OKeh 4662. Vincent Lopez and His Hotel Pennsylvania Orchestra

 

«Dancing Fool» (Ted Snyder) / «Dixie Highway» (Walter Donaldson)

 

Vincent Lopez and His Hotel Pennsylvania Orchestra

 

Vincent Lopez, piano, director; Bob Effros and Bob Biers, trumpet, flugelhorn, mellophone; Harold Geiser, trombone, euphonium; Billy Hamilton, clarinet, alto sax., oboe; Harry Brown, tenor sax.; Ernest Holst, violin; Dave Berend, banjo; Hank Waak, brass bass; Howard Morrisey, drums.

 

New York City.  July or August, 1922

 

На этой пластинке мы слышим, как в обоих стремительных фокстротах, сыгранных оркестром Винсента Лопеса (Vincent Lopez, 1895-1975), вперед вырывается трампет Боба Эффроса (Robert "Bob" Effros, 1900-1982), джазового трубача, профессиональная карьера которого продолжалась 45 лет и охватывала едва ли не все джазовые эпохи. Повезло Эффросу и в том, что у него оказалась благодарная внучка – Барбара Эффрос (Barbara Effros), хранящая память о своём выдающемся дедушке, которая собрала и опубликовала о нём много ценного материала и сейчас пишет (или уже написала) его биографию. 

Роберт «Боб» Эффрос родился 6 декабря 1900 года в Лондоне, Англия, в еврейской семье, эмигрировавшей из России. Когда Роберту было три года, его родители вновь эмигрировали: на этот раз в Соединенные Штаты, в город Мемфис, effross-9-poster2.jpgштат Теннесси (Memphis, TN), что во многом и предопределило дальнейшую судьбу мальчика. В словаре Джона Чилтона (John Chilton, 1932-2016) – Who's Who of Jazz. Storyville to Swing Street (1972) – сообщается, что Боб поначалу начал осваивать барабаны, потом взялся за трампет, а во время Первой мировой и службы в армии (в 1917-1919 годах) служил полковым горнистом (regimental bugler). Внучка Эффроса пишет, что её дедушка в одиннадцатилетнем возрасте сбежал из дома, был нанят на работу казначеем на речной пароход, курсировавший по Миссисипи (Bob ran away from home at age eleven and was hired as a “purser” on a Mississippi river boat), и там, под влиянием черных новоорлеанских музыкантов, включая легендарного Кинга Оливера, выучился играть на корнете, а затем освоил трампет, на котором играл всю жизнь (см. здесь). ...М-да! Дедушки своим внукам и внучкам и не такое рассказывали! 

Одной строкой в справочнике Чилтона проходит информация о том, что после демобилизации Боб Эффрос устроился в бэнд танцовщицы, актрисы, пианистки и певицы Беатрис «Би» Палмер (Beatrice "Bee" Palmer, 1894-1967) в Балтиморе, штат Мэриленд (Baltimore, MD)... Это весьма важное обстоятельство. Очаровательная и неподражаемая, Би Палмер в те годы была очень знаменита, считалась одной из королев или даже королевой танца "shimmy", выступала в самых престижных бродвейских мюзиклах, а осенью 1920 года отправилась в тур со своим шоу «Oh Bee!», сочиненным специально для неё Германом Тимбергом (Herman Timberg, 1891-1952). Сообщается, что Bee Palmer and Her Jazz Band побывали сначала в Мемфисе, а в lopes-orch.jpgдекабре – в Новом Орлеане, где на актрису произвели неизгладимое впечатление сразу несколько молодых музыкантов, которых она пригласила в свой бэнд, с того времени ставший называться Bee Palmer and Her New Orleans Rhythm Kings... Интересно, Боб Эффрос был в этом туре с Би Палмер? И если да, то побывал ли он тогда в Мемфисе и Новом Орлеане? В этом случае он  мог поиграть с кларнетистом Лионом Ропполо (Leon Roppolo, 1902-1943), тромбонистом Санто Пекорой (Santo Pecora, 1902-1984), пианистом Элом Сигелом (Al Siegel, 1906-1966) и, главное, с Эмметтом Харди (Emmett Hardy, 1903-1925), которому предрекали судьбу одного из величайших трампетистов в джазе... Наверное, обо всем этом расскажет Барбара Эффрос в своей книге...

Между тем в статье Jazz Trumpeter Bob Effros: A Granddaughter’s Appreciation, на которую мы ссылаемся, внучка сообщает, что Боб Эффрос отправился в Нью-Йорк, где у него был влиятельный друг из Мемфиса – Вильям Кристофер Хэнди (William C. Handy, 1873-1958), и Хэнди рекомендовал молодого трампетиста бэнд-лидеру Сэму Лэнину (Samuel "Sam" Lanin, 1891-1977), который как раз в то время подыскивал молодые таланты для своего оркестра. Возможно, так и было, но с конца марта 1921 года имя Боба Эффроса обнаруживается среди участников оркестра Винсента Лопеса, в котором он успешно прижился и в продолжение последующих пяти лет был первым трампетистом...  

Кроме оркестров Лопеса и уже упомянутого Сэма Лэнина, Боб Эффрос в разное время играл и записывался со многими другими оркестрами: Billy Artz and His Orchestra; the Hit-Of-The-Week Orchestra Берта Хирша (Bert Hirsch); the Ben Selvin's Orchestra; the Bob Haring Orchestra; the Colonial Club Orchestra и Brunswick Studio Band («домашние» оркестры компании Brunswick); Freddie Rich and His Orchestra; the Dubin's Dandies; the Majestic Dance Orchestra; Adrian Schubert and His Salon Orchestra; the Victor Young Orchestra...

Он также играл и записывался с популярнейшими the Boswell Sisters, успел поиграть в оркестрах американо-украинского скрипача и бэнд-лидера Фила Спитального (Phil Spitalny, 1890-1970), знаменитого Нэта Шилкрета (Nat Shilkret, 1889-1982) и еще более прославленного Пола Уайтмена (Paul Whiteman, 1890-1967), причем в оркестре последнего, как пишут некоторые, он на какое-то время заменял самого Бикса Байдербека (Bix Beiderbecke, 1903-1931).

Имя Боба Эффроса встречается и среди аккомпаниаторов таких певиц и певцов, как Аннетт Хэншоу (Annette Hanshaw, 1901-1985), Этель Уотерс (Ethel Waters, 1896-1977), Чарльз Хэмп (Charles W.Hamp), Дик Робертсон (Dick Robertson, 1903-1979), Арт Гиллэм (Art Gillham, 1895-1961), Либби Холман (Libby Holman, 1904-1971), Чарльз «Бадди» Роджерс (Charles "Buddy" Rogers, 1904-1999), Эдди Уолтерс (Eddie Walters, 1905-?), Фанни Брайс (Fanny Brice, 1891-1951), Рут Эттинг (Ruth Etting, 1896-1978)Чик Буллок (Chick Bullock, 1898-1981)... И это лишь то, что нам удалось заметить в справочных изданиях, но далеко не всё, что составители этих изданий зафиксировали и опубликовали. К тому же вся эта деятельность относится к двадцатым и тридцатым годам, а ведь Боб Эффрос играл еще и в шестидесятые. И речь здесь идет исключительно о грамзаписи, но ведь были ещё и бесчисленные радиопередачи, было множество концертов, продолжительных туров, в том числе европейских, так что если бы мы задались целью собрать дискографию Боба Эффроса, да с перечислением имен его партнеров-музыкантов, то у нас не хватило бы ни сил, ни времени. Среди тех, кому Боб Эффрос когда-то подыгрывал, его внучка называет даже Бесси Смит (Bessie Smith), что вполне возможно. И хотя подтверждений этому мы не находим, возможно, один из многочисленных бэндов, в которых Боб Эффрос был трампетистом, действительно Vincent Lopez and His Hotel Pennsylvania Orchestraсопровождал Императрицу блюза в одном из ее концертов, о чем он затем рассказывал своим близким, – и если он сопровождал своим трампетом Этель Уотерс, то почему не мог аккомпанировать Бесси?.. 

Мы всю эту казуистику публикуем для того, чтобы наш читатель увидел масштаб музыканта, о котором практически не упоминает ни одно из джазовых изданий, а если и упоминает, то бегло, в перечислении с другими музыкантами того времени...

Кроме того, чтобы осознать масштаб Боба Эффроса, надо его ещё и услышать. Поскольку в карьере трампетиста его работа в оркестре Винсента Лопеса была одной из самых важных, пластинка OKeh 4662 – с фокстротами «Dancing Fool» Теодора Снайдера (Theodore "Ted" Snyder, 1881-1965) и «Dixie Highway» Уолтера Доналдсона (Walter Donaldson, 1893-1947) – может дать представление о том, каким трампетистом был Эффрос в самом начале своего творческого пути.

А вот чтобы понять, каким трампетистом он стал в расцвете сил, лучше всего послушать замечательную пластинку Brunswick (4620) с сочиненной им «Tin Ear» и «Sweet And Hot», которую написал другой забытый сегодня трампетист – Майк Мосиелло (Mike Mosiello, 1896-1953). Мелодичная и отчасти меланхоличная «Tin Ear» записана Эффросом в октябре 1929 года дуэтом с пианистом Артуром Шуттом (Arthur Schutt, 1902-1965), а «Sweet And Hot» он записал в августе того же года вместе с Фрэнком Сигнорелли (Frank Signorelli, 1901-1975), другим известным пианистом. Эти сентиментальные мелодии можно послушать здесь и здесь...  Добавим, что Боб Эффрос был также бэнд-лидером, аранжировщиком и композитором, сочинившим множество популярных мелодий, в том числе ставшие хитами «Why The Twenties Roared», «Cornfed» и уже упомянутая нами «Tin Ear»...  

И еще. Всё то время, пока пишу и размышляю о Роберте Эффросе, потомке еврейских эмигрантов из России, я гадаю: не родственник ли он знаменитых деятелей культуры – искусствоведа Абрама Марковича Эфроса (1888-1954) и театрального режиссера Анатолия Васильевича Эфроса (1925-1987)?