RCA Victor 68-0042. Pedro Vargas

 

«Experiencia» – Bolero / «Pena, Penita» – Bolero Son

                                (Arturo Diaz Rivero)                      (Ana E. Murgolo) 

    legendary-mexican-singer-.jpg

Pedro Vargas, tenor

Con acompañamiento de piano por Pepe Agüeros

y violin por Vieri Fidanzini

 

Crabado en la Argentina (recorded in Argentina), possibly in 1938

 

Вместе с этой пластинкой мы перемещаемся в тридцатые годы, в далекую от нас Мексику и ещё более дальнюю Аргентину с её столицей Буэнос-Айерсом, где эта пластинка и была записана...

У знаменитого мексиканского киноактера и популярнейшего во всей Латинской Америке тенора Педро Варгаса (Pedro Vargas, 1906-1989) было множество самых высоких и звучных титулов, но нам он сейчас интересен как один из главных и любимых исполнителей болеро – испанского народного танца, который в двадцатых-тридцатых годах стал ещё и популярным песенным жанром. Варгас, благодаря своему необыкновенному голосу, часто становился первым исполнителем и интерпретатором песен, которые сочиняли самые известные композиторы, работавшие в жанре болеро. В частности, для него писали песни Мария Тереза Лара (María Teresa Lara, 1904-1984) и её Agustín Laraзнаменитый старший брат – легендарный Агустин Лара (Agustín Lara, 1897-1970), с которым Варгас дружил много лет... Этот элегантный композитор и музыкант удостоился многих высоких почестей, а после смерти ещё и памятника, который передает вызывающее обаяние незаурядного и красивого человека, включая его знаменитую «улыбку Глазго». Из-за своих чарующих песен-болеро Агустин был страстно любим слабым полом и, видимо, не всем успевал отвечать взаимностью, из-за чего в 1927 году некая Эстрелла, одна из неприступных танцовщиц кабаре, в котором тогда работал композитор, во время страшной ссоры полоснула его розочкой, навсегда оставив о себе память... Понятно, что после этого женщины Мексики, да и всей Латинской Америки, ещё страстнее любили своего милого Агустина, а его песни-болеро обрели ещё большую популярность, причем одна из самых лучших и любимых на всём континенте называлась «Rosa» (Розочка?), и первым, кто её спел и записал для компании Brunswick, был не кто иной, как любезный друг Агустина Лары – Педро Варгас... (Слушайте здесь.)   

С не меньшим успехом Варгас исполнял и записывал болеро, сочиненные и другими авторами, так что издаваемые пластинки с его песнями в огромных количествах продавались во всех странах Латинской Америки и били рекорды продаж в самой Мексике. 

Педро Варгас родился в Сан-Мигель-де-Альенде (San Miguel de Allende) 29 апреля 1906 года в бедной семье и был вторым из двенадцати детей Хосе Варгаса (José Cruz San Miguel de AllendeVargas) и Риты Маты (Rita Mata). С семи лет он пел в церковном хоре своего города, а в 1920 году, будучи подростком, приехал в Мехико, где устроился петь в хорах сразу нескольких церквей, а кроме того, подрабатывал исполнением серенад. По легенде, Педро мечтал стать тореадором и даже познакомился с известным матадором Пепе Ортизом (Pepe Ortiz), просил, чтобы тот занялся его обучением, но... первый же молодой бычок, с которым имел дело Педро, так его помял, что от идеи стать тореадором пришлось отказаться: теленок явно выполнял Высшую волю, после чего Педро сосредоточился на пении. В Мехико он познакомился с тенором и композитором Марио Талаверой (Mario Talavera, 1885-1960), который оценил талантливого юношу и стал его наставником. Затем он порекомендовал Варгаса профессору Хосе Пирсону (José Pierson, 1861-1957), который в январе 1929 года (по другим сведениям, в январе 1928-го) дал ему возможность спеть одну из арий в опере «Cavalleria Rusticana», шедшей в Teatro Esperanza.

В Wikipedia cообщается, что Педро Варгас ездил в тур по Соединенным Штатам с оркестром мексиканского пианиста, композитора и бэнд-лидера Мигеля Лердо де Техады (Miguel Lerdo de Tejada, 1869-1941), а во время своего первого визита в Буэнос-Айрес записал для RCA Victor две собственные песни: «Porteñita mía» и «Me fui», при музыкальной поддержке пианиста Пепе Агуэроса (Pepe Agüeros) и скрипача Эльвино Вардаро (Elvino Vardaro). Из дискографии Варгаса, размещенной на ресурсе Discography Of American Historical Recordings, следует, что сессия в Буэнос-Айресе, во время которой были записаны упомянутые две песни Варгаса, состоялась в сентябре 1936 года (см. здесь). Из этой же дискографии мы узнаем, что Педро Варгас активно записывался еще задолго до того: одна из первых, а может, и первая его сессия состоялась, по всей вероятности, в Гаване, Куба (Havana, Cuba), в апреле 1930 года, когда для Victor им, совместно с бэндом the Lecuona Cuban Boys, была записана песня-болеро «No Puede Ser». А в июне того же года в Чикаго была проведена сессия для Brunswick, во время которой записаны восемь песен, сочиненных Агустином Ларой, Альфонсо Отео (Alfonso Esparza Oteo, 1894-1950), Марио Талаверой, и целых три песни – самим Варгасом. Так начиналась слава знаменитого мексиканского сингера, которого называли «Nightingale of the Americas», «Song Samurai» и «Continental Tenor».

Записанные в Буэнос-Айресе и вышедшие в Аргентине две песни-болеро – «Experiencia» и «Pena, Penita» почему-то в дискографии (DAHR) не отмечены, но запись, очевидно, относится к 1938 году. Аккомпанируют Варгасу уже упомянутый Jose «Pepe» Agüerosмексиканский пианист Пепе Агуэрос, а в «Experiencia», кроме него, играет аргентинский скрипач Вьери Фиданзини (Vieri Fidanzini, 1904-1963), в будущем известный в Аргентине бэнд-лидер, композитор и сонграйтер. К сожалению, скрипку Фиданзини на нашей изрядно потертой пластинке почти не распознать, а вот фортепиано слышно отлично, и мы можем судить, насколько классным пианистом и аккомпаниатором был Пепе Агуэрос, с каким волшебством этот молодой тогда пианист взаимодействует с утонченным тенором Варгаса. В обворожительной «Pena, Penita» (bolero son – кубинская интерпретация жанра) это, впрочем, даже не аккомпанемент и не инструментальная партия, поддерживающая и сопровождающая вокалиста, а полноценное исполнение болеро-песни наряду с тенором, фортепиано здесь – тот же голос, его начало и его продолжение, могущее длиться столько, сколько длится танец, хоть бесконечно... Захватывающее исполнение! И мне оно куда ближе и интереснее, чем пресыщенные красотой и слащавостью оркестровки, под которые пел и записывался поздний Педро Варгас...

Хосе «Пепе» Агуэрос родился в 1907 году в Пуэбле (Puebla,  Mexico) и с детства был увлечен музыкой. Он переехал в Мехико в 1930 году по случаю открытия там в сентябре того года радиостанции XEW, куда Агуэроса наняли пианистом для музыкальной программы Hora Azul. С этого времени он и стал известен как Пепе Агуэрос. Он работал вместе с такими великими мексиканскими композиторами и музыкантами, как Агустин Лара и Гонсало Куриэль (Gonzalo Curiel, 1904-1958), аккомпанировал самым выдающимся мексиканским певцам и певицам, в том числе и Педро Варгасу, совершал с ними поездки по странам Южной Америки. Так, в 1938 году они побывали в Аргентине, где и были записаны два болеро, вышедшие на пластинке RCA Victor 68-0042.