Columbia A 3764. The Happy Six / Yerkes' S. S. Flotilla Orchestra

 

«Dumbell» (Zez Confrey) / «Ivy» (Cling To Me) (Johnson and Jones)

 

The Happy Six / Yerkes' S. S. Flotilla Orchestra  

(Harry A. Yerkes' Orchestra)

 

Оба фокстрота исполнены оркестрами, привлечёнными в студию Гэрри Йерксом (Harry A. Yerkes, 1872-1954), в продолжение первых трех десятилетий 20-го века являвшимся важной фигурой в мире грамзаписи и популярной музыки. Он также считается едва ли не первым, кто пытался синтезировать джаз с другими музыкальными жанрами, прежде всего с классикой, из-за чего о нём можно говорить как о новаторе и экспериментаторе.

Родившийся в августе 1872 года в Бруклине (Brooklyn, NY), Гэрри Йеркс оказался в начале века вовлеченным в развивающуюся музыкальную индустрию и проявился сразу в нескольких ипостасях: он был музыкантом, конструктором-изобретателем, бэнд-лидером, продюсером и музыкальным менеджером. О его детстве, юности и пути к музыке мы ничего не знаем. В имеющихся у нас источниках имя Йеркса впервые всплывает только в 1905 или в 1906 году, когда тридцатитрехлетним музыкантом были сделаны первые сольные записи на ксилофоне для Columbia, с которой Гэрри будет связан почти всю свою творческую жизнь (слушайте здесь)В 1907 году Йеркс вновь записывается как соло-инструменталист (bells, xylophone) для компании Leeds & Catlin... Записанные на звуковой носитель ксилофон, вибрафон, маримба, колокольчики (металлофон) и прочие эффектные ударные инструменты, наряду с банджо, неплохо затем звучали на фонографах и граммофонах и потому хорошо раскупались любителями музыки. Возможно, это обстоятельство и подвигло Йеркса заняться конструированием новых музыкальных агрегатов, позволявших активнее использовать разного рода ксилофоны. Он даже основал фирму – Yerkes Sound-Effects Company, которая разработала и продавала особенную пневматическую систему для воспроизведения колокольных перезвонов... Но во второй половине десятых Гэрри Йеркс сосредоточился на популярной музыке, вернее, на её записи.

Работа на посту менеджера по звукозаписи Columbia Records стала самой важной в его биографии: в этой должности Йеркс пребывал с 1917 по 1924 год. Кроме того, с 1918 года он был ещё и «полевым менеджером» (field manager) компании, то есть отвечал за привлечение в студию Columbia новых музыкантов, был тем, кого впоследствии стали называть talent scoutЗа несколько лет Йеркс привлек к сотрудничеству с компанией множество музыкантов: водевильных артистов, известных вокалистов и вокалисток, а также различные танцевальные бэнды. Это Гэрри Йеркс впервые пригласил в студию Columbia знаменитого в будущем Теда Льюиса (Ted Lewis, 1890-1971) и добился для него и его оркестра многолетнего эксклюзивного контракта. Йеркс также был одним из первых, кто записал ранние композиции Джерома Керна (Jerome Kern, 1885-1945), Джорджа Гершвина (George Gershwin, 1898-1937), Ирвинга Берлина (Irving Berlin, 1888-1989), Масео Пинкарда (Maceo Pinkard, 1897-1962)... Таким образом, во многом именно ему Columbia обязана тем, что к началу двадцатых стала одним из грандов в продвижении джаза, блюза и популярной музыки, и если мы в наших очерках отдаем дань уважения таким деятелям Columbia Records, как Фрэнк Бакли Уолкер (Frank Buckley Walker, 1889-1963) или Джон Хэммонд (John Hammond, Sr., 1910-1987), то хорошо бы помнить и их предшественника – Гэрри Йеркса... Представляя ранее на наших страничках эдисоновский цилиндр Edison Blue Amberol Record 3719 с записью the Yerkes Jazarimba Orchestra, мы цитировали одну из редких заметок, посвященных Йерксу, и будет уместным привести эту цитату ещё раз: «Вероятно, настало время признать Гэрри Йеркса – деятеля, который был восприимчив к новой музыке и возделывал плодородную почву для её развития, формируя и возглавляя многочисленные оркестры, записи которых появлялись на многих популярных лейблах в период с 1917 по 1924 год» (см. сайт allmusic.com).

Если мы бегло взглянем на дискографию Йеркса (смотри DAHR), то сразу обратим внимание на то, что почти на всех представленных там записях он отмечен как leader – руководитель оркестра. В справочниках Брайана Раста (Brian Rust, 1922-2011), на которые мы постоянно ссылаемся, Йеркс чаще фигурирует как director – то есть руководитель оркестра и самой сессии. На редких записях он отмечен ещё и в качестве трампетиста, пианиста или ксилофониста, но в основном Йеркс руководил привлеченными бэндами во время сессий и, возможно, контролировал затем издание пластинок, из-за чего его имя присутствует в названиях сразу нескольких оркестров: Yerkes' Jazarimba Orchestra; Yerkes' Novelty Five; Yerkes Marimbaphone Band; Yerkes Saxophone Sextet; Harry A. Yerkes' Dance Orchestra; Yerkes Musical Bell-Hops; Yerkes' Metropolitan Dance Players... Отметим и то, что Йеркс и Columbia давали возможность «своим» музыкантам подзаработать, и те записывались и издавались на других лейблах: Paramount, Gennett, Vocalion, Banner, Olympic... В этом случае название оркестра менялось, но приставка «Yerkes» была, кажется, обязательной.

The Happy Six, выступавшие чаще всего как секстет, – один из наиболее удачных и известных проектов Гэрри Йеркса, и в начале двадцатых они входили в число самых популярных малых танцевальных бэндов Америки. Об этом свидетельствуют публикации в периодической печати того времени – важные источники наших познаний о раннем джазе, с недавнего времени ставшие доступными благодаря Интернету. Так, на очень познавательном для нас сайте basinstreet.com, основанном доктором Карлом Кёнигом (Dr. Karl Koenig), публикуются газетные афиши и рекламные статьи-анонсы выступлений оркестров Йеркса, в том числе и заметки о гастролях the Happy Six. Приведем одну из этих заметок, опубликованную 12 октября 1921 года в газете города Уилкс-Барре, штат Пенсильвания (Wilkes-Barre, PA): 

Wilkes-Barre, PA. 1920s«Концертно-танцевальный оркестр the Happy Six пользуется таким спросом в клубах и других подобных заведениях, расположенных за пределами Нью-Йорка, что руководитель и основатель оркестра Гэрри А. Йеркс решил подарить широкой публике  возможность  услышать этих музыкантов с их лучшими танцевальными номерами. The Happy Six отправятся в тур по крупнейшим городам в начале сентября и будут оставаться в туре столько, сколько Columbia Phonograph и другие звукозаписывающие компании позволят им. Вам будет интересно узнать, что the Happy Six – самый знаменитый танцевальный оркестр современности (the most famous dance orchestra of the day). Их пластинки можно услышать во всех известных частях света, их записей было выпущено больше, чем всеми другими бэндами такого рода, вместе взятыми. Под руководством Гэрри А. Йеркса the Happy Six как коллектив настолько приблизились к совершенству, насколько это только возможно (under direction of Harry A. Yerkes the Happy Six has become as near perfect an organization as possible.) Каждый участник оркестра не только специалист в своем деле, но и музыкант с прекрасной технической подготовкой. Некоторые из этих парней учились в лучших консерваториях, другие – у лучших преподавателей. Кто-то из них был лидером в армейских бэндах, а некоторые играли в ведущих симфонических оркестрах под управлением самых знаменитых дирижеров. Но настала эпоха танца, и Америка становится всё более и более танцующей страной (America is growing more and more to be a dance country). Многие из музыкантов помоложе поняли это и поэтому решили специализироваться на современной танцевальной музыке. Мистер Йеркс пришел к выводу, что для того, чтобы танцы пользовались должной популярностью, следует создавать отменные танцевальные оркестры, а также танцевальную музыку, которой присущи  идеальные темп, ритм и гармония. Так, он организовал the Happy Six, который под его руководством стал прекраснейшим танцевальным оркестром нашего времени. В этом сезоне the Happy Six проведут некоторое  время в Нью-Йорке. И тогда многие любители танца, следящие за изданием  записей "блюза" и "джаза", получат возможность услышать этих ребят на некоторых крупных мероприятиях. The Happy Six имеют привилегию быть приглашенными во все уголки мира, для того чтобы представлять там свои знаменитые танцевальные номера. В их туре этого сезона американцы смогут в живом исполнении услышать то, что они привыкли слышать на фонографе. Оркестр даёт бесплатный концерт в магазине Challenger’s в среду, 19 октября, в 4 часа, а вечером они будут играть в Broadway State Armory  на танцах Общества Кенвуда» («The Wilkes-Barre Record», 12 October, 1921).

Примечательная и о многом говорящая заметка. Напомню, речь идет об осени 1921 года, о том времени, когда джаз ещё только-только подбирался к своему пьедесталу, и для привлечения публики, проживающей в ста тридцати милях от Манхэттена, требовались подкрепляющие пояснения о прибывающих из Нью-Йорка модных музыкантах: мол, они вам не какие-нибудь поверхностные самоучки, а профессионалы, позаканчивавшие консерватории и поигравшие аж в симфонических оркестрах!.. Также из этой небольшой публикации мы узнаем об уже вполне налаженной связи между фирмами грамзаписи (в данном случае Columbia) и концертной деятельностью привлеченных артистов: оба важнейших компонента, к которым на всех парах приближается радио, подпитывают стремительно набирающую силу индустрию популярной музыки, в которую со сладострастием окунается послевоенная Америка, становящаяся, как уже заявлено, «всё более и более танцующей страной» (America is growing more and more to be a dance country). И Гэрри Йеркс, лучше других чувствующий ритм погружающейся в свинг Америки, находится в эпицентре этих захватывающих событий...

Заглянем в справочники и попробуем назвать музыкантов, которые в продолжение 1919-1923 годов входили в составы танцевальных оркестров Йеркса, в том числе и в бэнд the Happy Six. 

Это знаменитые новоорлеанцы – кларнетист Элсид Нуньес (Alcide Nunez, 1884-1934), по прозвищу «Yellow», и его многолетний партнер – тромбонист Том Браун (Tom "Red" Brown, 1888-1958), по прозвищу «Red Brown»; это такие известные в то время музыканты, как ксилофонисты братья Грин (George Hamilton and Joe Greens); хорошо нам знакомый саксофонист-новатор Руди Видофт (Rudy Wiedoeft, 1893-1940); саксофонисты и бэнд-лидеры Бенни Крюгер (Benny Krueger, 1899-1967) и Клайд Доерр (Clyde Doerr, 1894-1973); саксофонисты Росс Горман (Ross Gorman, с.1890-1953) и Боб Джонсон (Bob Johnson); трампетисты Эрл Оливер (Earl Oliver) и Клэренс Грэнси (Clarence J. Gransie); скрипач и трампетист Элмер Гроссо (Elmer Grosso); скрипач Эд Вайолински (Ed Violinsky); пианисты Тед Фиорито (Ted Fiorito, 1900–1971), Фил Охман (Phil Ohman, 1896-1954), Albert 'Babe' Fuller... Были и другие привлеченные к записи музыканты, но по каким-то причинам их имена остались незафиксированными: в дискографиях отмечены лишь музыкальные инструменты, звучащие на том или ином треке.

Norka RouskayaВажно отметить, что оркестры Гэрри Йеркса не только участвовали в концертах, но и записывались с водевильными артистами, среди которых были знаменитейший Билли Мюррей (Billy Murray, 1877-1954) и менее известный Фрэнк Крамит (Frank Crumit, 1889-1943); участник трио the Kaufman Brothers – Джек Кауфман (Jack Kaufman); некогда известный сингер из Германии Артур Холл (Arthur Hall, 1888-1951) и популярнейший the American Quartet... 

В частых турах бэнды Йеркса выступали как аккомпаниаторы таких водевильных артисток, как танцовщица и актриса из Швейцарии Норка Руская  (Norka Rouskaya, 1899-?), киноактриса и певица Би Кервин (Bee Kerwin), оперная певица-сопрано Джорджия Тонссен (Miss Georgia Thonssen), джазовая певица Марджи Уинтерс (Miss Margie Winters)... В рекламных заметках, на которые мы ссылаемся, все они упоминаются как знаменитые и всем известные персоны. Так, газета «Lexington Leader» от 8 ноября 1921 года сообщает в статье Margie Winters with Happy Six:

«Каждый, кто любит джазовые  и блюзовые песни, слышал о Марджи Уинтерс. Мисс Уинтерс давно называют "Королевой джаза", и она входит в число известнейших The Happy Six: trumpet - Earl Oliver; drums - possibly George Hamilton Green; violin - Elmer Grosso; trombone - Tom Brown; clarinet - Alcide Nunez; piano - Albert 'Babe' Fuller (?)певиц водевильной сцены. Заполучив её в качестве джазовой и блюзовой певицы для Happy Six, Гэрри А. Йеркс осознал, что теперь его коллектив в полном составе. Мисс Уинтерс представила публике большое число нашумевших современных "хитов". Ее примеру следуют многие самые известные артисты. Она первой исполнила такие номера, как «Mammy», в котором Эл Джолсон (Al Jolson, 1885-1950) пел в the Winter Gardens. "Strut Miss Lizzie" и "Mean Daddy" своим успехом обязаны умению мисс Уинтерс выбирать популярные песни для исполнения. Но далеко не все могут петь эти песни так, как это делает талантливая и прелестная мисс Уинтерс» (см. здесь).

Подобное было сказано тогда, когда Америке уже были известны race records черных водевильных блюзовых певиц! Понятно, что здесь мы сталкиваемся с откровенно рекламной продукцией, но все же... Прошёл век, и мы не находим никаких сведений о певице, которую в 1921 году называли ни много ни мало Queen of Jazz! Даже годы жизни Марджи Уинтерс остаются неведомы, как не известно нам ничего и о бывшей примадонне – Джорджии Тонссен ...

...Имена, имена, имена... Мало о чём говорящие, почти ничего для нас не значащие. Словно старые, навсегда погасшие софиты, некогда освещавшие арену веселого и шумного цирка, ныне заброшенного и заколоченного, они мало кому интересны, и даже истовые любители джаза почти не тревожат их своим вниманием. Но все это лишь до того времени, пока их не коснется пытливое око исследователя. Тогда эти имена оживут, воскреснут из небытия, и мы увидим, что за каждым из них – потрясающая, завидная судьба и чудный мир, достойные нашей памяти. Ведь не о The Yerkes' S. S. Flotilla Orchestraперегоревших лампочках мы ведем речь – о певцах и певицах, о менестрельных и водевильных артистах, о лидерах оркестров, о композиторах и сонграйтерах, об организаторах и устроителях некогда модных шоу, о деятелях грамзаписи, о пионерах музыкальных радиопередач, о музыкантах и о Музыке – этой непреходящей и спасительной для человечества субстанции! Я верю в то, что эта Музыка, спасшая мир в жестоком 20-м веке, не даст кануть в небытие и никому из своих героев. И когда нам откроются их судьбы, вот как сейчас открывается прежде неведомое имя Гэрри Йеркса, – появится и интерес к тому, что ими сделано для того, чтобы музыка, которой мы наслаждаемся, однажды родилась, затем была запечатлена и, наконец, дошла до нас... 

Вот еще одна заметка. На этот раз из газеты города Дарем, Северная Каролина (Durham, NC), от 25 февраля 1922 года. Публикация, вышедшая под заголовком «Happy Six in Dance and Classic Music», заманивает публику на концерт популярного бэнда из Нью-Йорка:     

«Поскольку the Happy Six известны своей танцевальной музыкой и прославились благодаря грамзаписям, у истинного меломана не должно создаваться впечатление, будто участники бэнда – обыкновенные джазовые музыканты. Все они – настоящие музыканты и артисты во всех отношениях. Каждый исполнитель знаком с произведениями Шопена, Бетховена и других старых мастеров, и они в состоянии сопровождать любого певца в подлинно концертной манере. В предстоящей концертной программе участвуют исполнители классических песен, и просвещенный любитель музыки будет немало удивлен универсальностью музыкантов. Все они прошли через горнило музыкального образования, и большинство из них в своё время были членами симфонического сообщества. Ну а то, что они играют современную музыку, никоим образом им не вредит с музыкальной точки зрения. Многие известные музыканты, в том числе Джозеф Хофман (Josef Hofmann, 1876-1957) и Перси Грейнджер (Percy Aldridge Grainger, 1882-1961), любят поиграть джазовую музыку, чтобы развлечь своих друзей. А сколько популярных мелодий аранжировал для скрипки Фриц Крейслер (Fritz Kreisler, 1875-1962)! Уж если эти известные исполнители получают удовольствие от актуальной музыки, то почему бы и музыкантам из the Happy Six не поиграть классику? Просто приходи – и увидишь. Ближайший визит Yerkes' Happy Six будет включать в себя как концерт, так и танцевальную программу. Солировать будут певцы, хорошо известные в творческих кругах. Happy Six выступят в роли концертмейстеров, и это станет доказательством музыкальности всех вовлеченных в действо. Они будут в Академии музыки 28 февраля» («Morning Herald Durham», 25 February, 1922).

Обращаем внимание на то, что в цитируемой заметке бэнд однажды упомянут как Yerkes' Happy Six... 

Перейдем теперь непосредственно к пластинке Columbia A 3764

Сессия, во время которой был записан фокстрот пианиста-рэгтаймера и экспериментатора Зеза Конфри (Zez Confrey, 1895-1971) «Dumbell», состоялась 10 ноября 1922 года в Нью-Йорке. В записи приняли участие Элмер Гроссо (он играет на трубе), тромбонист Том Браун, саксофонист Боб Джонсон, а также еще четверо музыкантов, имена которых в справочниках не отмечены. Указаны только инструменты: сопрано- и тенор-саксофоны, бас-саксофон, фортепиано и банджо.

Спустя несколько дней, 14 ноября, в той же нью-йоркской студии Columbia ещё один оркестр Гэрри Йеркса записал инструментальную версию песни «Ivy» (Cling To Me), сочинённую знаменитым композитором, пианистом, саксофонистом и бэнд-лидером Айшемом Джонсом (Isham Jones, 1894-1956) и композитором Джимми Джонсоном (Jimmy Johnson). И хотя название бэнда отчасти морское – Yerkes' S. S. Flotilla Orchestra, – в его составе обнаруживаются всё те же музыканты, которых мы знаем по the Happy Six и другим оркестрам Йеркса, в частности саксофонист Боб Джонсон и тромбонист Том Браун. В то же время присутствуют и новые для нас имена: трампетист и корнетист Хайми Фарберман (Hymie Farberman, 1900-1981) и кларнетист и альт-саксофонист Арнольд Брилхарт (Arnold Brilhart). В сессии также участвовали еще один кларнетист, скрипач, банджоист и ударник, но имена их в справочниках не названы. Директором бэнда отмечен Ричард Бартон (Richard Barton)...

В справочнике Брайана Раста The American Dance Band Discography 1917-1942 (1975) отмечено, что после этой сессии музыканты в составе Yerkes' S. S. Flotilla Orchestra отправились в тур по Канаде и Среднему Западу и, насколько известно составителю справочника, сделали последующие записи уже только в самом конце мая 1923 года, после возвращения из тура. 

Но что Гэрри Йеркс?

Ничего! Никаких сведений о нем после 1924 года, когда он оставил пост менеджера Columbia, мы не находим. Сообщается, правда, что в 1924 году он основал собственный звукозаписывающий лейбл Yerkes Dance Records, но каких-то ярких следов этого лейбла мы не обнаруживаем, разве что этикетка завораживающая... Вот как бывает: ничего мы пока не знаем о жизни Йеркса до его прихода в музыкальный бизнес; не знаем ничего о нём и после того, как он этот бизнес оставил! Словно и не существовал он для всех нас вне музыки, вне Columbia, вне своих больших и малых танцевальных оркестров... Известно только, что умер Гэрри Йеркс 24 декабря 1954 года в Нью-Йорке. Наверное, где-то там и покоится его прах...