Victor 17153. Herbert L. Clarke

 

«Showers Of Gold» – Scherzo / «Gondolier And Nightingale» – Barcarolle

 

Herbert L. Clarke, cornet solo 

Clement Barone, flute, with orchestra

 

Camden, New Jersey.  May 21, 1912

 

О корнетисте, трампетисте, композиторе и капельмейстере Херберте Линкольне Кларке (Herbert Lincoln Clarke, 1867-1945) сказано и написано много, при этом всеми он признаётся как наиболее выдающийся трубач своего времени, оказавший огромное влияние как на трампетистов, так и на продвижение этого инструмента в музыкальную 19-летний Херберт Кларк с альтом. (The Sousa Archives and Center for American Music)жизнь Америки и мира. Он начинал как альтист и в тринадцать лет уже значился вторым альтом в оркестре Филармонического общества Торонто, Канада, где в то время проживала его семья. Одновременно Херб усиленно учился играть на корнете. Еще подростком (в 1881 году) он побывал на концерте оркестра the American Band из Провиденса, штат Род-Айленд (Providence, Rhode Island), и, услыхав (и увидев), как играет на корнете лидер и солист этого оркестра – Боуэн Чёрч (Bowen R. Church, 1860-1923), был настолько потрясен, что всерьез взялся за корнет, обнаружив незаурядные способности. Он обучался на инструменте брата, также впоследствии известного музыканта, и в 1882 году уже был корнетистом Королевского стрелкового оркестра (Queen's Own Rifle Band). В 1886 году, выступая в составе When Clothing Store Band, Кларк выиграл конкурс соло-корнетистов и в качестве приза получил уникальный миниатюрный корнет, сделанный известным мастером инструментов Генри Дистином (Henry Distin). Этот мини-корнет и по сей день хранится в Архиве Джона Филипа Сузы (the Sousa Archives and Center for American Music) в Университете Иллинойса в Урбана-Шампейн (University of Illinois at Urbana-Champaign). Любопытно, что при таких успехах на корнете Херберт не оставлял и альт, продолжая играть в оркестрах вплоть до 1887 года, пока окончательно не остановился на одном только корнете...

В течение многих лет Херберт Кларк был солистом всемирно известного оркестра Джона Филипа Сузы – John Philip Sousa’s Band, при этом являясь основателем и руководителем собственных оркестров, таких как Clarke's Band of Providence, которые также прославились в первые десятилетия нового века. Ещё в конце 19-го века Кларк добился признания и на академической сцене, став вторым трампетом в оркестре Нью-Йоркской Филармонии (the New York Philharmonic) и первым – в Метрополитен-опера (the Metropolitan Opera). И конечно, начиная с конца 1890-х годов он активно записывался ведущими фирмами грамзаписи – Victor, Edison, Columbia, Odeon, Brunswick, – оставив после себя огромную дискографию, большая часть которой сформирована в первое десятилетие 20-го века (см. здесь). В основном Херберт Кларк записывался как солист оркестров, гораздо меньше – в дуэтах с другими музыкантами, например с ещё одним выдающимся корнетистом Эмилем Кенеке (Emil Keneke, 1866-1930), – а его совместная запись с флейтистом Клементом Бароне (Clement Barone, 1876–1934), возможно, вообще единственная, так что наша пластинка с «Gondolier And Nightingale», сочиненной композитором Отто Лэнги (Otto Langey, 1851-1922), уже одним этим примечательна.

Клемент Бароне родился в Италии и еще в детстве переехал в США. Здесь он освоил музыкальную грамоту и обучился игре на флейте. Бароне играл в Филадельфийском оркестре: поначалу на более простой флейте-пикколо, а впоследствии стал первой флейтой оркестра. Бароне сделал десятки записей для Victor Клемент Бароне(позже RCA Victor) в качестве солиста и как аккомпаниатор известных певцов и певиц, в том числе Амелиты Галли-Курчи (Amelita Galli-Curci, 1882-1963) и Лили Понс (Lily Pons, 1898-1976). В замечательной, нежной и бесконечно светлой пьесе «Gondolier and Nightingale» Клемент Бароне исполняет партию соловья, в то время как перекликающийся с ним корнет Кларка являет собой уставшего под утро гондольера...  

Но всё же особенно интересной мне представляется пьеса «Showers Of Gold», сочиненная самим Кларком и отмеченная им как scherzo, в переводе с итальянского – «шутка». Как учат нас специалисты, скерцо в музыке – «это произведение, написанное в очень подвижном темпе.  Для такой пьесы характерен преимущественно трехдольный метр, быстрый темп и острые ритмические обороты. Резкая смена контрастных художественных образов является еще одной характерной чертой данного произведения». Прослушайте эту пьесу, а особенно внимательно – что и как играет Херберт Кларк с 40-й секунды и в последующие двадцать. Не напомнит ли это ещё одно скерцо – феноменальное вступление Луи Армстронга к бессмертному «West And Blues»?.. Уверен, что Армстронг и другие корнетисты и трампетисты Америки, и не только новоорлеанские, не избежали влияния записей Херберта Кларка.