Decca 46325. Bill Monroe And His Blue Grass Boys

 

«Swing Low Sweet Chariot» / «Angels Rock Me To Sleep»

 

monro-a347.jpgБилл Монро в 1951 году. Автограф 1964 г.

Bill Monroe And His Blue Grass Boys 

 Bill Monroe, leader, vocal, mandolin

Band personnel probably: Thomas "Tommy" Jackson, fiddle; 

Owen Bradley, organ, piano; Thomas Grady Martin, guitar; Jimmy Selph, guitar;

Ernest "Ernie" Newton, bass; Farris Coursey, drums

 

Nashville, Tennessee. The Castle Studio in Tulane Hotel. March 17, 1951 

 

Сессии Билла Монро для Decca, состоявшиеся в марте и апреле 1951 года в Нэшвилле, были и остаются особенными в многолетней карьере отца-основателя музыки блюграсс. В то время его the Blue Grass Boys находился в стадии преобразования, вернее, бэнда вообще не было, поэтому запланированные сессии В этом отеле размещалась знаменитая The Castle Studioпроводились с участием сессионных музыкантов, которых привлек продюсер компании Пол Коэн (Paul Cohen, 1908-1970). Хита у Билла Монро не было с 1949 года, а менеджерам Decca по долгу службы надо было думать о коммерции. И вот, желая идти в ногу со временем, а также в надежде резко увеличить тиражи будущих пластинок, Коэн решил радикально модернизировать звучание бэнда и самого Билла Монро, поэтому к традиционным акустическим инструментам (мандолина Монро, гитара и фиддл) были подключёны электрический орган и электрогитара, так что записанный материал получился совершенно отличным от всего того, что Билл Монро записывал раньше, и от того, что будет им записано в будущем. Вполне возможно, что и сам Монро также захотел поэкспериментировать с электрическими инструментами, отодвинув банджо... Что же в итоге получилось?

Ещё один продюсер Decca – Оуэн Брэдли (Owen Bradley, 1915-1998), который во время сессии был за органом, признавался, что запись далась с трудом: 

«На самом деле эта наша работа с Биллом не приносила удовольствия, потому что мы испытывали дискомфорт, и я знаю, он тоже. У нас вообще не было ни малейшего представления о том, что мы делали, если уж говорить откровенно. Думаю, что и сам Билл был сбит с толку, как и мы» (цит. по кн.: Richard D. Smith. Can’t You Hear Me Callin’. The Life of Bill Monroe, Father of Bluegrass. 2000, p.118).

Действительно, при исполнении двух госпелов мы слышим солиста-вокалиста и его мандолину, а при нём – группу аккомпаниаторов, но только не сыгранный блюграссовый бэнд. А ведь недавно рядом с Монро были такие гиганты, как Эрл Скраггс (Earl Scruggs, 1924-2012) и Лестер Флэтт (Lester Flatt, 1914-1979). Привлеченные сессионные музыканты подыграть ещё как-то сумели, а при записи несложной «Angels Rock Me To Sleep» они даже старались подпевать, но вот уследить за виртуозным фальцетом Билла Монро в «Swing Low, Sweet Chariot» им оказалось не по зубам, хоть Брэдли и вырывался вперед своим визжащим органом... 

И все же не станем определять, насколько хорошими или плохими оказались декковские сессии, потому что ничто в мире не способно затмить потрясающую мандолину Монро и никто не сможет умалить его уникальный вокал. Тем более когда он исполняет дорогие его сердцу спиричуэлсы... 

«Swing Low, Sweet Chariot» – один из наиболее известных церковных гимнов, ставший широко известным благодаря тому, что ещё в середине 19-го века его пел на своих бесчисленных концертах знаменитый черный хор the Fisk Jubilee Singers. Продолжая традиции хорового исполнения этого церковного гимна, в 1909 мужской квартет the Fisk University Jubilee Quartet записал «Swing Low, Sweet Chariot» для Victor – примерно так когда-то звучал спиричуэлс в исполнении прославленного хора из Университета в Нэшвилле. В 1917 году потрясающую версию спиричуэлса записал выдающийся черный тенор из Джорджии – Роланд Хэйес (Roland Hayes, 1887-1977), а в 1926 году то же самое сделал великий черный бас Пол Робсон (Paul Robeson, 1898-1976) – мы уже знакомились с его исполнением (слушайте здесь). Пели, записывали и продолжают петь «Swing Low, Sweet Chariot» многие и многие певцы и музыканты, как черные, так и белые. Но версия Билла Монро – нечто совершенно отличное и отдельное. Старинный церковный гимн, исполняемый в традиции jubilee, превращается в легкий и стремительный госпел, при этом вокальная техника Монро, кажется, не знает предела, так что аккомпанемент оказывается делом третьим и совсем неважным... Билл Монро мог спеть этот госпел и a cappella, что, кстати, он не раз делал, признаваясь, правда, что спеть эту песню от начала до конца не сорвавшись – очень непросто (Can’t You Hear Me Callin’, p.205).

В цитируемой нами биографии Билла Монро рассказывается о том, как великий музыкант пел «Swing Low, Sweet Chariot» на похоронах Картера Стэнли (Carter Stanley, 1925-1966) в декабре 1966 года. Разумеется, книга не передает, как именно он исполнял этот церковный гимн, стоя у гроба своего почившего друга, сообщается лишь, что пел он без какого-либо сопровождения, а закончив, дотронулся до гроба и произнес: «We'll meet again» (Мы ещё повстречаемся).

Прошло тридцать лет! И в сентябре 1996 года «Swing Low, Sweet Chariot» зазвучал ещё раз, теперь в легендарном Роузине (Rosine, KY), на местном кладбище, когда хоронили уже самого Билла Монро. А исполнил старый церковный гимн Ральф Стэнли (Ralph Stanley, 1927-2016), младший брат Картера... Пел он высоко и медленно: I looked over Jordan and what did I see / Coming for to carry he home / A band of angels coming after me / Coming for to carry me home... А закончив, коснулся рукой гроба и произнес: «We'll meet again»...  

 

  

I looked over Jordan and what did I see

Coming for to carry he home

A band of angels coming after me

Coming for to carry me home

 

Swing low, sweet chariot

Coming for to carry me home

Swing low, sweet chariot

Coming for to carry he home...

  

 

 

My heart is sad my soul is weary

While sailing oe’r life’s rugged plain

The clouds are dark the day is dreary

It seems all earthly help is vain

 

Angels rock me to sleep in the cradle of love

Bear me over the deep to heaven above

When the shadows shall fall and the savior shall call

Angels rock me to sleep in the cradle of love

 

There is no earthly friend to guide me

No one to call to heaven’s goal

But Christ the savior stands beside me

To cheer and comfort my poor soul

 

At last the harbor I am nearing

I see the lights along the shore

I hear my friends and loved ones cheering

I’ll soon be safe for ever more