OKeh 4662. Vincent Lopez and His Hotel Pennsylvania Orchestra

 

«Dancing Fool» (Ted Snyder) / «Dixie Highway» (Walter Donaldson)

 

Vincent Lopez and His Hotel Pennsylvania Orchestra

 

Vincent Lopez, piano, director; Bob Effros and Bob Biers, trumpet, flugelhorn, mellophone; Harold Geiser, trombone, euphonium; Billy Hamilton, clarinet, alto sax., oboe; Harry Brown, tenor sax.; Ernest Holst, violin; Dave Berend, banjo; Hank Waak, brass bass; Howard Morrisey, drums.

 

New York City.  July or August, 1922

 

На этой пластинке мы слышим, как в обоих стремительных фокстротах, сыгранных оркестром Винсента Лопеса (Vincent Lopez, 1895-1975), вперед вырывается трампет Боба Эффроса (Robert "Bob" Effros, 1900-1982), джазового трубача, профессиональная карьера которого продолжалась 45 лет и охватывала едва ли не все джазовые эпохи. Повезло Эффросу и в том, что у него оказалась благодарная внучка – Барбара Эффрос (Barbara Effros), хранящая память о своём выдающемся дедушке, которая собрала и опубликовала о нём много ценного материала и сейчас пишет (или уже написала) его биографию. 

Роберт «Боб» Эффрос родился 6 декабря 1900 года в Лондоне, Англия, в еврейской семье, эмигрировавшей из России. Когда Роберту было три года, его родители вновь эмигрировали: на этот раз в Соединенные Штаты, в город Мемфис, штат Теннесси (Memphis, TN), что во многом и предопределило дальнейшую судьбу мальчика. В словаре Джона Чилтона (John Chilton, 1932-2016) – Who's Who of Jazz. Storyville to Swing Street (1972) – сообщается, что Боб поначалу начал осваивать барабаны, потом взялся за трампет, а во время Первой мировой и службы в армии (в 1917-1919 годах) служил полковым горнистом (regimental bugler). Внучка Эффроса пишет, что её дедушка в одиннадцатилетнем возрасте сбежал из дома, был нанят на работу казначеем на речной пароход, курсировавший по Миссисипи (Bob ran away from home at age eleven and was hired as a “purser” on a Mississippi river boat), и там, под влиянием черных новоорлеанских музыкантов, включая легендарного Кинга Оливера, выучился играть на корнете, а затем освоил трампет, на котором играл всю жизнь (см. здесь). ...М-да! Дедушки своим внукам и внучкам и не такое рассказывали! 

Одной строкой в справочнике Чилтона проходит информация о том, что после демобилизации Боб Эффрос устроился в бэнд танцовщицы, актрисы, пианистки и певицы Беатрис «Би» Палмер (Beatrice "Bee" Palmer, 1894-1967) в Балтиморе, штат Мэриленд (Baltimore, MD)... Это весьма важное обстоятельство. Очаровательная и неподражаемая, Би Палмер в те годы была очень знаменита, считалась одной из королев или даже королевой танца "shimmy", выступала в самых престижных бродвейских мюзиклах, а осенью 1920 года отправилась в тур со своим шоу «Oh Bee!», сочиненным специально для неё Германом Тимбергом (Herman Timberg, 1891-1952). Сообщается, что Bee Palmer and Her Jazz Band побывали сначала в Мемфисе, а в декабре – в Новом Орлеане, где на актрису произвели неизгладимое впечатление сразу несколько молодых музыкантов, которых она пригласила в свой бэнд, с того времени ставший называться Bee Palmer and Her New Orleans Rhythm Kings... Интересно, Боб Эффрос был в этом туре с Би Палмер? И если да, то побывал ли он тогда в Мемфисе и Новом Орлеане? В этом случае он  мог поиграть с кларнетистом Лионом Ропполо (Leon Roppolo, 1902-1943), тромбонистом Санто Пекорой (Santo Pecora, 1902-1984), пианистом Элом Сигелом (Al Siegel, 1906-1966) и, главное, с Эмметтом Харди (Emmett Hardy, 1903-1925), которому предрекали судьбу одного из величайших трампетистов в джазе... Наверное, обо всем этом расскажет Барбара Эффрос в своей книге...

Между тем в статье Jazz Trumpeter Bob Effros: A Granddaughter’s Appreciation, на которую мы ссылаемся, внучка сообщает, что Боб Эффрос отправился в Нью-Йорк, где у него был влиятельный друг из Мемфиса – Вильям Кристофер Хэнди (William C. Handy, 1873-1958), и Хэнди рекомендовал молодого трампетиста бэнд-лидеру Сэму Лэнину (Samuel "Sam" Lanin, 1891-1977), который как раз в то время подыскивал молодые таланты для своего оркестра. Возможно, так и было, но с конца марта 1921 года имя Боба Эффроса обнаруживается среди участников оркестра Винсента Лопеса, в котором он успешно прижился и в продолжение последующих пяти лет был первым трампетистом...  

Кроме оркестров Лопеса и уже упомянутого Сэма Лэнина, Боб Эффрос в разное время играл и записывался со многими другими оркестрами: Billy Artz and His Orchestra; the Hit-Of-The-Week Orchestra Берта Хирша (Bert Hirsch); the Ben Selvin's Orchestra; the Bob Haring Orchestra; the Colonial Club Orchestra и Brunswick Studio Band («домашние» оркестры компании Brunswick); Freddie Rich and His Orchestra; the Dubin's Dandies; the Majestic Dance Orchestra; Adrian Schubert and His Salon Orchestra; the Victor Young Orchestra...

Он также играл и записывался с популярнейшими the Boswell Sisters, успел поиграть в оркестрах американо-украинского скрипача и бэнд-лидера Фила Спитального (Phil Spitalny, 1890-1970), знаменитого Нэта Шилкрета (Nat Shilkret, 1889-1982) и еще более прославленного Пола Уайтмена (Paul Whiteman, 1890-1967), причем в оркестре последнего, как пишут некоторые, он на какое-то время заменял самого Бикса Байдербека (Bix Beiderbecke, 1903-1931).

Имя Боба Эффроса встречается и среди аккомпаниаторов таких певиц и певцов, как Аннетт Хэншоу (Annette Hanshaw, 1901-1985), Этель Уотерс (Ethel Waters, 1896-1977), Чарльз Хэмп (Charles W.Hamp), Дик Робертсон (Dick Robertson, 1903-1979), Арт Гиллэм (Art Gillham, 1895-1961), Либби Холман (Libby Holman, 1904-1971), Чарльз «Бадди» Роджерс (Charles "Buddy" Rogers, 1904-1999), Эдди Уолтерс (Eddie Walters, 1905-?), Фанни Брайс (Fanny Brice, 1891-1951), Рут Эттинг (Ruth Etting, 1896-1978)Чик Буллок (Chick Bullock, 1898-1981)... И это лишь то, что нам удалось заметить в справочных изданиях, но далеко не всё, что составители этих изданий зафиксировали и опубликовали. К тому же вся эта деятельность относится к двадцатым и тридцатым годам, а ведь Боб Эффрос играл еще и в шестидесятые. И речь здесь идет исключительно о грамзаписи, но ведь были ещё и бесчисленные радиопередачи, было множество концертов, продолжительных туров, в том числе европейских, так что если бы мы задались целью собрать дискографию Боба Эффроса, да с перечислением имен его партнеров-музыкантов, то у нас не хватило бы ни сил, ни времени. Среди тех, кому Боб Эффрос когда-то подыгрывал, его внучка называет даже Бесси Смит (Bessie Smith), что вполне возможно. И хотя подтверждений этому мы не находим, возможно, один из многочисленных бэндов, в которых Боб Эффрос был трампетистом, действительно сопровождал Императрицу блюза в одном из ее концертов, о чем он затем рассказывал своим близким, – и если он сопровождал своим трампетом Этель Уотерс, то почему не мог аккомпанировать Бесси?.. 

Vincent Lopez and His Hotel Pennsylvania OrchestraМы всю эту казуистику публикуем для того, чтобы наш читатель увидел масштаб музыканта, о котором практически не упоминает ни одно из джазовых изданий, а если и упоминает, то бегло, в перечислении с другими музыкантами того времени...

Кроме того, чтобы осознать масштаб Боба Эффроса, надо его ещё и услышать. Поскольку в карьере трампетиста его работа в оркестре Винсента Лопеса была одной из самых важных, пластинка OKeh 4662 – с фокстротами «Dancing Fool» Теодора Снайдера (Theodore "Ted" Snyder, 1881-1965) и «Dixie Highway» Уолтера Доналдсона (Walter Donaldson, 1893-1947) – может дать представление о том, каким трампетистом был Эффрос в самом начале своего творческого пути.

А вот чтобы понять, каким трампетистом он стал в расцвете сил, лучше всего послушать замечательную пластинку Brunswick (4620) с сочиненной им «Tin Ear» и «Sweet And Hot», которую написал другой забытый сегодня трампетист – Майк Мосиелло (Mike Mosiello, 1896-1953). Мелодичная и отчасти меланхоличная «Tin Ear» записана Эффросом в октябре 1929 года дуэтом с пианистом Артуром Шуттом (Arthur Schutt, 1902-1965), а «Sweet And Hot» он записал в августе того же года вместе с Фрэнком Сигнорелли (Frank Signorelli, 1901-1975), другим известным пианистом. Эти сентиментальные мелодии можно послушать здесь и здесь...  Добавим, что Боб Эффрос был также бэнд-лидером, аранжировщиком и композитором, сочинившим множество популярных мелодий, в том числе ставшие хитами «Why The Twenties Roared», «Cornfed» и уже упомянутая нами «Tin Ear»...  

И еще. Всё то время, пока пишу и размышляю о Роберте Эффросе, потомке еврейских эмигрантов из России, я гадаю: не родственник ли он знаменитых деятелей культуры – искусствоведа Абрама Марковича Эфроса (1888-1954) и театрального режиссера Анатолия Васильевича Эфроса (1925-1987)?