for the Blind – учился и получил музыкальное образование величайший блюзовый гитарист и сингер Джорджии – Блайнд Вилли МакТелл (Blind Willie McTell, 1898-1959). В этом учебном заведении МакТелл отточил свою феноменальную технику игры на гитаре, создал репертуар и по окончании учебы вернулся в Стэйтсборо (Statesboro, GA) уже настоящим музыкантом. То же самое, я полагаю, произошло ранее и с Райли Пакеттом: в Академии для слепых лучше всех знали, чем может заработать на жизнь слепой человек с музыкальными способностями, и, судя по всему, там имелись замечательные учителя, которых мы должны поминать с благодарностью...

Выйдя из школы для слепых, молодой талантливый музыкант, к тому же имеющий на руках свидетельство об окончании учебного заведения, мог участвовать в различных музыкальных мероприятиях, выступать в популярных на Юге конкурсах музыкантов, мог примкнуть к труппе менестрелей или участвовать в театральных постановках, а мог самостоятельно, с гитарой наперевес, странствовать по городам, зарабатывая на жизнь, как это делали в те времена слепые сингеры. Но, коль скоро его следы в начале двадцатых обнаруживаются в Атланте, можно предположить, что ареал обитания Райли Пакетта не простирался особенно далеко от штата Джорджия и его столицы. 

В примечаниях к уже упомянутому лонгплею Old Time Greats сообщается, что впервые его голос и гитара прозвучали в сентябре 1922 года в одной из музыкальных программ на радиостанции WSB – первой коммерческой радиостанции на Юге. Тогда Райли Пакетт выступил в составе стринг-бэнда the Home Town Boys, лидером которого был великий фиддлер-новатор Клэйтон МакМичен (Clayton McMichen, 1900-1970). В бэнд также входили выдающийся мандолинист, банджоист и фиддлер Эзра «Тед» Хокинс (Ezra "Ted" Hawkins, 1894-1985), его брат – гитарист Вильям «Босс» Хокинс (William "Boss" Hawkins), а также Чарльз Виттен (Charles Whitten) и Майлз Виттен (Miles Whitten), по-видимому тоже братья... Газета Atlanta Journal сообщала: «Home Town Band, уже полюбившийся слушателям WSB,  приятно всех удивил, представив в четверг вечером мистера Пакетта в качестве одной из своих звезд».

«В четверг вечером» – это 28 сентября 1922 года...

Прошло полтора года, прежде чем успехи слепого сингера на радио вызвали интерес у фирм грамзаписи, в частности у Columbia, деятели которой искали рынок сбыта продукции и стремились расширить свой каталог. В феврале 1924 года Райли Пакетт и один из его тогдашних партнёров – уже известный во всей Джорджии фиддлер Гид Таннер (James Gideon "Gid" Tanner, 1885-1960), а также при участии молодого и предприимчивого музыканта, артиста и вместе с тем представителя Columbia Records в Атланте Дэна Хорнсби (Isaac Daniel Hornsby, 1900-1951) сделали тестовые записи нескольких песен, а уже в начале марта отправились в Нью-Йорк на свою первую сессию грамзаписи. Сессия продолжалась два дня, 7 и 8 марта, и положила начало огромным дискографиям как Таннера, так и Пакетта. В сентябре того же 1924 года оба музыканта вновь были в нью-йоркской студии Columbia. В том году за две сессии ими было записано более полусотни мелодий и песен, ставших классикой музыки кантри, и некоторые авторы справедливо замечают, что многие из этих песен, в том числе такие как «Rock All Our Babies To Sleep» или «Blue Ridge Mountain Blues», записаны за три года до Бристольских сессий, выдвинувших Джимми Роджерса (Jimmie Rodgers, 1897-1933) на первые роли в музыке кантри и хиллбилли.

Ещё бы! Разве мог конкурировать слепой, полный, почти всегда сумрачный и статичный Райли Пакетт с высоким, стройным и обаятельным красавцем из миссисипского Меридиана (Meridian, MS), иметь дело с которым – одно удовольствие, а записывать на пластинки или снимать на кинопленку – верная прибыль! Но если мы вслушаемся в йодлинг Райли Пакетта – например, в его «Away Out On The Mountain» или «The Moonshiner's Dream», – то обнаружим вокал не менее впечатляющий, чем у Роджерса. В то же время я нахожу репертуар и исполнительский диапазон Пакетта более широким и разнообразным: послушайте, как он дополняет вистлингом (whistling) свой лирический тенор в задушевном вальсе «Don't Try It For It Can't Be Done» или в сентиментальной «I'm Going To Georgia», а ведь в обеих вещах и аккомпанемент безупречный... Ранее в нашей рубрике мы уже представляли пластинку Columbia 107-D –  самую первую из всех пластинок Райли Пакетта и Гида Таннера, но обращаем на неё внимание ещё раз, так как именно в период её записи формировался костяк влиятельнейшего стринг-бэнда двадцатых – the Skillet Lickers, и Райли Пакетт играл в этой группе одну из ключевых ролей. 

Тони Расселл и другие исследователи отмечают особенную игру Пакетта-гитариста. Будучи партнером таких высококлассных фиддлеров, как Гид Таннер, Билл Хелмс (Bill Helms) или чемпион из чемпионов – Клэйтон МакМичен, он не оставался лишь аккомпаниатором при ярком солисте, как это было в те времена в большинстве случаев, а старался выдвинуть гитару, что ему почти всегда удавалось. «С ним было непросто играть» (He was hard to play with), – признавался еще один участник the Skillet Lickers фиддлер и гитарист Лоу Стоукс (Lowe Stokes, 1898-1983)... Конечно! Райли Пакетт был хоть и слепым, но совершенно независимым, гордым, честолюбивым, а главное, имел потрясающий голос и в этом был несомненным лидером во всех тех бэндах, в которых участвовал. А каковы вокальные дуэты Райли Пакетта с Хью Кроссом (Hugh Cross, 1904-1970), более молодым гитаристом, банджоистом и сингером из Теннесси! Баллады, популярные и шутливые песни, блюзы, йодлинги – всё удавалось ему исполнять на высочайшем уровне, и публика ждала этих песен, несмотря на то что фиддл в то время был самым модным инструментом в стринг-бэндах. Под игру искусного фиддлера-виртуоза люди танцевали до упаду, а такого сингера, как Пакетт, они слушали сердцем и ждали от него новых песен... «Райли доказал, что люди хотели слышать пение, и если на каких-то записях он не пел, то такие пластинки не особенно и продавались», – говорил Клэйтон МакМичен, который, кроме прочего, записывался с Райли Пакеттом дуэтом под псевдонимом Bob Nichols, и это прекрасные исполнения... 

Mrs. Blanche H. Bailey and Robert Puckett. Riverdale, GA. 1979 (from the collection of Roy Robert Puckett)Разумеется, обо всех этих достоинствах слепого музыканта знали менеджеры Columbia, которые берегли и высоко ценили своего фаворита: один только сверхпопулярный герой двадцатых-тридцатых техасец Вернон Далхарт (Vernon Dalhart, 1883-1948), со своей немыслимой дискографией, сделал для каталога музыки хиллбилли Columbia Records больше, чем Райли Пакетт... Тони Расселл называет число проданных пластинок, на которых Пакетт записан соло или дуэтом с другими музыкантами, – 1.750.000! Невероятная цифра для этого жанра. Но к этим зафиксированным и учтенным записям следует добавить и большое число незарегистрированных, к которым Райли Пакетта привлекали в качестве аккомпаниатора. Нетрудно предположить, что подобного результата мог добиться лишь необыкновенно трудолюбивый и организованный музыкант, обладающий огромным репертуаром и завидной памятью. Его дочь вспоминала, что Райли слушал все подряд. По её словам, «радио было первым, к чему он подходил, как только просыпался. Он мог всего один раз услышать ту или иную песню – и сразу же подбирал к ней аккорды и пел от начала до конца». Ну конечно, радио было главным источником пополнения слепым сингером своего музыкального материала!

После краха индустрии грамзаписи, последовавшего вслед за Великой депрессией, и вынужденного перерыва Райли Пакетт вернулся на сцену в 1934 году, подписав контракт с лейблом Bluebird. В течение нескольких лет он записал для Bluebird около сотни сторон с популярными песнями, балладами, танцевальными мелодиями, а в 1937 году Райли сотрудничал еще и с Decca. При этом слепой музыкант регулярно выступал на радиостанциях Юга и Среднего Запада. Его последняя сессия состоялась 2 октября 1941 года в Атланте...

К сожалению, совсем мало сведений о частной жизни нашего героя. Выше мы цитировали его дочь – значит, у него была и любимая женщина, была семья, а сам он был любимым отцом и мужем... В Интернете в одной из статей приведена относящаяся к апрелю 1979 года фотография, на которой в своем доме в Ривердэйле (Riverdale, GA) запечатлена миссис Блэнш Бэйли (Blanche H. Bailey) с сыном Робертом Пакеттом (Robert Puckett). Отмечено, что миссис Бэйли – бывшая миссис Райли. Следовательно, Роберт – его сын, к тому же очень похож на Райли Пакетта, к несчастью очень рано ушедшего в иной мир... Как сообщают источники, он умер от заражения крови, случившегося из-за какого-то пустяшного фурункула на шее. Хороша медицина! В раннем детстве из-за какой-то глазной инфекции Райли ослеп, а в возрасте чуть старше пятидесяти – погиб из-за тривиального кожного воспаления... Райли Пакетт скончался 13 июля 1946 года в больнице Ист-Пойнта, Джорджия (East Point, GA). Похоронен великий слепой сингер на кладбище рядом с баптистской церковью Энона (Enon First Baptist Cemetery).

 

 

Теперь несколько слов о пластинке Columbia 15125-D, которую мы здесь представляем. 

Сентиментальная баллада «Put My Little Shoes Away», сочиненная сонграйтером Самюэлем Митчеллом (Samuel N. Mitchell, 1846-1905) и композитором Чарльзом Прэттом (Charles E. Pratt, 1841-1902), впервые опубликована в Бостоне в 1873 году и записана Райли Пакеттом 20 апреля 1926 года в Атланте. Считается, что это самое первое исполнение «Put My Little Shoes Away», записанное на звуковой носитель, после чего балладу записывали многие известные сингеры, к тому же продолжают это делать и по сей день. Также Пакетт был первым, кто записал и относительно новую песню «Take Me Back To My Old Carolina Home», сочинённую банджоистом и олд-таймером Анклом Дэйвом Мейконом (Uncle Dave Macon, 1870-1952). Песня записана в том же году и тоже в Атланте, только позже – 6 ноября, так что пластинка Columbia 15125-D появилась либо в самом конце 1926 года, либо уже в начале следующего. Вследствие этого временнóго разброса в записи пластинки первая публикация баллады «Put My Little Shoes Away» принадлежит Хенри Уиттеру (Henry Whitter, 1892-1941), записавшему её для OKeh 22 апреля в Нью-Йорке, то есть спустя всего два дня после того, как это сделали Columbia и Райли Пакетт в Атланте... Любопытно, хотя это, в общем-то, детали...