OKeh 4290. Hart and Shaw / James Jordon

 

«Jesus, Lover Of My Soul» / «Open The Gates Of The Temple»

                        (Wesley – Holbrook)                              (Crosby – Knapp)

 

 

Charles Hart and Elliott Stanton Shaw / James Jordon

 

На этой окиевской пластинке издана пара известнейших церковных гимнов, записанных в феврале 1921 года в Нью-Йорке.

На стороне «А» представлен гимн «Jesus, Lover Of My Soul», текст которого написан в 1740 году английским религиозным деятелем Чарльзом Уэсли (Charles Wesley, 1707-1788), наряду The Reverend Charles Wesleyсо своим братом Джоном Уэсли (John Wesley, 1703-1791) и Джорджем Уитфилдом (George Whitefield, 1714-1770) считающимся основателем и лидером протестантской церкви методистов. Как утверждают биографы Уэсли, за свою жизнь он сочинил больше шести тысяч гимнов и церковных песен, многие из которых стали широко известными во всем мире. Как и другие сочинения подобного рода, гимны Уэсли исполнялись во время религиозных церемоний под аккомпанемент органа или фортепиано, музыку к ним сочиняли (и продолжают сочинять!) самые разные композиторы, а ноты затем публиковались в многочисленных сборниках. В нашем случае музыку к тексту «Jesus, Lover Of My Soul» сочинил, как о нём пишут, «автор мелодий в стиле салонной музыки» – Джозеф Перри Холбрук (Joseph Perry Holbrook, 1822-1888), являвшийся, в частности, создателем сборника «Quartet and chorus choir: companion to Songs for the sanctuary» для квартета и хора, опубликованного в 1871 году  в Нью-Йорке.* Но в методистских общинах Северной Америки Joseph Perry Holbrookбольшей известностью и популярностью пользовалась более ранняя версия  композитора Симеона Батлера Марша (Simeon Butler Marsh, 1798-1875)...

Конечно, гимн «Jesus, Lover Of My Soul» активно записывался на звуковой носитель, и когда это было сделано впервые – выяснить непросто, даже имея в своём распоряжении ресурс Discography Of American Historical Recordings, заглянув в который мы видим, что ещё в 1897 году два баритона – Самюэль Дадли (Samuel H. Dudley, 1864-1947)  и Стив Портер (Steve Porter, 1864-1946) записали дуэтом этот гимн для компании Berliner.  В 1899 году Дадли в дуэте с тенором Гарри Макдоно (Harry Macdonough) вновь записывал гимн Уэсли для Berliner, после чего в продолжение последующих трех десятилетий «Jesus, Lover Of My Soul» записывался ведущими компаниями множество раз, а исполняли его самые известные сингеры, объединявшиеся в дуэты, трио, квартеты и так далее... При этом главным образом исполнялась версия, сочиненная Симеоном Маршем. Но вот компания Edison Records записывала и издавала версии гимна на музыку Джозефа Перри Холбрука: в частности, в 1911 году (или около того) они записали и издали Edison Mixed Quartette, а в 1915-ом «Jesus, Lover Of My Soul» для Edison исполнил смешанный Metropolitan Quartet, в который, впрочем, входило пять исполнителей, включая два сопрано – Елизабет Спенсер и Хелен Кларк, так что это были красивые, величественные гимны, исполненные под аккомпанемент больших оркестров. Продукция компании Эдисона выходила как на дисках, так и на цилиндрах. Но мы здесь обращаем внимание на запись, изданную на коричневом эдисоновском восковом  цилиндре (brown wax cylinder 12802). Благодаря уникальному ресурсу UCSB Cylinder Audio Archive мы можем услышать это потрясающее исполнение, которое, вероятно, принадлежит черному сингеру (слушайте здесь). Ничего определенного об этой записи не уточняется, имя Charles Hartисполнителя остается неизвестным (performer not given), но сообщается, что на крышке футляра написано, что запись сделана 23 декабря 1904 года в Мемфисе (Inscription on lid: "Cassingham / Dec-23-1904 / Memphis"), и на всякий случай замечено, что эта надпись может соответствовать цилиндру, а может и нет... В любом случае это исполнение безвестного госпел-сингера – уникальный документ из истории англо-американской музыкальной культуры и музыки госпел в частности...

Теперь о записи, произведенной известным в свое время тенором Чарльзом Хартом (Charles Hart, 1884-1965) и не менее известным баритоном Эллиоттом Стентоном Шоу (Elliott Stanton Shaw, 1887-1973) для OKeh Records в феврале 1921 года в Нью-Йорке. О Чарльзе Харте мы рассказывали, представляя одну из его записей – «When The Cherry Blossoms Fall» (Edison Blue Amberol Record 3771), – сделанную им в дуэте с Elliott Stanton Shawсопрано Леолой Луси (Leola Lucey, 1888-?). А вот имя его партнера по дуэту на наших страничках, кажется, не встречается... Об Эллиотте Стентоне Шоу, впрочем, сведений отыщется немного. Известно, что родился он 10 апреля 1887 года в Де-Мойне, штат Айова (Des Moines, IA), в семье Вильяма Шоу (William Ainsworth Shaw) и Элизабет Кливз (Elizabeth “Lizzie” Cleaves). Где и у кого он учился – выяснить не удалось, но, по всей вероятности, Эллиотт Шоу получил академическое образование и надеялся проявить себя на оперной сцене. Впервые его записали в апреле 1907 года для Victor, и с тех пор Шоу активно записывался и как солист, и как партнер других певиц и певцов, включая Чарльза Харта, или как участник популярных квартетов и квинтетов – Shannon Four, Shannon Quartet и the Revelers, так что Эллиотту Шоу принадлежит огромная дискография (см. здесь). Дошедшие до нас его фотоснимки, носящие явный рекламный характер, как и огромная дискография, говорят о том, что Шоу был известным и востребованным сингером. Но вот прошло немного времени, и мы не находим об этом баритоне никаких сведений, и даже точное место его захоронения на одном из кладбищ на севере Большого Нью-Йорка (Ferncliff Cemetery) не отмечено... 

 

 

 

В том же феврале 1921 года, скорее всего, в тот же день и в той же нью-йоркской студии был записан госпел «Open The Gates Of The Temple», сочиненный великой Фрэнсис Джейн ван Алстайн-Кросби, более известной как Фанни Кросби (Frances Jane "Fanny" Crosby, 1820-1915). Музыку к гимну написала Фиби Палмер Нэпп (Phoebe Palmer Knapp, 1839-1908), писательница, легендарная методистская евангелистка, органистка и сочинительница многочисленных церковных гимнов.

О Фанни Кросби написаны горы книг, статей и очерков, в том числе на русском, и нашему читателю не составит труда познакомиться с биографией этой слепой поэтессы, композиторши и неутомимой христианской просветительницы, посвятившей всю свою долгую жизнь миссионерству. В частности, можно познакомиться с её биографией на сайте Пресвитерианской Церкви «Сион»...  

Фанни родилась 24 марта 1820 года в деревне Брюстер, в восьмидесяти километрах на север от Нью-Йорка (Brewster, NY). В шесть месяцев Фанни пережила сильную простуду, вызвавшую воспаление глаз. В результате неудачного лечения ребёнок лишился зрения. Девочке не исполнилось и года, как умер отец, и все заботы о семье легли на её  мать и бабушку по материнской линии.  

«Когда Фанни была достаточно взрослой, чтобы понимать это, мать объяснила ей, что она ослепла и никогда больше не будет видеть. Она сказала дочери, что иногда Бог отбирает какой-нибудь дар для того, чтобы дать взамен еще лучший. Она рассказала маленькой девочке о других слепых людях, из которых некоторые были известными. Таким образом, Фанни никогда не испытывала огорчения по поводу своей слепоты:

"О, как я счастлива, хоть и не вижу. Все равно хочу с радостью идти по этой жизни. Люди не подозревают, сколькими преимуществами я пользуюсь. Плакать, вздыхать из-за слепоты – нет, это не по мне".

Мать Фанни всеми силами хотела помочь своей маленькой девочке. Часто ей хотелось взять ее с собой, чтобы рассказать о том, как все выглядело вокруг, но, к сожалению, она не могла позволить себе это. Так как отца семейства уже не было в живых, матери Фанни приходилось много работать. Поэтому у нее не было возможности уделять своей дочурке столько времени, сколько бы ей хотелось». И тогда вовсю проявилась любовь бабушки Фанни, которая жила в том же доме и решила, как только могла, заменить внучке зрение... «Она усаживала Фанни на колени и рассказывала ей про солнце. Она объясняла, как выглядит солнце утром, днем и вечером перед закатом. Она беседовала с Фанни о красивых пушистых облаках на небе и описывала ей, как они постоянно меняют свою форму и окраску. Затем она рассказывала ей о луне и о бесчисленных звездах, сверкающих и мерцающих на небе темной ночью. Однажды после бури бабушка повела Фанни на холм. Там она объяснила и описала ей великолепную радугу. Она говорила о семи цветах и рассказала ей, почему Бог послал первую радугу. Бабушка также помогала Фанни узнавать отдельных птиц и различать их голоса. Они вместе ходили по лесам и слушали пение птиц. Бабушка научила малышку различать и другие шорохи... Потом они вместе посвятили много времени изучению цветов. Скоро Фанни могла сказать, какой цветок она держала в руках, стоило ей лишь дотронуться до него или понюхать. Цветы она особенно любила. Но лучше всего было то, что бабушка рассказывала слепой девочке истории из Библии. Так как Фанни никогда не могла научиться читать обычный шрифт, бабушка читала ей вслух, а Фанни учила стихи наизусть. Она могла рассказать на память много псалмов, притчи и всю Книгу Руфь. Она знала почти все рассказы из Ветхого Завета и могла хорошо пересказывать их. Поэтому Фанни утверждала: "Всем, чем я являюсь и чем я когда-нибудь стану, я обязана Библии". Многие из ее первых стихов были написаны на библейские темыFanny and Alexander van Alstyne» (далее читайте здесь).

Считается, что стихи Фанни Кросби писала с восьми лет. Она сочиняла целые поэмы, запоминала их и только потом диктовала, чтобы их записали. По одной из легенд, однажды она написала семь гимнов за день! А за всю жизнь Фанни Кросби написала более восьми тысяч христианских песен и гимнов! Даже если она написала бы половину – это было бы невероятно... Иногда издатели, не желая включать в сборники церковных песен только одного автора, подписывали её сочинения разными псевдонимами, и таковых у Фанни набралось более ста (см. здесь). Учитывая то, какое влияние оказала христианская церковь на формирование музыкальной культуры Соединенных Штатов, на культуру вообще, можно только догадываться о той гигантской роли, которую сыграла эта хрупкая слепая Phoebe Palmer Knappпросветительница, чьи гимны пели и поют сегодня по всей Америке, по всему миру. Неустанная подвижническая деятельность Фанни Кросби захватывающа, поучительна и стоит того, чтобы её знать...

Я не отыскал сведений о том, когда именно Фанни написала гимн «Open The Gates Of The Temple» (Откройте врата Храма!), но точно известно, что копирайт на музыку к нему, сочиненную её подругой и почитательницей Фиби Палмер Нэпп, зарегистрирован в 1903 году, после чего ноты были опубликованы в cборнике церковных песен и гимнов. Обращаем внимание на то, что на опубликованных нотах Фиби представлена под именем своего мужа – Джозефа Фэйрчайлда Нэппа (Joseph Fairchild Knapp, 1832-1891), к которому лишь прибавили краткую форму обращения миссис (Mrs). В наши дни это выглядит странным, но ошибки здесь нет: этот патриархальный обычай уходит корнями ко временам господства Британской империи, когда жена всецело принадлежала мужу: у неё не оставалось ни имени, ни фамилии, ни права на собственность, ничего вообще... Этого консервативного обычая, по-видимому, придерживались и в the John Street Methodist Episcopal Church в Нью-Йорке, членами общины которой были Фиби и Джозеф Нэппы, а также и Фанни Кросби. В биографических очерках сообщается, что мистер Джозеф Нэпп являлся в своё время важной фигурой – он был основателем и в продолжение двадцати лет вторым президентом Metropolitan Life Insurance Company. Сообщается, что в квартире супругов даже был установлен орган, на котором Фиби могла сколько угодно играть и сочинять гимны... Ко времени написания мелодии к гимну «Open The Gates Of The Temple» Джозефа Нэппа уже лет десять, как не было в живых, и, возможно, Фиби таким образом отдавала дань памяти ушедшему супругу. 

В десятые и двадцатые годы этот гимн в исполнении певиц и певцов неоднократно записывался ведущими фирмами грамзаписи, и, вероятно, первым это сделал тенор из штата Огайо – Эвен Вильямс (Evan Williams, 1867-1918), исполнение которого в сопровождении оркестра было записано для Victor 28 сентября 1910 года в Камдене, Нью-Джерси (Camden, NJ). Потрясающую версию Эвена Вильямса можно услышать здесь...

Понятно, что баритон существенно отличается от тенора, поэтому в исполнении Джеймса Джордона (James Jordon) гимн «Open The Gates Of The Temple» звучит куда более пафосно и даже грозно... Хотя Джеймс Джордон и записывался несколько раз для OKeh, что отмечено в дискографии DAHR, и в основном в дуэте с другим сингером – Чарльзом Хенри (Charles Henry), – я не отыскал о нём никаких сведений. Не исключаю, что это псевдоним, и подлинное имя баритона, исполнявшего гимн Фанни Кросби и Фиби Палмер Нэпп, совсем другое...

 

 

 

Open the gates of the Temple,

Strew palms on the Conqueror’s way,

Open your hearts, O ye people,

That Jesus may enter today.

Hark! from the sick and the dying,

Forgetting their couches of pain,

Voices, glad voices, with rapture

Are swelling, are swelling, are swelling a glad refrain,

Voices, glad voices, with rapture

Are swelling a glad, a glad refrain.

 

Open the gates of the Temple,

One grand hallelujah be heard.

Open your hearts to the Saviour,

Make room for the crucified Lord.

Tears and the anguish of midnight

Are lost in the splendor of day.

They who in sorrow once doubted

Are swelling, are swelling, are swelling a glad refrain,

They who in sorrow once doubted

Are swelling the glad, the glad refrain.

 

I know, I know, I know, I know that my Redeemer liveth.

Canst thou, my heart, lift up thy voice, thy voice and sing:

I know, I know, yes I know that my Redeemer liveth;

And because He lives, and because He lives,

And because He lives, I too, I too, I too shall live.