Columbia 3790. Prince's Military Band

  

«Summertime» Medley

 

"Keep On Smiling" / "I'm Afraid to Come Home In The Dark"/ "Summertime"/"Much Obliged To You" / "Good Bye, Dear" / "Harrigan" (Charles Adams Prince, arranger)

 

                         Charles Prince c.1902

 Prince's Military Band

 

New York City.  ca. 1907-February - 1908

 

Вместе с пластинкой Columbia 3790 мы переносимся в первое десятилетие 20-го века, в славную эпоху, когда в садах и парках, в городских скверах и в танцевальных залах, на центральных площадях, ипподромах и стадионах, на палубах речных и морских кораблей всё ещё царствовали духовые оркестры, а имена руководителей (капельмейстеров) лучших из этих оркестров были широко известны. Ни одно значительное цирковое шоу или шоу менестрелей не обходилось без своего духового оркестра, не говоря уже о городских муниципалитетах. Но все же бóльшая часть таких оркестров изначально принадлежала военным ведомствам – армии и флоту, поэтому и назывались они military bands. Поскольку свой оркестр имел каждый полк, число подобных оркестров не поддавалось подсчету. Их гегемония закончилась лишь к концу второго десятилетия, когда на смену этим громогласным музыкальным образованиям пришли танцевальные оркестры, золотая эра которых относится к двадцатым годам...

Но вот прошел век, и до нашего слуха дошли лишь те большие духовые оркестры, которые в свое время оказались запечатленными на звуковой носитель, поэтому чаще всего при упоминании таковых фигурируют всемирно известный оркестр Джона Филипа Сузы (John Philip Sousa, 1854-1932) и оркестр его главного партнера и помощника – тромбониста и бэнд-лидера Артура Прайора (Arthur Pryor, 1869-1942), оставившие после себя гигантские дискографии. Оба эти лидера, а также руководимые ими оркестры напрямую связаны с компанией Victor... Оркестр пианиста, органиста, ксилофониста, композитора, аранжировщика и бэнд-лидера Чарльза Принца (Charles Adams Prince, 1869–1937) был не менее известным, и он тоже является в истории музыки одним из наиболее важных, поскольку всецело связан с Columbia Records и оставил внушительную дискографию, частично опубликованную и далеко не полную (см. здесь, здесь и здесь). Кроме того, Принц в продолжение двух десятилетий служил музыкальным директором (the Musical Director) Columbia Records...

Несмотря на долгую, масштабную и многогранную музыкальную деятельность, о Чарльзе Принце известно очень мало, и даже качественной его фотографии в нашем распоряжении нет. Все, что написано о нём, – это очерк Тима Грэсика (Tim Gracyk) в его совместной с Фрэнком Хоффманном (Frank Hoffmann) книге Popular American Recording Pioneers, 1895-1925 (Routledge, 2008, p.276-279), но и в этом очерке, занявшем три страницы, биографического материала крайне мало, а анализировать дискографию Принца, довольно архаичную и путаную, оказалось делом очень сложным. Также имеется биографическая статья When Prince Ruled Columbia, написанная пианистом-лектором, исследователем начала эры звукозаписи и её героев АрЭс Бейкером (R.S.Baker) и опубликованная в интернет-издании The Syncopated Times от 23 ноября 2019 года (см. здесь)

По одним сведениям, Чарльз Адамс Принц родился 1 января 1869 года, по другим – в декабре 1867-го. Общим считается, что появился он на свет в Сан-prince-7.jpgФранциско, Калифорния, в семье успешного предпринимателя из Новой Англии (New England), который занимался на Западном побережье консервированием фруктов и отправкой их в другие штаты. Мать будущего бэнд-лидера была родом из Нью-Йорка, и именно она привила Чарльзу любовь к музыке и театру: брала с собой на все музыкальные спектакли, в которых играли местные и приезжие артисты. Судя по всему, именно матери Чарли обязан и тем, что еще в юности выучился игре на фортепиано, органе и скрипке, проявив незаурядные способности. Далее сообщается, что Принц несколько лет путешествовал в составе труппы менестрелей, а к началу 1890-х годов перебрался на Восточное побережье, в Нью-Йорк, где сразу же сошелся с музыкантами и экспериментаторами из области звукозаписи (experimental community of Phonograph folks)... Все это мы пишем, обобщая изложенное в очерках о Принце...

Более-менее точно, что впервые Чарльз Принц был записан на звуковой носитель в 1891 или в 1892 году, вскоре после того как оказался в Нью-Йорке. В это время состоялись одни из первых сессий тенора из Сан-Франциско – Дэна Куинна (Dan W. Quinn, 1860-1938) для the New York Phonograph Company, а аккомпаниаторами этого пионера грамзаписи выступили поочередно известный пианист-новатор Фрэнк Банта (Frank P. Banta, 1870-1903) и привлеченный им к сессии Чарльз Принц. Вот это и стало дебютом последнего в грамзаписи...

Сообщается, что оркестром компании the Columbia Phonograph Чарльз Принц стал руководить с 1904 года, сменив на этом посту, по одним данным, корнетиста Тома Кларка (Tom Clark), по другим – скрипача и композитора Фреда Хэйгера (Fred Hager, 1874-1958). В то же время из дискографии DAHR (Discography of American Historical Recordings) мы узнаём, что ещё в 1903 году Принц дирижировал оркестром во время записи «колумбийской» серии An Evening With the Minstrels (существует также серия Victor с таким же названием). Тогда же Принц аккомпанировал на фортепиано знаменитым оперным певцам и певицам, в том числе баритонам из Италии Антонио Скотти (Antonio Scotti, 1866-1936) и Джузеппе Кампанари (Giuseppe Campanari, 1855-1927), великому польскому басу Эдуарду де Решке (Édouard de Reszke, 1853-1917), великим колоратурному сопрано Марчелле Зембрих (Marcella Sembrich, 1858-1935) и сопрано Эрнестине Шуман-Хайнк (Ernestine Schumann-Heink, 1861-1936)... Так в 1902 году была произведена запись исторической серии Columbia Grand Opera – самой первой серии записей звезд оперной сцены, сделанных в США. Десятидюймовые диски вышли в 1903 году, и Тим Грэсик отмечает, что этой оперной серией Коламбия на несколько месяцев опередила конкурентов из Victor с их знаменитой серией Red Seal.

Как видим, руководство the Columbia Phonograph Company доверило свой «домашний» оркестр не обыкновенному бэнд-лидеру, способному умело командовать духовиками, а эрудированному и универсальному музыканту, специалисту-новатору, хорошо знавшему самый обширный репертуар и способному The Columbia Orchestra as led by Charles A. Prince (center), circa 1902-04.увлечь за собой одаренных музыкантов. 

В книге Popular American Recording Pioneers, 1895-1925, названы имена некоторых из них: это корнетист Винсент Буоно (Vincent Buono, 1875-1959), тромбонист Лео Зиммерман (Leo Zimmerman, 1866-1935), флейтисты Джордж Швейнфест (George Schweinfest, 1862-1949) и Маршалл Луфски (Marshall P. Lufsky, 1878-1948), скрипачи Артур Берг (Arthur Bergh, 1882-1962) и Джордж Стехл (George Stehl), ксилофонист Томас Миллс (Thomas Mills), ударник и перкуссионист Ховард Копп (Howard Kopp), кларнетисты Томас Хьюз (Thomas Hughes) и Вильям Тюсон (William Tuson, 1864-1943), арфист Чарльз Шютце (Charles Schuetze)... Каждый из этих музыкантов по-разному проявился и не одинаково реализовался, но все они, выступая и записываясь с ведущими оркестрами своего времени, творили историю музыки нового века, и мы рады, что нашелся повод их вспомнить. Наверняка кто-то из перечисленных музыкантов запечатлён и на нашей пластинке... 

Флейтист Маршалл Луфски (Marshall P. Lufsky, 1878-1948), участник Prince's Military BandПод управлением Чарльза Принца the Columbia Orchestra, ставший затем Prince's Military Band, следовал новым веяниям и пользовался успехом у покупателей пластинок, исполняя разнообразный репертуар, в том числе и попурри из модных бродвейских песен и мелодий, которые аранжировали специально нанятые композиторы, или же это делал сам Чарльз Принц, как в случае с попурри под общим названием «Summertime». Принц, впрочем, не только аранжировал популярные мелодии, но и сочинял их. Так, в 1913 году его оркестр записал ставшую очень известной «The Barbary Rag», что особо значимо в свете будущих глобальных музыкальных преобразований в мире популярной музыки. Особенное значение имеет и то, что именно Prince's Military Band первым записывал композиции, ставшие джазовыми стандартами: в частности, они первыми записали в 1910 году известный впоследствии рэгтайм Роберта Хоффмана (Robert Hoffman) «I'm Alabama Bound»; в мае 1911 года также первыми записали знаменитый марш-ту-степ «High Society» Портера Стила (Porter Steele), а в 1914 году именно оркестр Принца первым сделал запись всемирно известной «St.Louis Blues» Вильяма Хэнди (William H. Handy, 1873-1958) и вторым, вслед за the Victor Military Band, записал «Memphis Blues» того же Хэнди... Кстати, с компанией Victor Чарльз Принц активно сотрудничал в первой половине двадцатых, и значительная часть его дискографии связана с этим гигантом грамзаписи.

Все, кто пишет о Чарльзе Принце, отмечают его репертуарный универсализм, и мы помним, что свою деятельность в Columbia он начинал как пианист-аккомпаниатор оперных звезд начала века. А в конце второго десятилетия он с таким же усердием руководил симфоническим оркестром – Columbia Symphony Orchestra: в феврале 1918 года был издан двусторонний 12-дюймовый диск с записью «Rienzi Overture» Рихарда Вагнера, причем Принц привлек к записи оркестр, состоявший из девяноста музыкантов! После этого таким большим оркестром ему руководить более не приходилось... В то же время, проживая в Нью-Йорке, в центре развивающейся индустрии развлечений, он старался следовать новым веяниям, которые стали все чаще проникать в этот город. С 1917 года Чарльз Принц стал еще и руководителем танцевального оркестра, и в справочнике Брайана Раста (Brian Rust) – The American Dance Band Discography, 1917-1942, – записям Prince's Band Orchestra отведено одиннадцать страниц! Но всему свое время, и конкурировать с вновь образованными сугубо танцевальными бэндами и их молодыми лидерами Чарльз Принц уже не мог...       

К концу 1925 года, будучи на шестом десятке, Принц навсегда оставил студийную деятельность и переключился на радио как руководитель оркестра одной из радиостанций. Сообщается, что в 1930 году он все еще жил в Нью-Йорке, но в самые тяжелые годы Великой депрессии вернулся в Сан-Франциско, где работал учителем музыки и руководил небольшими музыкальными постановками. Он умер в доме своей сестры 8 октября 1937 года после тяжелой болезни. Похоронен Чарльз Адамс Принц на одном из кладбищ Сан-Франциско – Olivet Memorial Park. На скромном надмогильном памятнике никак не отмечены заслуги этого выдающегося музыканта и даже не указано, когда он появился на свет...