Chess 62. Reverend Clarence LaVaughn Franklin

 

Sermon «The Eagle Stiret'h Her Nest», part 2, 3 

 

          Reverend Clarence LaVaughn Franklin

The Pastor, New Bethel Baptist Church

Detroit, Michigan. 1953

 

На этой пластинке запечатлены вторая и третья части знаменитой и одной из самых сложных проповедей в афроамериканской баптистской традиции, произнесенной пастором New Bethel Baptist Church в Детройте – реверендом (преподобным) Клэренсом Фрэнклином (Clarence LaVaughn Franklin, 1915-1984). Проповедь была записана и издана в 1953 году на детройтском лейбле JVB, основанном в 1947 году владельцем музыкального магазина и первым в Детройте издателем черных записей Джо Вон Бэттлом (Joseph "Joe" Von Battle, 1915-1973); переиздана в том же году на чикагском Chess Records и позже неоднократно выходила на виниле, так как пользовалась огромной популярностью у чёрных общин.

Как пишет об этой проповеди автор книги Singing In A Strange Land: C. L. Franklin, the Black Church, and the Transformation of America (2005) Ник Сальваторе (Nick Salvatore), самый ранний письменный комментарий к проповеди принадлежит британскому геологу и путешественнику Чарльзу Лайеллу (Sir Charles Lyell, 1797-1875). Reverend Andrew С. MarshallВ январе 1846 года исследователь побывал в первой афроамериканской церкви в Саванне, штат Джорджия (Savannah, GA), и оставил свои впечатления от проповеди преподобного Эндрю Маршалла (Reverend Andrew С. Marshall, 1786-1856) перед шестьюстами прихожанами. Лайелл описал проповедника как «негра чистой африканской крови… с прекрасным звучным голосом», который произнес проповедь «без нот, в прекрасном стиле». По описаниям Лайелла, проповедник вещал о людской немощи и божественной силе и сравнивал отношение Бога к человечеству с орлом, который учит летать своё едва оперившееся потомство: как орлица поднимает своих птенцов высоко в небо и затем намеренно роняет их и, если те не в состоянии самостоятельно лететь, камнем пикирует, чтобы их спасти, – так и Господь зорко следит за хрупким человечеством, вознаграждая и наказывая его, при этом остается беспристрастным к бедным и богатым, черным и белым... 

В основе проповеди «The Eagle Stiret'h Her Nest» лежат 11 и 12 стихи из 32 главы Второзакония (пятая книга Ветхого Завета): 11. Как орел вызывает гнездо свое, носится над птенцами своими, распростирает крылья свои, берет их и носит их на перьях своих, 12. так Господь один водил его, и не было с Ним чужого бога.

Согласно традиции, вначале священник зачитывает прихожанам тот или иной стих из Библии, после чего приступает к его толкованию... Дело это непростое. Устойчивая чёрная конгрегация (община) на Юге – единый организм, обычно состоящий из людей простодушных, доверчивых, как правило, бедных, book-2_1.jpgразновозрастных и необычайно чувствительных к слову, доносящемуся с церковной кафедры. Никаких пестрых иконостасов, настенных росписей и прочего убранства – одно только слово, произнесенное проповедником, да ещё церковный хор, состоящий из музыкально одаренных прихожан. И поскольку воскресная литургия в жизни каждого черного на Юге присутствует с младенчества, отличать правду от лжи, а искренность от притворства там умеют безошибочно и тотчас, так что овладеть вниманием конгрегации, «зацепить» её, заставить себя слушать и убедить в верности сказанного способен лишь проповедник, обладающий поэтическим даром и недюжинным темпераментом, не говоря уже о том, что он должен быть близким, из своих. И конечно, он должен быть достаточно просвещённым. Кстати, в фундаментальном и многотомном труде Александра Павловича Лопухина (1852-1904) Толковая Библия или комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета (Петербург, 1904-1907) трактовки на упомянутые выше 11 и 12 стихи из 32 главы Второзакония – нет вовсе, хотя в этом труде трактуется практически каждый стих...          

Итак, чтобы верно донести до конгрегации истинный смысл проповеди «The Eagle Stiret'h Her Nest», требовалось сочетание зрелости мысли и веры с совершенной дикцией и превосходным музыкальным исполнением, поэтому большинство проповедников, как пишет со знанием дела Ник Сальваторе (см. здесь), прежде чем решиться на эту проповедь, ждали, пока они повзрослеют и продвинутся в своем служении. Реверенд Клэренс Фрэнклин впервые выступил с проповедью «The Eagle Stiret'h Her Nest» в 1942 году, будучи пастором New Salem Baptist Church в Мемфисе (Memphis, TN). Ему было 26 лет...

Преподобный родился 22 января 1915 года в семье шеаркроппера в Санфлауэр-каунти (Sunflower County). Точное место не указывается, сообщается лишь, что где-то неподалеку от Индианолы, штат Миссисипи (Indianola, MS). Это самый центр Дельты! Старая церковь в Дельте. Фото С.Брезицкой и В.ПисигинаСвященные для нас места, потому что в те дни, месяцы и годы именно здесь зарождались блюзы Дельты и формировались самые первые сообщества блюзовых музыкантов. В субботу вечером под свинговые блюзы уставшие работники и работницы утоляли страсти в плантационных фроликах, а на следующее утро в церквях при хлопковых плантациях проходили истовые воскресные литургии в традиции sanctified. Ранние годы Клэренса Фрэнклина были во многом схожи с детством другого известного госпел-музыканта – Робака Степлза (Roebuck "Pops" Staples, 1914-2000), годом раньше появившегося на свет в тех же местах... В 1916 году отец Клэренса оставил семью, и спустя некоторое время его мать – Рейчел Питтмэн (Rachel Pittman) вышла замуж за Хенри Фрэнклина (Henry Franklin), также шеаркроппера из все той же Санфлауэр-каунти. Так будущий знаменитый проповедник получил фамилию Фрэнклин...

Вырастая в Дельте в семье шеаркроппера, талантливый мальчик с раннего детства был занят работой на хлопковой плантации и никакой иной музыкальной культуры, кроме воскресной литургии с проповедью священника и пением церковного хора, знать не мог. На субботние танцы с блюзами детей обычно не пускали, но всё же они могли слышать блюзы, доносившиеся из находившихся неподалеку плантационных фроликов. Граммофон и пластинки в начале двадцатых оставались в тех местах редкостью, но... если таковые у кого-то и имелись, то среди пластинок непременно должны были быть и race records с записями черных проповедников, которые издавались сотнями тысяч, распространялись среди черного населения и обычно заслушивались «до дыр»...

Когда пишут о том, что священник и блюзмен находились в жестком противостоянии (для проповедника блюзмен был безбожником и отпетым негодяем, в то время как блюзмен считал священника лицемером, ханжой и злостным грешником, притворяющимся праведником), то эта в целом верная для Юга картина не касалась Старая церковь в Дельте. Фото С.Брезицкой и В.Писигинамиссисипской Дельты, потому что в тамошних замкнутых селениях при плантациях нового типа вроде Докери (Dockery Plantation) или Стовалла (Stovall Farms) противоречия между блюзменом и священником носили условный характер. Нередко в церкви аккомпанировал церковному хору или даже проповедовал тот же самый музыкант, под гитару и блюзы которого вся конгрегация танцевала до упаду в плантационном фролике до момента его религиозного просветления и преображения. Поэтому практически все сельские блюзмены Дельты были ещё и первоклассными причерами. Уточним также, что в десятых-тридцатых годах чёрное население в Дельте пребывало в подавляющем большинстве, никакой расовой дискриминации в своих комьюнити не подвергалось, напротив, покой, быт и досуг работников плантации охраняли нанятые рейнджеры, а сегрегация существовала лишь в больших городах вроде Гринвилла, Гринвуда, Кларксдейла или Язу-Сити, куда плантационные рабочие не особенно стремились. Ну а столичный Джексон с его Норт-Фэриш-стрит (North Farish Street) расположен уже вне Дельты... Миссисипская Дельта – не Алабама и не Центральный Техас, поэтому сюда, на новые хлопковые плантации, появившиеся на месте высушенных миссисипских болот, прибывали черные семьи со всех концов штата Миссисипи, со всего Юга. Здесь они, кроме того, что получали работу и обретали дом,  были в безопасности и, находясь среди своих черных собратьев, чувствовали себя свободными в сравнении с тем, как они жили в других местах американского Юга. Повторю, речь идет о миссисипской Дельте – уникальной ойкумене, подарившей миру не только величайших блюзовых музыкантов, но и великих причеров, каковым является преподобный Клэренс Фрэнклин. 

В биографическом очерке о реверенде – The Man with the Million Dollar Voice, написанном Тони Шерманом (Tony Scherman), – сообщается, что Клэренс хоть и не окончил начальную школу, читать всё же выучился и старался изучать Библию при любой возможности. В шестнадцать лет он услышал проповедь выдающегося миссисипского проповедника реверенда Бенжамина Перкинса (Reverend Benjamin J.Perkins) и был настолько потрясен, что ему вскоре стали являться видения с призывами стать проповедником: так он был уловлен Провидением и уже не противился. В восемнадцать Клэренс стал действующим баптистским проповедником и на муле объезжал общины, в которых не было своего священника. 

В 1936 году Клэренс проживал в небольшом селении Шелби (Shelby, MS) и там женился на местной девятнадцатилетней Барбаре Сиггерс (Barbara Siggers Franklin, 1917-1952), усыновив Перекур в Шелби, Миссисипи. 2008 г. Фото В.Писигинаеё маленького сына Вона (Vaughn C. Franklin, 1934-2002)... Знакомое нам Шелби в Боливар-каунти – одно из блюзовых мест (см. наш фотоочерк)По воспоминаниям родственников Чарли Пэттона (Charley Patton, 1887?-1934), именно там находился великий блюзмен во время страшного наводнения в апреле-мае 1927 года, а это значит, что, возможно, именно в Шелби он сочинил свою бессмертную блюзовую балладу «High Water Everywhere». Также в Шелби в 1909 году родился один из пионеров блюзовой сцены Сент-Луиса – Хенри Таунсенд (Henry Townsend, 1909-2006), блюзовый сингер, пианист и гитарист, записывавшийся в двадцатые для Columbia и Paramount

В 1937 или 1938 году преподобный Перкинс, чья проповедь определила будущее Клэренса Фрэнклина, пригласил молодого причера в Мемфис проповедовать в своей церкви – Perkins’s First Bungalow Church, а еще через некоторое время Фрэнклину было предложено первое постоянное пасторство – в баптистской церкви New Salem Baptist Church в том же Мемфисе, куда он переехал с женой Барбарой и тремя детьми: кроме Вона в их семье к этому времени уже была дочь Эрма (Erma V. Franklin, 1938-2002) и сын Сесил (Cecil L. Franklin, 1940–1989). 1942 год был для Клэренса Фрэнклина Барбара Сиггерс и Клэренс Фрэнклинзнаменательным: как мы уже упомянули, в том году преподобный впервые произнес перед конгрегацией проповедь «The Eagle Stiret'h Her Nest», и в том же году, в марте, у него родилась дочь Арета (Aretha Franklin, 1942-2018) – будущая королева музыки соул. В Мемфисе, на Люси-авеню (406 Lucy Avenue), и по сей день стоит скромный семейный домик Фрэнклинов... Все дети Клэренса и Барбары – в 1944 году у них родилась еще одна дочь, Кэролин (Carolyn A. Franklin, 1944-1988), – были приобщены к церковному песнопению и в будущем прославились на музыкальном поприще. Как говорится, было в кого. Чаще упоминается в связи с этим их знаменитый отец, но одаренной госпел-певицей была и Барбара Сиггерс. Она никогда не записывалась на пластинки, но великая Махалия Джексон (Mahalia Jackson, 1911-1972) называла Барбару одной из лучших госпел-певиц в стране. А Клэренса Фрэнклина после его проповедей в New Salem Baptist Church стали называть Королем молодых крикунов (King of the Young Whoopers). Традиционно whooped sermon (кричащая проповедь), корни которой уходят в эпоху рабства, состояла из двух частей: в первой священник обращался к разуму прихожан; во второй – к их эмоциям, и в этом случае нарастающий темп проповеди, переходящий в исступленный вопль-крик, доминировал и подхватывался всей конгрегацией. Именно такую проповедь и описывал упомянутый выше сэр Чарльз Лайелл в середине позапрошлого века...

В 1944 году семейство Фрэнклинов покинуло Мемфис и переехало в Буффало, штат Нью-Йорк (Buffalo, NY), где Клэренс некоторое время служил пастором в Friendship Baptist Church. Затем его путь лежал в промышленный Детройт, черное население которого в результате Великой миграции (Great Migration) увеличилось в десятки Клэренс Фрэнклин с детьмираз. Здесь, благодаря стремительно поднимавшейся автомобильной промышленности, черные мигранты с Юга впервые стали зарабатывать хорошие деньги. Быстро развивалась и индустрия развлечений, притягивая в свою орбиту все новых и новых музыкантов и деятелей шоу-бизнеса; и так же активно строились новые церкви и множились черные религиозные общины, нуждавшиеся в одаренных пастырях, так что священнику из Миссисипи было где применить свой талант проповедника... С 1945 года, после феноменального выступления c проповедью «Immortality» (Бессмертие) на крупнейшем религиозном съезде чернокожих Америки – National Baptist Convention, – реверенда Клэренса Фрэнклина пригласили стать пастырем в New Bethel Baptist Church в Детройте, конгрегация которой насчитывал более четырех с половиной тысяч прихожан. С этого времени Клэренс Фрэнклин становится одной из главных фигур в религиозной жизни Детройта и штата Мичиган, а благодаря радио WJLB, на котором транслировались воскресные богослужения из New Bethel Baptist Church, о проповеднике вскоре узнала вся Америка. С 1953 года на «черном» лейбле JVB Джо Вон Бэттл начал издавать записи проповедей Клэренса Фрэнклина, которые в середине пятидесятых с успехом переиздавал влиятельный лейбл Chess Records: пластинки стали расходиться по всей стране... Среди наиболее популярных проповедей Фрэнклина  – «Dry Bones In The Valley», «Pressing On», «The Prodigal Son» и «The Eagle Stiret'h Her Nest», вторую и третью часть которой мы представляем на нашей пластинке Chess 62... Всего, по оценкам специалистов, за свою карьеру реверенд Клэренс Фрэнклин записал семьдесят шесть проповедей, изданных миллионными тиражами, так что его стали почтительно называть the pastor with the Million Dollar Voice (Пастор с голосом на миллион долларов). Многие проповедники подражали стилю Фрэнклина и начинали свои проповеди с академического изложения библейского текста, после чего переходили к нарастающему распеву с кричащей фолк-поэзией, характерной для южной черной церкви. Не меньшее влияние оказывал Фрэнклин и на черных музыкантов, на формировавшийся жанр соул и музыкальную сцену Детройта, заявившую о себе в пятидесятых годах. В частности, исследователь афроамериканской музыки того времени Питер Гуральник (Peter Guralnick) в своей книге Sweet Soul Music (New York-Boston, 1999) пишет о влиянии записей Клэренса Фрэнклина на ритм-энд-блюзовых и соул-сингеров, в том числе на Бобби Блэнда (Bobby "Blue" Bland, 1930-2013), который заимствовал свой характерный крик-вопль именно из проповеди «The Eagle Stiret'h Her Nest» (стр. 334). 

Клэренс Фрэнклин с дочерью АретойСтоль влиятельный пастор не мог находиться в стороне и от набиравшего силу движения за гражданские права. В биографических статьях о Фрэнклине сообщается, что в 1963 году он организовал приезд и выступление в Детройте доктора Мартина Лютера Кинга (Martin Luther King Jr., 1929-1968), во время которого великий черный лидер представил самую раннюю версию своей знаменитой речи «У меня есть мечта» (I Have a Dream). Утверждается также, что Фрэнклин помог положить конец дискриминации афроамериканских членов Союза автомобильных рабочих... Вообще, биография реверенда Клэренса Фрэнклина – впечатляюща и захватывающа, если не шокирующая. Бурная и насыщенная событиями жизнь преподобного включала как добродетели, так и невообразимые или даже несопоставимые с его поприщем пороки, о которых мы здесь Преподобный Клэренс Фрэнклин и доктор Мартин Лютер Кингне станем распространяться, но лишь ещё раз отошлем нашего читателя к уже упомянутому очерку Тони Шермана, знакомясь с которым невольно задумываешься о том страшном наказании, которое заслужил Клэренс Фрэнклин, хоть мы, конечно, не судьи ни ему, ни кому бы то ни было... И действительно, у Промысла, которому, как мог, служил Клэренс Фрэнклин, были на него Свои планы и намерения: ранним утром 10 июня 1979 года, пытаясь предотвратить ограбление в своем доме, реверенд был ранен двумя выстрелами из пистолета, после чего оставался в коме целых пять лет. Он умер 27 июля 1984 года, и его похороны были одними из самых масштабных в истории Детройта. На церемонии прощания, которая состоялась в New Bethel Baptist Church, ученик и последователь Фрэнклина – знаменитый баптистский священник и гражданский активист Джесси Джексон (Jesse Jackson), в частности, сказал:

«Фрэнклин родился в 1915 году, через пятьдесят лет после рабства и за пятьдесят лет до того, как мы получили право голоса. Он родился в бедности; бедность не смогла остановить его. Он родился в сегрегации. Получение образования черным было незаконным. Но когда Бог хочет, чтобы цветок расцвел, никакая засуха не остановит его. Когда орел расшевелил свое гнездо, цветок действительно распустился».