Victor 19027. Aileen Stanley - Billy Murray / Miss Patricola with the Virginians

 

«You've Got To See Mamma Ev'ry Night» / «Runnin' Wild»

 

 

Блистательная водевильная певица и актриса Эйлин Стенли (Aileen Stanley, 1893-1982) и один из самых почитаемых сингеров первых десятилетий 20-го века Билли stanley-murray-2.jpgМюррей (Billy Murray, 1877-1954) записали «You've Got To See Mamma Ev'ry Night» (Or you can't see mamma at all) в Камдене, Нью-Джерси, 15 февраля 1923 года под аккомпанемент оркестра, которым руководил Розарио Бурдон (Rosario Bourdon, 1885-1961). Он был виолончелистом, композитором и аранжировщиком, много лет служившим дирижером «домашнего» оркестра the Victor Talking Machine Company и внесшим огромный вклад в процветание этой компании, о чем свидетельствует гигантская дискография записей Victor, сделанная при его непосредственном участии: это ни много ни мало 4532 записи! (См. здесь...) Название песни, сочиненной будущим знаменитым импресарио Билли Роузом (Billy Rose, 1899-1966) на музыку одного из сочинителей бессмертной «Margie» – Кона Конрада (Con Conrad, 1891-1938), можно перевести так: «Ты должен видеть свою мамочку каждую Con Conradночь, или тебе уже её не видать совсем». Как и положено в блюзе, речь здесь идет о возлюбленной, которая не прощает небрежного к себе отношения... Считается, что эта песня Роуза-Конрада стала хитом летом 1923 года, после того как вышла пластинка OKeh 4817 с записью Софи Такер (Sophie Tucker, 1886-1966). Это её коронная тема, и исполнение Такер, которую называли Last of the Red Hot Mamas, действительно впечатляет (слушайте здесь). Также одной из первых песню записала другая знаменитая исполнительница – Мэрион Хэррис (Marion Harris, 1896-1944), которой аккомпанировали пианист и сонграйтер Хэрри Экст (Harry Akst, 1894-1963) и уже известный к этому времени саксофонист Бенни Крюгер (Benny Krueger, 1899-1967); но её Розарио Бурдон за дирижерским пультом во время очередной записиисполнение довольно холодное для такой страстной вещи... В этом смысле значительно выделяется версия Мэми Смит (Mamie Smith, 1891-1946), которую эта великая блюзвумен записала раньше всех – вероятно, 9 января 1923 года – под аккомпанемент своего бэнда, куда, кроме прочих, входили Джо Смит (Joe Smith, 1902-1937),  Коулмен Хокинс (Coleman Hawkins, 1904-1969) и, возможно, Бастер Бэйли (Buster Bailey, 1902-1967). Мэми Смит не раз признавалась во влиянии на неё Софи Такер, а страсти у Мэми было не занимать, кроме того – молодые гении из её феноменального бэнда постарались увести блюз из благостной атмосферы мюзикла. Совсем-совсем скоро вторгнувшиеся с Юга Гертруда «Ма» Рэйни (Gertrude "Ma" Rainey, 1886-1939) и Бесси Смит (Bessie Smith, 1894-1937) благополучно довершат начатое... Можно сказать, что «You've Got To See Mamma Ev'ry Night» в исполнении Эйлин Стенли и Билли Мюррея символизирует закат эпохи. Так ведь и закат бывает чарующе прекрасным... 

 

 

Если, продолжая метафоры, говорить о восходе и начале новой эры – золотой эры джаза и танцевальных оркестров, то и по сей день популярная и исполняемая «Runnin' Wild», сочиненная Джо Греем (Joe Grey) и Лео Вудом (Leo Wood) на музыку композитора и бэнд-лидера Артура Гиббса (A. Harrington Gibbs) и записанная для Victor мисс Изабеллой Патриколой (Isabella Patricola, 1886-1965) 27 декабря 1922 Miss Isabella Patricola, 1916года, является одной из ярких песен этой новой эпохи.  Аккомпанировал Патриколе бэнд the Virginians со своим лидером – композитором, сонграйтером, мультиинструменталистом Россом Горманом (Ross Gorman, 1890-1953), так что мы можем говорить о джаз-бэнде с вокалисткой. На второй минуте (1:25) можно услышать впечатляющее соло на саксофоне – вероятно, это Горман...

Изабелла Патрикола была не только водевильной певицей, но еще и лидером оркестра и скрипачкой... В Youtube выложена замечательная видеозапись, относящаяся к 1929 году, на которой мисс Патрикола исполняет песни  «I'd Rather Be Blue Over You» и «That's How I Feel About You» под аккомпанемент Абела Баэра (Abel Baer, 1893-1976) на рояле, при этом во второй песне Изабелла играет на скрипке (см. здесь). Нежное, светлое, лиричное исполнение, довольно далекое от того, которое Патрикола демонстрирует в «Runnin' Ross GormanWild», в припеве которой она, подчиняясь ритму бэнда, не уступает мощи Софи Такер. Так что вовсе не случайно её когда-то называли «The Queen Of The Cabaret» и «The Shining Star Of Vaudeville» (Сияющая звезда водевиля). Имея справочник Брайана Раста, назовем примерный состав the Virginians во время совместной сессии Изабеллы Патриколы и the Virginians в октябре и декабре 1922 года:  корнет – Хенри Буссе (Henry Busse, 1894-1955); тромбон – Сэмми Льюис (Sammy Lewis, 1897-?); кларнет, бас-кларнет, альт-саксофон и лидер – Росс Горман; альт-саксофон и флейта – Хэйл Байерс (Hale Byers); пианино – Фэрди Гроф (Ferde Grofé, 1892-1972); банджо – Майк Пингиторе (Mike Pingitore, 1888-1952); брасс-бас – Сэмми Хэйсс (Sammy Heiss); на ударных – Харольд Макдоналд (Harold McDonald) или Эдди Кинг (Eddie King), штатный ударник Victor. Все эти музыканты поиграли в разных оркестрах, но большая их часть особенно проявились в оркестре Пола Уайтмена (Paul Whiteman, 1890-1967).