Vocalion 5027. Lester McFarland and Robert A. Gardner

 

«Many Many Years Ago» / «When The Roses Bloom Again»

 

mcfarland-1%20%20%202.jpg

Lester McFarland and Robert A. Gardner

Vocal duet, with harmonica, mandolin and guitar

 

New York City.  October 13, 1926

 

Перед нами одна из самых популярных и коммерчески успешных пластинок каталога музыки хиллбилли фирмы грамзаписи Brunswick-Vocalion. Огромная популярность этой пластинки предопределялась балладой «When The Roses Bloom Again», точнее – её необычайно проникновенным и новаторским исполнением. Так вокально-инструментальный дуэт с плато Камберленд в Аппалачах, состоящий из Лестера Макфарленда (Lester McFarland, 1902-1984) и Роберта Гарднера (Robert A. Старый сарай на плато Камберленд близ Бристола всё ещё служит своим хозяевам. Фото В.Писигина, 2007Gardner, 1897-1978), после выхода первой же своей пластинки вошел в историю англо-американской музыки. Сразу отметим, что дуэт, известный как Mac & Bob, являлся одним из самых плодотворных, а «When The Roses Bloom Again» – далеко не единственный шедевр, им записанный.

В своих песнях и балладах, а также на редких фотоснимках Лестер Макфарленд и Роберт Гарднер предстают раскрепощенными, жизнерадостными, весело переглядывающимися музыкантами, и если об этом не знать, то ни за что не догадаешься, что оба – слепые. И встретились они впервые в школе для слепых (the Kentucky School for the Blind) в Луисвилле, штат Кентукки (Louisville, KY).

Роберт Гарднер родился в 1897 году в Теннесси, в городке Оливер Спрингс (Oliver Springs, TN), близ крупного Ноксвилла (Knoxville, TN). Лестер Макфарленд появился на свет в 1902 году в небольшом селении Грей (Gray, KY), на юго-востоке Кентукки, рядом с Корбином (Corbin, KY), где, кстати, много лет проживал и где похоронен знаменитый банджоист и сингер Фрэнк Шелтон (Benjamin Frank Shelton, 1900 or 1902–1963), участник знаменитых Бристольских сессий. Места самые что ни на есть фолковые, и музыкантами там становились едва ли не с рождения. Наверное, поэтому ко времени знакомства будущих участников дуэта в школе для слепых Лестер, будучи на целых пять лет младше Роберта, уже играл на фиддле, гармонике, мандолине, гитаре и пианино, а кроме того, хорошо пел. Как сообщает Тони Расселл (Tony Russell) в своей книге Country Music Originals (Oxford, 2007), именно Лестер научил более старшего Боба Гарднера игре на гитаре. В то же время в их дуэте ведущим вокалистом оставался Гарднер, которому Макфарленд подпевал высоким тенором...

Из биографий других слепых музыкантов нам известно, что в американских школах для слепых очень серьезно подходили к обучению музыке способных учеников, потому что в будущем профессия музыканта могла обеспечить им сносное существование. Так что именно в the Kentucky School for the Blind Макфарленд и Гарднер выучились нотной грамоте, освоили по имеющимся в школе пластинкам и нотам репертуар популярных песен, научились петь дуэтом под собственный аккомпанемент, словом – стали музыкантами. В этой связи надо отдать должное тем неизвестным нам учителям, которые обучили музыкальным премудростям своих талантливых учеников. Известно, что Макфарленд и Гарднер считывали слова песен при помощи шрифта Брайля, благодаря чему знали множество баллад и песен, – значит, в школе для слепых кто-то специально занимался переводом опубликованных нот и текстов песен на  рельефно-точечный тактильный шрифт, чтобы дети могли разучивать и петь эти песни. В очерках о дуэте отмечается, что Лестер Макфарленд и Роберт Гарднер не считали свою слепоту физическим недостатком, не относили себя к немощным инвалидам, и эта психологическая устойчивость также была им привита в школе, поэтому-то их физический недуг и не ощущается в их голосах и во внешнем виде, какими они предстают на фотографиях. 

Сообщается, что после окончания школы Макфарленд и Гарднер отправились в Ноксвилл и с 1922 года всецело посвятили себя музыке. Они играли и пели на вечеринках, на религиозных и светских праздниках, деревенских ярмарках, в школах и на прочих мероприятиях, устраиваемых в Ноксвилле и близлежащих к нему селениях, были замечены заезжими импресарио, после чего, примерно с 1925 года, началось их сотрудничество с агентством водевильных театров the Keith Vaudeville Circuit, под эгидой которого они разъезжали по стране и выступали с концертами. К этому же времени относятся и их первые выступления на радиостанции WNOX, изначально принадлежавшей общине the First Baptist Church Ноксвилла. Являясь одной из старейших радиостанций в стране – начало вещаний относится к 1921 году, – WNOX сыграла огромную роль в продвижении талантливых музыкантов из сельских глубин Аппалачей к публике, в развитии феномена кантри-музыки вообще, и дуэт Макфарленд и Гарднер был одним из первых, чьи песни и баллады доносились до американцев благодаря мощным радиопередатчикам станции. Так началась четвертьвековая радиокарьера дуэта Mac and Bob... Но каким был их репертуар в те годы?

Тони Расселл сообщает, что они пели в основном сентиментальные баллады и олд-таймы, которыми когда-то очаровывались их родители и более старшие поколения жителей Аппалачей и Америки в целом. Это были грустные истории о разбившихся сердцах и несбывшихся надеждах, об отверженных отцах и дедах, о бедных скитальцах, бездомных сиротах, о больных туберкулезом детях, конечно, о погибших на войне молодых солдатах, о горюющих по ним родителях и возлюбленных и о разных напастях, через которые прошли поколения американцев... Расселл относит эти песни к the Victorian parlour ballads (викторианским салонным балладам), занимавшим значительное место в фолк-музыке. К такому виду  баллад можно причислить и «When The Roses Bloom Again», которую Лестер и Роберт, скорее всего, разучили ещё в луисвиллской школе. 

Успешное выступление на радио неизбежно привело Лестера Макфарленда и Роберта Гарднера в студию грамзаписи. Тони Расселл сообщает, что в 1926 году некий местный агент компании Brunswick-Vocalion рекомендовал их к записи, а в октябре музыканты отправились в Нью-Йорк, где была проведена их первая сессия, что подтверждается и справочником Расселла Country Music Records: A Discography, 1921-1942. Так что Дэйв Уайли (Dave Wylie) в комментариях к редкому лонгплею Mac and Bob с переизданными ранними, а также с более поздними записями Макфарленда и Гарднера, вышедшему в начале семидесятых на частном лейбле Birch Records, конечно, ошибается, утверждая, что первая сессия дуэта была проведена в Ноксвилле... 

Итак, первые записи дуэта произведены в октябре 1926 года в Нью-Йорке, и сессия продолжалась целых три дня – 13, 14 и 16 числа. Нам даже известен точный адрес звукозаписывающей студии: New York, 799 Seventh Avenue, Room №1 (см. DAHR)В эти дни были записаны двадцать три (!) песни и баллады, и все они, за исключением одной, были вскоре изданы и уже в начале декабря появились в продаже... Столь масштабная дебютная сессия музыкантов из Аппалачей, исполняющих песни и баллады для каталога хиллбилли, говорит о том, что спецы из Brunswick/Vocalion прекрасно знали репертуар дуэта, не единожды слышали его выступления на радио, были осведомлены о популярности их песен у американцев (то есть у потенциальных покупателей пластинок) и поэтому были абсолютно уверены в коммерческом успехе их записей, что вскоре и подтвердилось.

Первая же пластинка (Vocalion 5027) с «Many Many Years Ago» и «When The Roses Bloom Again» разошлась мгновенно и затем допрессовывалась несколько раз, так что её тираж достиг более двух миллионов копий! Успешно продавались и последующие пластинки с песнями, балладами и госпелами: «Bully Of The Town», «Sarah Jane», «I Was Born Four Thousand Years Ago», «Hand Me Down My Walking Cane», «There’s No Disappointment In Heaven», «I Will Sing Of My Redeemer», «Careless Love», «You’re As Welcome As The Flowers In May»... Исполнение этих старых баллад и песен Макфарлендом и Гарднером не было вполне сельским, а, скорее, городским, отчего их стиль называли сitybilly, но все же голоса и аккомпанемент дуэта наполнены сельским колоритом, и это звучание оказалось близким как миллионам американцев из отдаленных селений, так и жителям больших городов, особенно старшему поколению, помнившему большинство этих баллад и песен по дням своей молодости... Повторим, что особенной популярностью пользовалась баллада «When The Roses Bloom Again», и менеджеры компании хорошо знали, какую именно песню надо было записать и издать прежде всего...

Полное название баллады – «I'll Be With You When The Roses Bloom Again» (Я буду с тобой, когда розы вновь расцветут). Её авторы – известные и плодовитые сочинители: сонграйтер и артист водевиля, американец польского происхождения Густав «Гас» Эдвардс (Gustave "Gus" Edwards, 1878-1945) и много сотрудничавший с ним композитор Вильям Кобб (William D. Cobb, 1876-1930). Копирайт на балладу зарегистрирован в 1901 году, а ноты опубликованы тогда же издательством F. A. Mills Music Publisher. 20 и 27 ноября 1901 года в Филадельфии, штат Пенсильвания, баллада была записана одним из пионеров грамзаписи Гарри Макдоно (Harry Macdonough, 1871-1931) для компании Victor. В феврале 1902 года в той же филадельфийской студии знаменитый тенор записал балладу ещё раз: это исполнение под фортепианный аккомпанемент можно услышать здесь. В 1903 и 1904 годах Victor вновь записывал «I'll Be With You When The Roses Bloom Again» в исполнении Гарри Макдоно, что свидетельствует как о популярности песни, так и о значительных для того времени тиражах пластинок, которые наверняка доходили до Луисвилла, и, возможно, одна из них оказалась в фонотеке школы для слепых... Но это лишь наши предположения, и о том, где и как впервые молодые слепые музыканты услышали балладу, остается догадываться. Несомненно то, что к моменту её записи, в октябре 1926 года, баллада, изданная уже как «When The Roses Bloom Again», была ими отточена до блеска... Вернее, как раз академический блеск с неё был ими снят, и вместо него Макфарленд и Гарднер привнесли неподражаемый колорит, отличающий лучших сингеров Аппалачей. Конечно же, они много раз исполняли эту балладу во время концертов и, главное, пели её на радио WNOX. И как только в продаже появилась пластинка Vocalion 5027, десятки тысяч американцев приобрели её, близко к сердцу приняв это исполнение. А старшее поколение, знавшее балладу ещё по нотам или старым записям Гарри Макдоно, испытывало известную ностальгию по прошедшей Викторианской эпохе, и вовсе не случайно, что у дуэта вскоре появились поклонники в Канаде, Австралии, Южной Африке, Ирландии и особенно в Великобритании... Была публике хорошо известна и баллада Мэделин Шеппард (Madelyn Sheppard) «Many Many Years Ago», которую годом ранее популярнейший сингер из Техаса Вернон Далхарт (Vernon Dalhart, 1883-1948) записал сразу для нескольких ведущих компаний. Лестер Макфарленд поет эту балладу один и аккомпанирует себе на гармонике и гитаре, за счет чего его «прифолкованное» исполнение резко контрастирует с далхартовским.

С разного рода оговорками, но всё же считается, что эра музыки кантри берет начало со знаменитых Бристольских сессий 1927 года, при этом сам Бристол, Вирджиния-Теннесси (Bristol, VA-TN), именуют родиной жанра. Не станем спорить, лишь добавим, что у тех, кто с этим утверждением не согласен, нью-йоркские сессии дуэта Lester McFarland and Robert A. Gardner, состоявшиеся в октябре 1926 года, являются одной из упомянутых «оговорок» 

 

 

 

 

They were strolling in the gloaming

Through the roses were in bloom,

A soldier and his sweetheart brave and true;

And their hearts were filled with sorrow

As their thoughts were of tomorrow,

As she pinned a rose upon his coat of blue.

 

Do not ask me, Love, to linger

For you know not what to say,

For Duty calls your Sweetheart’s name again;

And your heart need not be sighing

If I be among the dying;

I’ll be with you when the Roses bloom again.

 

When the Roses Bloom again beside the River,

And the mockingbird has sung his sweet refrain;

In the Days of Auld Lang Syne,

I’ll be with you Sweetheart mine,

I’ll be with you when the Roses bloom again.

 

With the rattle of the battle

Came a whisper soft and low,

A soldier who had fallen in the fray;

I am dying, I am dying, and I know I have to go,

But I want to tell you before I pass away:

 

There’s a far and distant river

When the Roses are in bloom,

A maiden who is waiting there for me.

And its there I pray you take me,

I’ve been faithful, don’t forsake me,

I’ll be with her when the roses bloom again!

 

When the Roses Bloom again beside the River,

And the mockingbird has sung his sweet refrain;

In the Days of Auld Lang Syne,

I’ll be with you Sweetheart mine,

I’ll be with you when the Roses bloom again...