Specialty 844. The Swan Silvertone Singers

 

«He Won't Deny Me» / «Man In Jerusalem»

 

silver-a.jpgsilver-b.jpg

The Swan Silvertone Singers 

Reverend Claude Jeter, falsetto tenor, band-leader; Dewey Young and

Percell Perkins, lead. vocals, tenors; 

John Myles and Solomon Womack - baritones;  Henry Brossard, bass;

Robert Crenshaw and John Manson, tenors; Paul Owens, baritone and arranger

 

Released in March 1953

 

The Swan Silvertone Singers – одна из наиболее ярких и влиятельных госпел-групп золотого десятилетия музыки госпел 1945–1955 годов, а её творчество успешно продолжалось ещё и в шестидесятые. У основания группы стоит её создатель и многолетний лидер, выдающийся госпел-сингер, реверенд (преподобный) Клод Джетер (Claude Augustus Jeter, 1914-2009).

Double LP Birmingham Quartet Anthology (Clanka Lanka Records 144 001/002, Sweden, 1980)Будущий основатель группы родился 26 октября 1914 года на юго-западной окраине Монтгомери, штат Алабама (Montgomery, AL), в районе Хоуп-Хилл (Hope Hill), в семье юриста Уилла Джетера (Will Jeter), работавшего в компании Tennessee Coal and Iron Railroad. Его мать – Мэчи (Machie Jeter), как и всё семейство, входила в общину Bryant Chapel, была великолепной церковной певицей, и именно она привила своим детям любовь к госпелам и музыке вообще. Кроме Клода, в семье росли его сестра Дороти (Dorothy Jeter), отличавшаяся исключительными вокальными способностями, и четверо братьев – Джим, Уилли, Мэлвин и Джон (Jim, Willie, Melvyn and John Jeters).  Клод начал петь в церковном хоре Bryant Chapel ещё ребенком. Также в детстве он вместе с братьями сформировал свою первую вокальную группу, которая, однако, выступала лишь в пределах родительского дома... 

...Пересказывая кратко историю Клода Джетера и его госпел-группы, мы опираемся главным образом на биографический очерк Опала Нэйшнса (Opal Nations), опубликованный в буклете к переизданию госпелов The Swan Silvertones, 1946-1951 (Acrobat CD 3004, 2005)...

В 1921 году умер отец семейства Уилл Джетер, после чего Мэчи с детьми переехала в Кентукки, где Клод продолжил петь в церковном и школьном хорах... По окончании средней школы он сначала работал на угольной шахте в этом же штате, а затем отправился в Западную Вирджинию, в город Коулвуд (Coalwood, WV), где также работал шахтером... Географически все эти горные места находятся неподалеку друг от друга, охватывают сразу три штата и неразрывно связаны с музыкальной культурой Аппалачей, о которой мы часто рассказываем на наших страницах. Но до сих пор мы вели речь о сельском фольклоре – о сингерах, вокальных группах, великих фиддлерах, банджоистах, гитаристах и так далее – потомках переселенцев из Европы. Но в этих же удаленных от цивилизации местах, в основном на тяжелых работах в Coalwood, WV. 1930sгорнодобывающих отраслях, трудились и черные, и у них тоже были свои церкви, свои общины, и они тоже, как могли, проявляли свои музыкальные таланты. Вспомним, что именно в этих местах проявился и развился так называемый Piedmont Blues, выдвинувший несколько громких имен. Отсюда же, как мы сейчас убеждаемся, вышла и одна из наиболее влиятельных госпел-групп в истории...  

...Рассказывая уже в поздние годы о том, что и кто повлияли на его музыкальное становление, реверенд Клод Джетер, кроме матери, называл радиопередачи, в которых звучали госпелы в исполнении знаменитых бирмингемских квартетов, и пластинки с записями  the Norfolk Jubilee Quartette и the Mills Brothers, но более всего, по его словам, на него повлияли the Golden Gate Quartet и the Charioteers со своим феноменальным лидером Билли Вильямсом (Wilfred Williams, 1910-1972)... Вырабатывая свой собственный уникальный вокальный стиль, Клод опирался прежде всего на творчество этих выдающихся госпел-сингеров... 

Чтобы отвлечься от тяжелой и грязной работы на рудниках, в 1938 году он вместе с братом Мелвином (Melvyn Jeter) и ещё двумя другими поющими горняками создал группу, которую претенциозно назвали the Four Harmony Kings: так назывался знаменитый госпел-квартет из Чикаго, основанный бас-сингером Вильямом Хэнном (William A. Hann) ещё в 1915 или в 1916 году, а с 1921 года не раз записывавшийся на пластинки, которые, возможно, слушал Клод Джетер...

Сформированный им квартет являлся исключительно вокальным, в его репертуар входили популярные песни и сентиментальные баллады, характерные для бесчисленных в то время барбершоп-квартетов, при этом Джетер, с его фальцет-тенором, исполнял бóльшую часть сольных партий и,  когда Henry Brossard, Roosevelt Payne, Solomon Womack, Claude Jeter, William Johnson and John Myles требовалось, мог запросто петь баритоном. Кроме того, они пели и традиционные спиричуэлсы, исполнявшиеся в размеренном стиле jubilee, и их всё чаще приглашали на свои воскресные религиозные собрания конгрегации в городах Западной Вирджинии, Кентукки, Вирджинии и даже Северной Каролины. Среди исполняемых ими госпелов упоминаются «I'm Coming Home», «Motherless Child», «I'm A'Rolling»... В числе участников группы называется баритон из Алабамы Джон Майлз (John H. Myles), а также Лирой Уоткинс (Leroy Watkins) и Эдди Бороухас (Eddie Boroughas), при этом всё большее внимание притягивал к себе лидер группы Клод Джетер... В 1939 году, во время своего очередного двухнедельного тура по шахтерским лагерям (the mining camps), знаменитые the Dixie Hummingbirds пригласили Клода в свой состав, временно заменив им выбывшего Джимми Брайанта (Jimmy Bryant). Любопытно то, что Джетер в том туре исполнял басовые партии!..

Дальнейшая судьба госпел-группы и её лидера связана с Ноксвиллом, Теннесси (Knoxville, TN), и располагающейся там мощной радиостанцией WBIR.

Прибыв в этот город в 1942 году, Клод Джетер и the Four Harmony Kings решили попытать счастья на радио: они успешно прошли прослушивание и получили возможность провести пробные пятнадцатиминутные утренние музыкальные программы в течение трех воскресений кряду. Церковные песни и гимны, исполненные артистами, были встречены публикой очень благожелательно, после чего the Four Harmony Kings выступали на WBIR каждое воскресенье, и это стало одним из первых религиозных шоу черных госпел-сингеров на американском радио...

...Здесь уместно напомнить, что именно радио со своими музыкальными программами сыграло одну из решающих ролей в преодолении расовой сегрегации в американском обществе. Слух человеческий – счастливое благо, и многое (и многих!) мы бы в своей жизни любили больше, если бы только... его не видели. Льющиеся из динамиков великие песни и мелодии в исполнении выдающихся музыкантов всецело захватывали слушателей, где бы они ни находились, и они уже не задумывались о цвете кожи или разрезе глаз того, кто поет или играет. Особенно это касалось подраставшего послевоенного поколения американцев... Могучие передатчики WBIR доносили до миллионов слушателей классическую в Америке «Carry Me Back To Old Virginny» в исполнении the Four Harmony Kings, и никому в голову не приходило думать о сегрегации и прочем – всем хотелось слушать их еще и еще...

«Когда белые устраивали вечеринки и другие увеселения, то звонили мне. Мы приходили и выступали в их больших домах, где по три комнаты со всеми коридорами заполнялись людьми», – вспоминал об этом времени Клод Джетер, уточняя, что на таких белых мероприятиях в Ноксвилле они исполняли также комические и популярные песни, а зарабатывали по четыре-пять сотен долларов...

The Four Harmony Kings становились известными, и, чтобы их не путали с более старым квартетом Вильяма Хэнна и с одноименной госпел-группой из Оринджберга, Южная Каролина (Orangeburg, SC), они сменили название на Silvertone Singers, а через какое-то время к названию прибавилось слово Swan, поскольку хозяин местной хлебопекарни the Swan Bakery оказался поклонником группы и вызвался её спонсировать в обмен на рекламирование артистами его бизнеса. С тех пор в мире музыки госпел и появились the Swan Silvertone Singers. Их шоу, продолжавшиеся на WBIR в течение около шести лет, до 1947 года, передавались по всему Югу, включая обе Каролины и даже Флориду, что сделало Silvertones одной из самых почитаемых госпел-групп на Юге...

Sydney NathanПопулярные радиопередачи с исполнением госпелов, поднимавших дух и настроение граждан во время войны, привели ко множеству заказов на «живые» концерты группы по всему Югу, а также вызвали интерес со стороны звукозаписывающих компаний. В 1945 году the Swan Silvertones подписали контракт с Сидни Натаном (Sydney Nathan, 1904-1968) и его лейблом King Records, специализировавшимся на записи хиллбилли, кантри, ритм-энд-блюза и соул  и базировавшимся в Цинциннати, Огайо (Cincinnati, OH). Там же в июле 1946 года состоялась первая сессия звукозаписи the Swan Silvertones, когда были записаны их первые госпелы, включая «I Cried Holy» и «Go Ahead», вышедшие затем на пластинке King 4134 и имевшие огромный успех, в том числе коммерческий. Сотрудничество с Натаном и лейблом King продолжалось до 1951 года и отмечено полусотней изданных записей, многие из которых обрели общенациональную популярность... Среди участников Silvertons в то время, кроме лидера и главного вокалиста Клода Джетера, упоминаются: баритоны – Соломон Вомэк (Solomon Womack) и Джон Майлз; теноры –Роберт Креншоу (Robert Crenshaw), Джон Мэнсон (John Manson), Альберт Рид (Albert Reed) и Рузвельт Пейн (Roosevelt Payne); басы – Хенри Броссард (Henry K. Brossard) и Вильям Джонсон (William Johnson), при этом последний был также гитаристом, и на одной из фотографий группы мы видим его с гитарой National Triolian, самой мощной и громкой из гитар доэлектрической эры... Мы назвали девятерых участников госпел-группы, но на сцене и в студии King Records они обычно выступали секстетом, а к вокальной партии добавился гитарный аккомпанемент, как это было у the Mills Brothers... 

В очерке Опала Нэйшнса приводится любопытный эпизод, о котором поведал Клод Джетер и который мог произойти в июне 1949 года во время третьей сессии the Swan Silvertones в Цинциннати: «Мы прибыли в студию, и не оказалось никого, кто мог бы подыграть нам на гитаре. В студии мы повстречались с блюзовым сингером и гитаристом Лонни Джонсоном (Lonnie Johnson, 1899-1970). И так получилось, что он сыграл и спел нам одну из вещей нашего репертуара, и в той же самой аранжировке. Сиду Натану понравилось то, что он услышал, и он нас объединил».

Из сказанного Джетером Нэйшнс заключает, что записанные в тот день по крайней мере пять песен, в том числе ставшие бессмертными хитами «I Got A Mother Done Gone One», «I'm Gonna Wait» и «My God's Getting Us Ready», действительно могли быть исполнены с участием Лонни Джонсона. Это не просто вполне возможно, но, скорее всего, так и было. Во-первых, инструментальный и вокальный универсализм Лонни беспрецедентен; во-вторых, в это время Лонни Джонсон являлся едва ли не самым важным артистом у Сидни Натана, а студия King Records стала его вторым домом. Да и первый дом Лонни Джонсона в сороковые годы находился как раз в Цинциннати, где он тогда проживал... Так мы случайно узнали еще об одном значительном штрихе в поистине необозримой творческой и профессиональной судьбе этого великого гитариста и сингера. И сколько еще таких штрихов в его биографии!..

Но вернемся к Сильвертонам... 

С конца сороковых чёрные госпел-группы Юга потянулись на Север, в крупные города, где стремительно развивалась промышленность, как грибы после дождя росло городское население, как следствие – множились многочисленные общины-конгрегации и строились новые большие церкви, собиравшие на свои службы до тысячи и более прихожан... Где-то в 1948 или 1949 году, уже став звездами первой величины в своем развивающемся жанре, Клод Джетер и его группа переместились в промышленный Питтсбург (Pittsburgh, PA), где, кроме прочих преимуществ в сравнении с Ноксвиллом, располагалась одна из самых мощных радиостанций в стране – WPGH-AM 1080. Заключив контракт на собственное шоу, the Swan Silvertones получили возможность выступать перед огромной аудиторией, охватывавшей гигантскую территорию. В 1951 и 1952 годах они выходили в радиоэфир ежедневно... 

В очерке о Swan Silvertones, размещенном на сайте, посвященном истории музыки города Питтсбург (Pittsburgh Music History), сообщается, что госпел-группа часто выступала со своими шоу как в самом городе, так и в его окрестностях с 1950-го по 1969 год, и называются баптистские церкви, где их слышали чаще всего. Кроме церквей они часто выступали в школах. Перечисляются и другие госпел-группы, с которыми the Swan Silvertones появлялись в совместных программах: the Harmonizing Four, the Blind Boys of Alabama, the Soul Stirrers, the Golden Harp, the Rugged Cross Singers, the Mighty Clouds of Joy... Там же сообщается, что в воскресенье 19 октября 1952 года the Swan Silvertones отпраздновали свою одиннадцатую годовщину в концертном зале Pittsburgh's Soldiers and Sailors Hall. Вместе с ними в концерте выступали Soul Stirrers с Сэмом Куком (Sam Cooke, 1931-1964), the Pilgrim Travelers, the Five Blind Boys of Jackson, MS, а также госпел-группы из Питтсбурга – the Morning Doves и the Melotones. Подчеркивается, что радиостанция WPGH отметила четвертый год сотрудничества с the Swan Silvetones специальной прямой трансляцией их концерта... 

И за всеми этими звучными названиями – имена великих госпел-сингеров, которых нам надо знать и помнить, ведь каждый из них внёс свой вклад в то, чтобы время, о котором мы пишем, было впоследствии названо золотой эрой музыки госпел... И любители других популярных музыкальных жанров, прежде всего музыки соул, рок-н-ролла и выросшей из него рок-музыки, должны понимать, что роль госпел-эры (1945-1955) в появлении всех этих жанров едва ли не решающая. В конце концов, и сами подросшие рок-н-рольщики, включая и чёрного Литтл Ричарда, и белого Элвиса, тоже вышли из лона конгрегаций и начинали как госпел-сингеры.  Но главное – расцветшая музыка госпел с её феноменальными вокалистами в не меньшей степени, чем феерическая сцена Нэшвилла или чикагский городской блюз, вырабатывала музыкальный вкус у подраставшего послевоенного поколения, настраивая его слух на совершенно новую волну, в которой угадывались все грядущие перемены, включая и социально-политические, с которыми Америка и мир войдут в шестидесятые...

 

   

Вернемся к Клоду Джетеру и the Swan Silvertones, которые, благодаря мощной радиостанции, получили возможность выступать перед огромной аудиторией... При этом группа постоянно гастролировала по городам и штатам: они заранее записывали свои радиопрограммы на целую неделю, а сами отправлялись в тур. Так продолжалось до конца 1952 года... А годом ранее Джетер и его группа, из-за разногласий с Сидни Натаном о подходе к исполнению госпелов, прервали контракт с King Records и начали сотрудничать с Артом Рупом (Arthur Rupe) и его лейблом Specialty Records, зарегистрированном в Лос-Анджелесе. Это сотрудничество не было долгим: меньше трех лет. За это время the Swan Silvertones записали двадцать пять госпелов для Specialty в студии WPGH в Питтсбурге, в том числе ставшие классикой «Trouble In My Way» и «My Rock»... Скорее всего, в этой же студии записаны «He Won't Deny Me» и «Man In Jerusalem», изданные на пластинке Specialty 844, которую мы представляем. Мне не удалось выяснить точную дату записи этих госпелов, также я не совсем уверен в точности состава группы и в том, был ли на тот момент уже с ними ещё один лидирующий вокалист – Перселл Перкинс (Percell Perkins, 1917-2003), перешедший из the Five Blind Boys of Mississippi. Вероятнее всего, был... 

Отмечается, что во время сотрудничества с Specialty музыканты из the Swan Silvertones использовали аранжировки Пола Оуэнса (Paul Owens, 1924-2002), ставшего участником группы, а также разработали обновленное звучание стиля, именуемого Doo-Wop. В 1955 году группа рассталась с и поныне здравствующим Артуром Рупом и его лейблом и далее перешла к сотрудничеству с Vee-Jay Records, продолжавшемуся до 1964 года...

Как сообщают источники, в 1963 году Клод Джетер был рукоположен в священнический сан в одной из церквей Детройта (Detroit, MI), и потому к его имени добавилось слово Reverend (преподобный). После этого, по словам Джетера, он стал ощущать растущее напряжение между его выступлениями в составе the Swan Silvertones и служением в церкви. В одном из своих поздних интервью для The New York Times реверенд Клод Джетер признавался: «Меня много раз просили исполнить рок-н-ролл, но я никогда этого не делал. Мне предлагали хорошие деньги. Но я отвечал, что не хочу исполнять рок-н-ролл. И я не собираюсь прыгать через забор (I ain't going to jump the fence). Когда-то я пообещал своей маме, что буду петь только для Господа. Что касается лирики, то в блюзе столько же правды, сколько в госпеле. В чем разница? Блюз не трогает меня духовно. Дьявол, он там поёт блюз, а я – здесь пою госпел. Пусть даже его слова правдивы, но в моих словах – тоже истина». (As far as lyrics are concerned, there's just as much truth in the blues as there is in gospel. The difference? The blues doesn't move me spiritually. The devil, he's over there singing the blues, and I'm over here singing gospel. Even though he's got true words, I've got true words too.)

 

 По-разному сложились судьбы участников великой госпел-группы The Swan Silvertones. Преподобный Клод Джетер последние годы провел в одном из домов для престарелых в Гарлеме, на 125-й улице. Он умер 6 января 2009 года в возрасте 94 лет в Бронксе, и The New York Times от 10 января отозвалась некрологом. Как сообщает интернет-ресурс Find A Grave, место захоронения Клода Джетера неизвестно...