Victor 1193. Sousa's Band

 

«Liberty Bell March» (Sousa)

 

                          sousa-11.jpg

Sousa's Band (Military Band)

 

Recorded in Philadelphia, PA, in 1904 or 1906 

Conductor - Herbert L. Clarke or Arthur Pryor

 

По существующему преданию, один из самых известных маршей Америки, звучавший на пяти из семи последних инаугураций президентов Соединенных Штатов, мог быть изначально назван «The Devil’s Deputy», что в переводе означает «Помощник (или "Заместитель") дьявола». Заказчику мелодии для одноименной оперетты –  знаменитому актеру-комедианту и продюсеру Фрэнсису Вилсону (Francis Wilson, 1854-1935) не хватило каких-нибудь пятисот долларов, чтобы расплатиться с её автором – Джоном Филипом Сузой (John Philip Sousa, 1854-1932), который к 1893 году уже был достаточно знаменит и финансово успешен, чтобы гордость и честолюбие позволили ему принять тысячу долларов вместо запрошенных полутора тысяч... Впрочем, им явно двигало Провидение, а то, глядишь, Оркестр морской пехоты США (The United States Marine Band) чествовал бы вновь избранных президентов Америки маршем «Заместитель дьявола»... 

Далее история гласит, что Суза и один из менеджеров его оркестра Джордж Фредерик Хинтон (George Frederick Hinton, 1863-1934), побывав на патриотическом спектакле «America» в Чикаго, были восхищены задником (backdrop) с огромным изображением Колокола Свободы – одной из главных государственных реликвий Соединенных Штатов, и предприимчивый Хинтон, лучше других зная историю с несостоявшимся заказом для оперетты, предположил, что «Liberty Bell» будет не самым худшим названием для нового марша Сузы. По случайному совпадению, как раз на следующее утро Джон Филип получил письмо от жены, в котором она поведала, что их сын, призванный в армию, участвовал в своём первом военном параде в Филадельфии, устроенном в честь возвращения Колокола Свободы к месту своей постоянной дислокации... (Священную эту реликвию время от времени возили по стране по случаю того или иного события.)

Так Сузой было принято решение назвать свой марш «Колоколом Свободы». В том же 1893 году ноты марша были проданы преуспевающей фирме John Church Company. Сообщается, что марш «Liberty Bell» стал первым сочинением, принесшим Сузе приличное финансовое вознаграждение. (См. здесь.)

К легенде о появлении марша необходимо добавить и историю, рассказанную (уж не знаю когда и кому) прославленной певицей (колоратурное сопрано) Марчеллой Линд (Marcella Lindh, 1867–1966), которая как раз в описываемое Марчелла Линд в 1895 году (Wikipedia)нами время была ведущей солисткой оркестра Сузы и участвовала в самых громких мероприятиях своего времени, таких как всемирные выставки и ярмарки. Марчелла прожила ни много ни мало сто лет, и у неё имелось достаточно времени вспомнить, что и как было на самом деле... Это нам важно, потому что речь идёт не о мелочи вроде названия произведения, а о чем-то более высоком – о самой музыке! Так вот, согласно воспоминаниям Марчеллы Линд, как-то она, пребывая в отличном настроении, в присутствии начальника оркестра неосмотрительно насвистывала незатейливую мелодию, которую, конечно же, сочинила сама. Суза, услыхав вистлинг Марчеллы, проникся мелодией и, будучи по-военному учтивым, попросил разрешения включить услышанное в один из своих недавно сочиненных маршей. Пожалуйста!.. А через несколько лет Марчелла Линд услышала где-то марш «Liberty Bell» и тотчас узнала в нём собственную мелодию... (Paul E. Bierley, The Works of John Philip Sousa (Westerville, Ohio: Integrity Press, 1984), 43.)

Очень может быть... В своей книге с нарочито провокационным (и парадоксальным!) названием – How The Beatles Destroyed Rock'n'Roll: An Alternative History of American Popular Music – Элайджа Уолд (Elijah Wald) пишет: «Суза считал себя в первую очередь академическим музыкантом, и на его концертах, которые регулярно собирали многотысячные толпы, его марши sousa-11.jpgзвучали вперемежку с большим числом европейских концертных номеров. Он также включал в репертуар некоторое количество простых, легко насвистываемых поп-мелодий, но они, по его замыслу, выполняли роль подготовительного материала для более серьезной музыки».* 

Что ж, если Суза включал в свои программы популярные мелодии, которые можно было запросто насвистеть, то сам Бог велел ему заимствовать мелодию, которую уже кто-нибудь насвистывал... Да не кто-нибудь – примадонна из его же оркестра!

Обратим внимание на то, что в упомянутой выше Альтернативной истории американской популярной музыки Элайджа Уолд отвел Джону Филипу Сузе несколько важных дебютных страниц, которые мы настойчиво рекомендуем, так как в них очень верно отмечена роль этой крупнейшей фигуры в музыкальной истории Америки, тем более что книга переведена на русский.

Перейдем теперь к истории записи «Liberty Bell March» и непосредственно к нашей пластинке Victor 1193. 

 Самая первая запись этого марша на звуковой носитель относится, вероятно, к 1896 году, когда Edison Grand Concert Band записал «Liberty Bell March» для компании Edison (слушайте эту запись здесь). Сам маэстро Суза в девяностые годы позапрошлого века сотрудничал с Columbia Records. Что касается викторовских записей и конкретно версии, изданной на Victor 1193то только самый дотошный и просвещенный знаток продукции Victor Talking Machine Company сможет определить точно, когда была записана эта версия, потому что оркестр Sousa's Band записывал «Liberty Bell March» для компании множество раз в разное время, при этом викторовские пластинки с маршем неизменно выходили под номером 1193. Вероятно, самые первые из таких дисков были записаны 6 января и 20 июня 1902 года в Филадельфии, Пенсильвания (Philadelphia, PA), где с сентября 1901 года размещались офис и главная студия компании. Из информации, представленной на сайте DAHR, мы узнаём, что наряду с десятидюймовыми односторонними дисками (10-in. single-faced), «The Liberty Bell» издавался и на меньших размером дисках (7-in. single-faced), а Здание Recording Laboratory в Филадельфии (victorrecords.com)это означает, что сами версии марша были различными и исполнялись они оркестром в разное время. Когда именно записанный в 1902 году «The Liberty Bell» был отпрессован – неизвестно, потому что, как следует из всё той же дискографии, 13 и 18 августа 1903 года этот марш Сузы вновь записывался в той же студии: диски (10") выходили с этикеткой Victor Monarch Records... 

Однако, повторю, когда была записана версия, которую мы представляем на этой странице, мы не знаем точно. Поэтому мы не можем ответить и на вопрос, кто стоял за дирижерским пультом оркестра: знаменитейший корнетист, трампетист, композитор и капельмейстер Херберт Линкольн Кларк (Herbert Lincoln Clarke, 1867-1945), или другой, не менее прославленный, партнер и сподвижник Джона Филипа Сузы – тромбонист, композитор, аранжировщик и бэнд-лидер Артур Прайор (Arthur Pryor, 1869-1942). В Herbert L. Clarkeлюбом случае дирижер здесь с громким именем. Известно, что сам маэстро Джон Филип Суза до каких-то записей в тесной студии не снисходил, вообще считал грамзапись «консервированной музыкой» (canned music), был её ярым критиком и предпочитал руководить полноценными оркестрами на свежем воздухе или по крайней мере в больших помещениях... Как пишет уже цитируемый нами Элайджа Уолд, ссылаясь на книгу Пола Бирли (Paul E. Bierley), «Суза с самого начала высказывал амбивалентное (двойственное) отношение к новой технологии. U.S.Marine Band, записывавшиеся на Columbia Records, были лишь частью его коллектива числом в восемь-семь человек, так как тогдашний процесс записи не позволял использовать целый духовой оркестр, и сам Суза ни разу не переступал порог студии. В 1892 году он организовал свой собственный оркестр, Sousa's Band, который сделал около 1770 записей, но лишь за процессом создания восьми из них Суза наблюдал самолично. Он предпочитал, чтобы с вопросами записи разбирались его United States Marine Band in 1891. (Wikipedia)помощники, сам же отдавал все силы сочинительству и, что для него было еще важнее, – попыткам принести "хорошую музыку" широкому слушателю».**

В отношении Victor Talking Machine Company принципы и подходы Джона Филипа Сузы не изменились (скорее, еще больше утвердились), и он снова посылал в студию своих помощников... Рискну все же предположить, что запись «The Liberty Bell», изданная на нашей односторонней пластинке Victor 1193, была произведена 9 апреля 1906 года, а за дирижерским пультом стоял Херберт Кларк. Также предполагаю, что сама пластинка отпрессована много позже – в 1910 или даже в 1911 году... Еще раз отмечу, что всё это лишь догадки и предположения. Что касается числа музыкантов (семь или восемь), то здесь мы и гадать не станем. 

Зато адрес, по которому происходили сессии, мы знаем точный! Имеем и представление о том, каким было здание компании Victor в Филадельфии, и, возможно, даже знаем, как выглядели работники Recording Laboratory, участвовавшие в записи «The Liberty Bell» (см. наш очерк). Здание компании Victor располагалось в то время по адресу 424 South 10th Street – на северо-западном углу перекрестка Десятой улицы и Ломбард-стрит (Lombard Street), в районе, в то время известном как «цветной пояс Филадельфии». Таким образом, мы слышим запись марша «The Liberty Bell», сделанную в начале 20-го века в пятнадцати минутах ходьбы от Indepedence Hall и священного для американцев мемориала, где этот самый Колокол Свободы прозвучал и где он по сей день хранится...  

 

 

 

* Элайджа Уолд. Как The Beatles уничтожили рок-н-ролл. Альтернативная история американской популярной музыки. Пер. с англ. А.Рондарева. –М.: Издательский дом «Дело», 2018. –С.36. 

** Там же.