Сolumbia 3422. Frank C. Stanley

 

«There's No One Like The Old Folks After All»

(Kurt P. Hirsekorn — Gabriel Selig) 

 

                              stanley2.jpg

Frank C. Stanley, baritone

 Male vocal solo, with orchestra

 

New York City, June 1906

 

Настоящее имя этого сингера – Вильям Стэнли Гринстед (William Stanley Grinsted), хотя в музыкальную историю Америки он вошел как Фрэнк Стэнли (Frank C. Stanley, 1868-1910): именно под этим псевдонимом были сделаны главные в его жизни записи для ведущих компаний, и на страницах нашей рубрики мы уже знакомились с некоторыми из них. Несмотря на короткую жизнь, материал, записанный Стэнли, впечатляет, достаточно взглянуть на его, далеко не полную, дискографию. Компания Victor представляла его в своих каталогах, рекламных проспектах и на этикетках дисков как бас, а в компаниях Edison и Columbia Фрэнк Стэнли считался баритоном. Ему посвящены несколько страниц в вышедшей в 2008 году книге Тима Грэсика (Tim Gracyk) и Фрэнка Хоффманна (Frank Hoffmann) Popular American Recording Pioneers, 1895-1925, и это, похоже, главный источник знаний о сингере. Кроме того, в 2010 году, к столетней годовщине со дня смерти Стэнли, на сайте phonostalgia.com был опубликован небольшой очерк Райяна Барны (Ryan Barna), сопровождённый некоторыми документами и фотографиями могилы певца на одном из кладбищ города Ориндж, штат Нью-Джерси (Orange, NJ), где Фрэнк Стэнли прожил почти всю жизнь и где он родился 29 декабря 1868 года. 

Его отец – Август Гринстед (Augustus T. Grinsted) был известным в городе просветителем и одно время являлся президентом местного совета по образованию (Orange's Board of Education). По одним сведениям, будущий знаменитый певец выучился петь басом еще в ранней молодости, по другим – лишь в более поздние годы. Сообщается, что уже в старших классах Фрэнк Стэнли (тогда он был еще Стэнли Гринстедом) развлекал одноклассников игрой на банджо, и именно с этого инструмента начинается его музыкальная карьера. В начале 1890-х годов Стэнли сделал записи соло на банджо для North American Phonograph Company, и эти записи вышли на цилиндрах под именем W. Stanley Grinsted. Как следует из книги Грэсика, в первом каталоге фонографических записей – The First Book of Phonograph Records, –созданном одним из служащих компании Edison Records, отмечено, что 22 октября 1891 года Гринстедом было записано двенадцать вещей, в том числе джиги «Lumber Yard Jig» и «The Long Island Jig». Кроме того, в 1892 и в 1893 годах им было проведено по крайней мере по одной сессии звукозаписи, и на этом, можно сказать, завершается начальный этап музыкальной карьеры Гринстеда... Таким образом, Фрэнк Стэнли, а вернее – Вильям Стэнли Гринстед является одним из первых или даже первым банджоистом, записанным на звуковой носитель. Более того, коль скоро он записал народную музыку – джиги, то его можно назвать и одним из первых записанных фолк-исполнителей. К сожалению, отмечает Грэсик, по всей вероятности, ни один из коричневых восковых цилиндров (brown wax cylinders) не сохранился. Кроме того, Стэнли отмечен и как банджоист-аккомпаниатор: примерно в 1900 году, под псевдонимом George S. Williams, он аккомпанировал знаменитому тенору Артуру Коллинзу (Arthur Collins, 1864-1933) во время сессии для Edison. Последней же записью, на которой Стэнли аккомпанирует Коллинзу на банджо, вероятно, стал вышедший в 1901 году Edison Standard 7779 с «I've Got a White Man Workin' for Me». 

Edison Music RoomМы уже отмечали, что, пока технологии и масштаб грамзаписи не развились настолько, чтобы их можно было называть индустрией, и пока в этот бизнес не пришли большие деньги, к коммерческой записи привлекали тех артистов, певцов и музыкантов, которые были, что называется, «под рукой». Великие инструменталисты, а также певцы и певицы из Европы были недоступны эдисоновским и другим волшебникам грамзаписи, потому что последние не могли хорошо платить первым за расточение таланта перед бесчувственным раструбом, к тому же качество записи было таковым, что честолюбивых  музыкантов она скорее отталкивала, чем привлекала. Потом, конечно, все изменилось...   

Первые вокальные записи Фрэнка Стэнли относятся к 1898 году и связаны с компанией Edison, одна из главных лабораторий которой располагалась в Ориндже (см. фотоочерк об Edison's West Orange Laboratory). Сингеру не надо было особенно отвлекаться от основной работы: с 1890 года он служил банковским клерком в Ориндже (Second National Bank), и только с 1902 года, когда у Стэнли уже было достаточно продаваемых записей и активно продвигалась его концертная деятельность, он смог сосредоточиться на одной только музыке, расширив деловое сотрудничество с другими фирмами грамзаписи. В периодическом издании The Phonoscope за август 1898 года отмечено, что результатом второй попытки Стэнли записаться для Norcross Phonograph Company стали сорок пять удачных мастеров, и это считалось хорошим стартом в карьере звукозаписи. Во всех этих записях певец фигурирует уже под своим главным псевдонимом.

Грэсик обращает внимание на то, что в последние годы позапрошлого века Фрэнк Стэнли и другие подобные ему певцы и певицы во время выступлений в концертных залах или в церквях использовали свои настоящие имена, в отличие от коммерческих записей. Последнее не считалось чем-то достойным и скорее портило репутацию, чем её укрепляло. Так, всего за неделю до своей безвременной кончины Фрэнк Стэнли выступал перед публикой под своим настоящим именем. А вот как потребность артиста в вымышленном имени объяснялась в программе мемориального концерта, состоявшегося 8 марта 1911 года, уже после смерти сингера:

«Когда мистер Гринстед начинал свою карьеру в качестве профессионального артиста звукозаписи, он также был вовлечен в концертную деятельность и являлся активным вокалистом в церковных хорах. В те дни данный факт не помогал исполнителю, добивавшемуся известности в качестве исполнителя фонографических записей, и поэтому мистер Гринстед был вынужден взять псевдоним Фрэнк Си Стэнли».

Во время сессий звукозаписи Стэнли исполнял популярные песни и сентиментальные баллады, комедийные номера, гимны, патриотические песни, и выходившие цилиндры и диски пользовались большим спросом. Кроме того, Стэнли проявлял менеджерские способности, организуя вокальные группы. В начале 1900-х году он основал the Invincible Quartet, который записывал цилиндры для Edison, Columbia Quartet, а также являлся руководителем the Peerless Quartet, в состав которого входили пионеры грамзаписи: баритон Стив Портер (Steve Porter, 1864-1946), тенора Хенри Бёрр (Henry Burr, 1882-1941) и Альберт Кемпбелл (Albert Campbell, 1872-1947). Сам Стэнли пел басом и исполнял лидирующие партии.

Поскольку голос Фрэнка Стэнли отличался силой, мощью и отвагой (бас!), ему доверяли записывать важные речи. В частности, он записал на двухминутный эдисоновский цилиндр речь президента США Уильяма МакКинли (William McKinley, 1843-1901), с которой тот выступил 5 сентября 1901 года на открытии Панамериканской выставки (Pan-American Exposition) в Буффало, штат Нью-Йорк (Buffalo, NY). Поскольку на следующий день МакКинли был смертельно ранен и спустя две недели скончался, к этой речи было особенное внимание, и потому вышедший двухминутный цилиндр стал очень популярным. Но так как на этикетке не значилось имени исполнителя, публика пребывала в полной уверенности, что слышит голос покойного президента, а не артиста.

Фрэнк Стэнли вошел в историю американской музыки ещё и как участник дуэтов с контральто Коринн Морган (Corinne Morgan, 1876-1942), сопрано Элиз Стивенсон (Elise Stevenson, 1878-1967), меццо-сопрано Грэйс Нельсон (Grace Nelson), тенором Гарри Макдоно (Harry Macdonough, 1871-1931), канадским тенором Хенри Бёрром и Байроном Харланом (Byron G. Harlan, 1861-1936), который, кстати, тоже проживал в Ориндже. Также Фрэнк Стэнли записывался для Victor как участник известного the Trinity Choir – смешанной вокальной группы с участием контральто Маргерит Данлэп (Marguerite Dunlap) и сопрано Люси Изабелл Марш (Lucy Isabelle Marsh, 1878-1956). Он записывался и с другими музыкантами и артистами, иногда под разными псевдонимами, так что составить полную дискографию Фрэнка Стэнли – дело непростое, если вообще возможное... И совсем уж невыполнимая задача – восстановить его бесчисленные выступления перед публикой. Но об одном из них, увы ставшем последним в жизни сингера, информация сохранилась.

6 декабря 1910 года Фрэнк Стэнли принимал участие в концерте, состоявшемся в роскошном Waldorf-Astoria на Манхэттене. Это был вечер песни (An Evening Of Song), как указано в программе, посвященный известным в то время композиторам и сонграйтерам Каро Роме (Caro Roma, 1866-1937) и Эрнесту Боллу (Ernest R. Ball, 1878-1927)Кроме Фрэнка Стэнли, выступавшего под именем Вильяма Стэнли Гринстеда, в вечере принимали участие, в частности, такие звезды, как сопрано Элизабет Спенсер (Elizabeth Spencer, 1871-1930) и тенор Хенри Бёрр, появившийся в концерте также под своим настоящим именем – Хэрри МакКласки (Harry McClaskey)... Предполагается, что именно там Стэнли серьезно простудился. Спустя шесть дней знаменитый певец скончался в своём доме в Ориндже по адресу 199 High Street. Ещё через три дня, 15 декабря, его похоронили на местном Rosedale Cemetery. На надмогильном камне начертано имя W. Stanley Grinsted – под этим именем он и остался в истории Оринджа... 

В очерке, посвященном столетию со дня смерти певца, отмечается, что в своём родном городе он имел большой авторитет и общественный вес, входил в муниципалитет, был школьным инспектором, также являлся активным членом множества влиятельных сообществ, а незадолго до своей кончины стал ещё и хормейстером в the Central Presbyterian Church в Нью-Йорке. Вильям Стэнли Гринстед (Фрэнк Стэнли) был настолько известен и уважаем в Ориндже, что после его кончины многие горожане в знак скорби приспустили флаги...

Но для любителей музыки в памяти остается бас-сингер Фрэнк Стэнли, потому что именно это имя значится на огромном количестве записанных им пластинок, и наша односторонняя Сolumbia 3422 с песней «There's No One Like The Old Folks After All» – одна из них... Вот настоящий памятник артисту и музыканту, не позволяющий его забыть и спустя 110 лет после ухода!