Victor Record 5544. Victor Minstrels - № 13

 

Introducing «My Dream Of The U.S.A.» and «Moonbeams»

 

                             

Minstrels [Victor Records group]

 

Camden, New Jersey.  June 6, 1909

 

Из книги В. Д. Конен  Пути американской музыки*

 

«В годы, предшествовавшие Гражданской войне, когда к негритянскому вопросу относились с глубокой серьезностью и освещали его с гуманистических и нравственных позиций, в американском искусстве господствовал "дядя Том" (Uncle Tom). Но в эпоху бурного расцвета менестрелей (60—80-е годы), характеризуемую упадком общественных настроений и расцветом буржуазной обывательщины, "дядя Том" был вытеснен комедийным образом "Топси" (Topsy). Ее бесчисленные буфонные "потомки" заполнили американскую эстраду.

"С рождением Топси, — пишет Томас Грегори (Thomas Montgomery Gregory, 1887-1971), — массовый интерес к негру переключился из области серьезной морализации в сферу комического. До сих пор вкус масс еще не преодолел этот переход от сентиментализма к гротескной комедии, а от нее — к фарсу и обнаженному бурлеску" [M. Gregory. The Drama of Negro Life. New Negro. N.Y. 1925].

Псевдонегритянская буффонная направленность определила характер художественных приемов, господствовавших в менестрельных представлениях.

Так, тексты менестрельных песен безусловно опирались на традиции английской легкожанровой поэзии. Но гротескное подражание английской речи черных невольников и некоторым оборотам, якобы принятым в народной афро-американской среде, породило особенный менестрельный поэтический стиль. Без характерно комических оборотов речи и стереотипных выражений, к тому же утрирующих манеру негритянского произношения, не обходилась ни одна модная менестрельная песенка...

 

...Менестрельная хореография в таком же плане использовала особенности и европейских, и афро-американских танцев. На первый взгляд может сложиться впечатление, что здесь всецело господствуют традиции английской пантомимы. Жиги, матросские танцы (hornpipes), ирландские и шотландские хороводы (reels), тамбурины, танцы жнецов (haymakers) — эти национальные английские танцы в равной степени оживляют и партитуры опер Перселла, и любую программу менестрелей. Но при анализе названий ясно проступает экзотическая, псевдонегритянская струя. Наряду с простыми английскими, шотландскими и ирландскими жигами, рилами, хорнпайпами появляются "Рил — Сахарный Тростник", "Танец Кокосового Ореха из Конго", "Африканская полька-бурлеск", "Полька-juba", "Эфиопская пляска", "Пляска Миссисипи". Тип танцевальных движений в менестрельных комедиях тоже сочетал танцевальные фигуры европейского склада с утрировкой движений, свойственных афро-американцу, причем не столько во время танца, сколько при работе и ходьбе. Хотя чёрные в Америке, не имея общественных предпосылок, времени и сил, необходимых для сохранения своего родного искусства — африканского танца, утратили виртуозность, свойственную африканцам, у них осталось особенное мышечное состояние. Свобода движений их рук, ног, плеч, ступней, гибкость и координация этих движений обладают завидной для европейца красотой. Однако при некоторой утрировке и пародировании и эта особенность, как и всякая другая, может дать сильнейший комический эффект. Посредством таких приемов традиционные ирландские жиги преобразовывались в новые виды американского танца, вроде "shuffle" — движения ступни, как бы скользящей по полу, или "clog" — быстрые ритмические удары ступни по полу при неподвижности всего корпуса.

В последних часто усматривают далекое ответвление африканских барабанных ритмов. Более непосредственно они могли быть заимствованы также из танцев zapateado, распространенных в латиноамериканских районах. Музыкальная комедия Бродвея впоследствии целиком переняла и узаконила эти движения, а в настоящее время они знакомы в виде популярного танца чечетка любому посетителю мюзик-холла и эстрады легкого жанра в Советском Союзе...

 

...Долгое время в Америке господствовало ошибочное мнение, будто музыка в менестрельных представлениях взята целиком из негритянского фольклора. Весьма показательно, что еще в 20-х и 30-х годах нашего века чёрные музыканты включали в сборники народной негритянской музыки обработки менестрельных мелодий наравне со спиричуэлс, блюзами и т. п. Первые научные работы, исправляющие эту ошибку, относятся лишь к 30-м годам. Действительно, стоит только сопоставить менестрельные песни с популярными англокельтскими мелодиями, чтобы обнаружить их поразительное родство, а в некоторых случаях почти тождество... 

 

...Откуда же черпали менестрели свой песенный репертуар?

Потребность в новых легкожанровых песенках была так велика, что ни один "штатный" композитор при труппе не был бы в состоянии удовлетворить спрос. С развитием менестрельного "бизнеса" в Соединенных Штатах установилась своеобразная практика, напоминающая стихийные массовые конкурсы. Владельцы менестрельных предприятий давали объявления в газетах, приглашая всех желающих присылать им мелодии. Подходящие напевы отбирались и профессионально обрабатывались для менестрельных представлений. Наиболее удачные из них впоследствии неоднократно перепечатывались. Именно так в США зародился тот единственный вид композиторской деятельности, который может обеспечить композитору устойчивый заработок и даже богатство. К легкожанровому музыкальному театру прошлого века восходят коммерческие издательские фирмы Америки и наших дней.

Но если мелодии менестрельных песен очень мало отличались от обычных англокельтских бытовых песен (а это, по-видимому, бесспорно), то зато в их обработке проявлялись черты, и в самом деле заимствованные из негритянского фольклора. Наиболее экзотические черты менестрельной оперы проявлялись в ее инструментальных партиях.

Приблизительно в 30-х годах прошлого столетия народный негритянский инструмент bonja был преобразован одним из первых blackface артистов в современное пятиструнное банджо. Этот инструмент прежде всего придал менестрельной музыке её специфический колорит. Исполнитель на банджо варьировал в инструментальных прелюдиях, интерлюдиях и постлюдиях англокельтский песенный репертуар в стиле народных негритянских импровизаций.

Однако именно потому, что банджо неразрывно связывается с менестрельными традициями, столь унизительными для негритянского народа, в наши дни темнокожие жители США объявили "бойкот" этому инструменту. В то время как у белокожих американцев он пользуется популярностью, негритянская среда сознательно изгнала его, заменив гитарой...

...Синкопирование, "остинатная" последовательность кратких, часто пентатонических мотивов, нисходящее движение мелодии — всё это и в самом деле встречается не только в негритянском фольклоре США, но и в музыке Западной Африки. Характерное аккордовое сопровождение, связанное с аппликатурой банджо, — последование параллельных септаккордов — отличалось яркой оригинальностью. Гармонический стиль менестрельных исполнителей на банджо, получивший впоследствии название "парикмахерских гармоний" (Barbershop Harmonies), встречается даже в спиричуэлс. В данном случае не исключено влияние менестрельного театра на афро-американский фольклор. Обязательное использование ударных инструментов — тамбурина и костей в виде кастаньет — также придавало музыке неподражаемый колорит. Только один инструмент из обязательного менестрельного состава был связан с европейскими традициями. Это была скрипка, игравшая роль фольклорного инструмента у белокожих жителей американского Юга» (с.208-2016).

 

* Мы ссылаемся на второе издание книги В. Конен Пути американской музыки. Oчерки по истории музыкальной культуры США. —М.: Музыка, 1965.

 

 

 

На предыдущую страницу

На следующую страницу