Columbia 62-D. The Georgians

 

«Lovey Came Back» (Lou Handman) / «Dancin' Dan» (Jack Stanley)

 

Frank Guarente (jazzriffing.blogspot.com) 

The Georgians, direction of Frank Guarente

 

Frank Guarente, trumpet, leader; Russ Morgan, trombone; Johnny O'Donnell, clarinet, bass clarinet, alto sax.; Frank Smith, clarinet, soprano sax.; Harold Saliers, clarinet, alto and tenor sax.; Dick Johnson, clarinet, tenor sax.; Arthur Schutt, piano; Russell Deppe, banjo; Chauncey Morehouse, drums  

 

                                         New York City.  December 29, 1923

 

Эта замечательная пластинка с двумя фокстротами – повод вспомнить позабытого сейчас, но знаменитого во времена становления джаза трампетиста, композитора, аранжировщика и бэнд-лидера Фрэнка Гуаренте (Francisco Saverio "Frank" Guarente, 1893-1942), о котором сейчас пишут как о, возможно, первом из влиятельных джазовых музыкантов, родившихся за пределами Соединенных Штатов. Не так много сведений сохранилось о нём, потому что далеко не все джазовые критики относили музыку этого трампетиста и оркестров, в которых он был главной фигурой, к джазу, считая Гуаренте лишь одним из многочисленных музыкантов эпохи танцевальных бэндов. Эта точка зрения пересматривается, но время упущено, и достоверные факты о жизни и творчестве музыкантов, подобных Фрэнку Гуаренте, собрать очень непросто, даже имея такое чудо, как Интернет.

Больше всего сведений о Гуаренте мы извлекаем из биографического словаря Джона Чилтона (John Chilton, 1932-2016)Who's Who of Jazz. Storyville to Swing Street (1972). Автор этого словаря вырос в музыкальной семье, сам был трампетистом и лучше многих понимал роль того или иного музыканта в джазовой истории, поэтому он и не обошел вниманием Фрэнка Гуаренте.

Фрэнк родился 5 октября 1893 года на юге Италии, в городке Монтемилетто (Montemiletto), провинция Авеллино, область Кампания. Играть на трубе начал в детстве и, судя по всему, к шестнадцати годам, когда он эмигрировал в Соединенные Штаты, сумел получить музыкальное образование. Обосновавшись в 1910 году у старшего брата в Аллентауне, штат Пенсильвания (Allentown, PA), Фрэнк начал с выступлений в местных бэндах...

Середина десятых – во многом ключевое время для развития джаза, однако это выяснилось только много лет спустя. Новоорлеанский джаз всё ещё оставался локальным явлением, но слухи о новом жанре уже проникли в Пенсильванию и Новый Орлеан, Луизиана. 1910-е годынастолько увлекли Фрэнка, что в 1914 году он отправился в Луизиану. В Новом Орлеане была обширная итальянская община, и среди основателей джаза итальянцы были если не первые (как они себя считали), то уж никак не вторые: Ник ЛаРокка (Nick LaRocca, 1889-1961), Алсид Нуньес (Alcide Nunez, 1884-1934), Тони Сбарбаро (Tony Sbarbaro, 1897-1969), Лион Ропполо (Leon Roppolo, 1902-1943), Тони Паренти (Tony Parenti, 1900-1972), Чарльз Панелли (Charles Panelli), Шарки Бонано (Sharkey Bonano, 1904-1972), братья Доминик и Джо Барокко (Barocco brothers), семейство Лойакано (Loyacano family)... Можно продолжать перечисление (посмотрите здесь), но, пожалуй, хватит и этого, чтобы понять роль итальянцев в развитии джаза. Скорее всего, у Фрэнка Гуаренте была связь с музыкантами-земляками, следовательно, он отправился в Новый Орлеан, хорошо зная, куда и зачем едет, и хотя, как утверждается, Фрэнк устроился там на работу в банке, он намеревался стать не финансистом, а профессиональным трампетистом. Так и случилось. Тесное общение с местными музыкантами, прежде всего с выходцами из Италии, окончательно определило его судьбу.

В разных очерках сообщается о том, что Фрэнк Гуаренте брал уроки джаза у Кинга Оливера (Joseph "King" Oliver, 1881-1938). Об этом же упоминается и в словаре Джона Чилтона: ...worked in a bank for a while, then became professional musician - swopped lessons with King Oliver. Некоторые авторы пишут, что и Гуаренте, имея академическое образование, сам тоже чему-то учил игравшего на корнете Джо Оливера. Не знаю, не знаю... А вот то, что Фрэнк поиграл в Новом Орлеане со многими пионерами джаза, включая Фредди Кеппарда (Freddie Keppard, 1889-1933), – вполне возможно: таков был в то время этот чудесный город со Сторивиллом (Storyville) в своём сердце. У все того же  Чилтона отмечено, что Гуаренте, став профессиональным музыкантом, выступал во многих престижных заведениях, в частности в клубе Томаса Андерсона (Thomas "Tom" Anderson, 1858-1931), политика, дельца, одного из боссов Сторивилла. Он также выступал в the Kolb's Restaurant, был участником оркестра Triangle Theatre и играл в составе the Mar's Brass Band. 

Известно, что с середины второго десятилетия музыканты из Нового Орлеана были востребованы в разных концах Америки, и наиболее предприимчивые из них выезжали с турами в другие штаты. Фрэнк Гуаренте, покинув Новый Орлеан в 1916 году, под именем Ragtime Frank гастролировал по Техасу вместе с бэндом the Alabama Five. Кто входил в этот бэнд и были ли его участники новоорлеанцами – мы не знаем. В известной книге New Orleans Jazz: A Family Album (Baton Rouge, 1967) бэнд с таким названием не упоминается, не встречается в этой книге и имя самого Гуаренте: на фоне пионеров джаза и их великих последователей это имя для исследователей раннего джаза особенного интереса не представляло...

Во время Первой мировой войны Гуаренте служил в армии США, а после 1919 года его имя всплывает в Филадельфии (Philadelphia, PA) среди участников оркестра ударника Чарли Керра (Charlie Kerr, 1890-1976): Фрэнк фигурирует рядом с другими музыкантами из the Charlie Kerr Orchestra, в том числе с совсем молодыми тогда Эдди Лэнгом (Eddie Lang, 1902-1933), Джо Венути (Joe Venuti, 1903-1978) и Томми Дорси (Tommy Dorsey, 1905-1956)... Paul Specht Orchestra. Фрэнк Гуаренте четвертый слева (Wikipedia)А в 1921 году Фрэнк Гуаренте создаёт свой собственный бэнд, основу которого составили пианист Артур Шутт (Arthur Schutt, 1902-1965) и ударник Чонси Морхаус (Chauncey Morehouse, 1902-1980)В 1922 году этот бэнд, названный the Georgians, стал частью большого танцевального оркестра скрипача и бэнд-лидера Пола Спекта (Paul Specht, 1895-1954), при этом сам Фрэнк становится первым корнетистом оркестра... По другим сведениям – так, в частности, считал Маршалл Стернс (Marshall W. Stearns, 1908-1966) в своей The Story Of Jazz (London, 1957), – было наоборот: the Georgians как небольшой бэнд (combo) выделялись из состава оркестра Пола Спекта. Кстати, Стернс считал их вполне джазовым оркестром и писал, что the Georgians хорошо играли горячую музыку в начале двадцатых (Paul Specht, for example, had a small group from his band called the Georgians, with Frank Guarente on trumpet, who were doing a good job of playing hot in the early twenties; p.180). Вероятно, небольшой оркестр был уместен, когда надо было выступать в небольших аудиториях. Во всяком случае, практически все участники the Georgians играли и записывались в составе обоих оркестров, и мы можем видеть этих музыкантов, включая Гуаренте, Артура Шутта и Чонси Морхауса, на общей фотографии the Paul Specht Orchestra. Известно, что все они в составе оркестра Пола Спекта в 1922 и 1923 годах побывали с продолжительными турами в Европе.

Чонси Морхаус, Фрэнк Гуаренте и Артур Шутт. WikipediaВ ноябре и декабре 1922 года Фрэнк Гуаренте и the Georgians впервые оказались в студии грамзаписи. Их сессия для Columbia состоялась в Нью-Йорке, а первой записанной мелодией стал бессмертный хит «I Wish I Could Shimmy Like My Sister Kate», авторство которого принадлежит новоорлеанцу Арманду Пайрону (Armand Piron, 1888-1943), хотя в свое время Луи Армстронг (Louis Armstrong, 1901-1971) утверждал, будто в 1915 году продал за гроши сочиненную им песню более старшему Пайрону, у которого в то время уже было собственное издательство, потому он и  спешил официально зарегистрировать лучшие новоорлеанские стандарты. Вполне возможно. Не исключено, что Гуаренте слышал и даже играл «I Wish I Could Shimmy Like My Sister Kate», ещё когда проживал в Новом Орлеане, потому что в звучании его трампета прослеживается новоорлеанское влияние. Кроме упомянутого хита, в первую сессию были записаны тогда ещё новая песня Фреда Фишера (Fred Fisher, 1875-1942) «Chicago» (That Toddlin' Town), а также популярные фокстроты «'Way Down Yonder In New Orleans» и «Nothing But». И хотя в музыкальном отношении всё это было продолжением того, что уже несколько лет играли и записывали популярнейшие the Original Dixieland Jazz Band, бэнд Гуаренте отличался за счет бóльшего выдвижения солирующих партий, и прежде всего трампета. В начале двадцатых подобная танцевальная музыка была очень популярной, а её издание на пластинках – являлось делом коммерчески выгодным, поэтому the Georgians активно записывались в продолжение всего 1923 года: фокстроты «Lovey Came Back» и «Dancin' Dan», вышедшие на пластинке Columbia 62-D, были записаны в самом конце года...

В словаре Джона Чилтона сообщается, что в 1924 году Гуаренте покинул оркестр Спекта и сформировал ещё одну небольшую группу – the New Georgians. В мае и сентябре 1924 года он с этим бэндом побывал в Европе, в частности в Лондоне. Справочник Брайана Раста (Brian Rust, 1922-2011) The American Dance Band Discography 1917-1942, Vol.1. (NYC, 1975, p.695) сообщает, что в сентябре 1926 года оркестр Frank Guarente's World Known Georgians записывался в швейцарском Цюрихе  для лейбла Kalophon. Раз уж справочник Раста у нас под рукой, вспомним и имена музыкантов из тогдашнего бэнда Гуаренте: это трампетист и тромбонист Бен Пикеринг (Ben Pickering); кларнетист и альт-саксофонист Эдди Бэйв (Eddie Bave); тенор- и баритон-саксофонист Харольд Коннелли (Harold Connelly); пианист Джо Мюррей (Joe Murray); банджоист Артур Герман (Arthur German); брасс бас – Джек Райан (Jack Ryan) и ударник Тед Нойес (Ted Noyes). Сам Фрэнк Гуаренте был лидером оркестра, его ведущим трампетистом и автором аранжировок. 

Отметим также блистательную аккомпаниаторскую работу Гуаренте и the Georgians c популярными вокалистами и вокалистками своего времени – Эдди Кантором (Eddie Cantor, 1892-1964), Долли Кей (Dolly Kay, 1900-1982), Блоссом Сили (Blossom Seeley, 1891-1974), Ирвингом Кауфманом (Irving Kaufman, 1890-1976)...   

Сразу в нескольких изданиях сообщается, что в январе 1927 года Гуаренте присоединился к оркестру пианиста Кэрролла Гиббонса (Carroll Gibbons, 1903-1954) – the Savoy Orpheans – и какое-то время работал с ним в Лондоне. Он также играл в оркестрах, связанных с молодым тогда английским композитором и бэнд-лидером Бертом Фирменом (Bert Firman, 1906-1999). Вернувшись в Соединенные Штаты в 1928 году, Фрэнк Гуаренте вновь присоединился к оркестру Пола Спекта и в его составе пребывал до 1930 года, после чего работал уже с оркестром известного скрипача, композитора и аранжировщика Виктора Янга (Victor Young, 1899-1956) – Victor Young's Orchestra, в составе которого в то время выступали многие знаменитые в будущем музыканты. В тридцатые годы Гуаренте являлся активным участником Harry Salter's Orchestra и оркестра the Dorsey Brothers, он также записывался и выступал в музыкальных радиопрограммах с популярнейшими the Boswell Sisters... К сожалению, из-за проблем со здоровьем в 1937 году Гуаренте был вынужден покинуть сцену, а с начала сороковых вообще перестал играть. Выдающийся трампетист и бэнд-лидер умер 21 июля 1942 года в Нью-Йорке. 

Когда мы говорим о роли и значении итальянских переселенцев в развитии джаза, то имеем в виду, что не последнее место во всем этом занимает Фрэнк Гуаренте.

Обращаем внимание на то, что ранее мы уже представляли на одной из наших джазовых страничек запись the Georgians, относящуюся к маю 1924 года: пластинку Columbia 142-D с фокстротами «Savannah» и «Doodle Doo Doo» можно прослушать (здесь).