Victor 16043. Arthur Pryor's Band

 

«That Rag» (Browne) / «Real Swing» March (Theumser)

 

pryor-bb265.jpgpryor-aa264.jpg

 Arthur Pryor's Band (Military Band) 

 

 Camden, New Jersey.  September 17, 1908

 

Ранее мы уже рассказывали о замечательном музыканте, тромбонисте, бэнд-лидере-новаторе, соратнике и партнере Джона Филипа Сузы – Артуре Прайоре (Arthur Pryor) и его оркестре, представляя искромётный марш «The Jolly Coppersmith», записанный в 1904 году и вышедший на пластинке Victor 1450. 

Мы отмечали, что, родившийся в  сентябре 1869 года в городе Сент-Джозефе, штат Миссури (St. Joseph, MO), в семье руководителя оркестра в местном театре, Артур ещё ребёнком проявил необычайные музыкальные способности. С пяти лет отец обучал его игре на корнете, а мать в это же время учила игре на фортепиано. Потом Артур, в котором признали вундеркинда, стал обучаться игре на альтгорне, а с шести лет он уже был оплачиваемым музыкантом в оркестре отца. В девять лет он перешел на скрипку, а с одиннадцати (с 1880 года) – на клапанный тромбон, который стал его главным инструментом. Юного Артура с тех пор на афишах бэнда называли не иначе как «Boy Wonder from Missouri» (чудо-мальчик из Миссури). В последующие годы вундеркинд стремительно развивался, осваивал новые инструменты, совершенствовался в игре на уже освоенных и к пятнадцати годам стал ведущим музыкантом оркестра, в котором ему явно было тесно. Прослышав о молодом и талантливом тромбонисте, который к тому же сочинял мелодии и делал аранжировки, знаменитый Суза вызвал Артура в Нью-Йорк и после прослушивания тотчас принял в свой оркестр, сменив прежнего тромбониста. Это случилось в 1892 году. С тех пор Артур Прайор был ведущим музыкантом оркестра и, для нас это важно, впервые участвовал в сессии звукозаписи. На старинной пластинке Berliner 3309, записанной 27 июля 1897 года в Нью-Йорке, мы можем слышать одно из его самых ранних соло на тромбоне (слушайте здесь)... Прослужив в оркестре несколько лет, добившись в нем славы и признания, а также заручившись поддержкой влиятельных спонсоров, Артур Прайор естественным образом пришел к мысли о создании собственного бэнда, что и произошло осенью 1903 года, когда только что образованный Arthur Pryor's Band дебютировал в нью-йоркском Majestic Theatre. С этого же времени берет начало и необозримая дискография Артура Прайора и его оркестра, и его слава, и к сентябрю 1908 года, когда были записаны «That Rag» (Ragtime two-step) и «Real Swing» (March), успех оркестра развивался по нарастающей...

Теперь следовало бы написать об авторах «That Rag» и «Real Swing» – Теде Брауне (Ted Browne) и Темсере (Theumser)... Увы, информации о них нет никакой. Самые авторитетные издания (как старые, так и новые) молчат, хотя материалы об эре рэгтайма и её героях множатся в Интернете не по дням, а по часам и дотошные исследователи этой славной эпохи продолжают копать всё глубже. Даже на известном ресурсе RagPiano.com Билла Эдвардса (Bill Edwards) никаких упоминаний о Теде Брауне и Темсере нет...

Единственное, что удалось узнать о Брауне (надо полагать, его полное имя – Эдвард или Теодор), это то, что его «That Rag» (Ragtime two-step) был опубликован 6 апреля 1907 года издательством Thiebes-Stierlin Music Co., зарегистрированным в Сент-Луисе, Миссури (St. Louis, MO); и что 7 декабря 1915 года в издательстве Buck and Lowney Co., также сент-луисском, опубликованы ноты сочиненной им рэги «Son-Set Rag». Других произведений у Теда Брауна не обнаруживается, но по адресам издательств можно предположить, что этот композитор-рэгтаймер проживал в Сент-Луисе или где-нибудь поблизости... Догадки! 

В книге Дэвида Джейсена (David A. Jasen) и Требора Тиченора (Trebor Jay Tichenor) Rags and Ragtime. A Musical History, вышедшей ещё в 1978 году (кстати, это единственное исследование, в котором отмечен Тед Браун и его «That Rag»), сообщается, что этот рэгтайм, кроме записи его оркестром Артура Прайора, был издан и на пианоролле – Connorized 4384 (65 note). Авторами приведена структура пьесы – AA BB C DD E – и отмечены её композиционные особенности, но это уже совсем для спецов, каким и был лидер Arthur Pryor's Band, также обративший внимание на необычный рэгтайм.* Вероятно, эти нюансы легче уловить, слушая рэгу на пианоролле: RagtimeDorianHenry. Имеется и «That Rag» в аранжировке Рокко Венуто (Rocco L. Venuto) с соло для корнета, ноты которой вышли бонусом к основному изданию Thiebes-Stierlin Music в 1907 году. Вероятно, именно эта аранжировка и пленила Прайора, подвигнув к  записи собственной версии рэги... 

Но что же мы можем сказать о самóм Теде Брауне?

Ничего!

В Интернете изредка всплывают ноты позабытых популярных мелодий и песен, опубликованные чикагским издательством Ted Browne Music Co. Может, это и есть тот самый Браун, оставивший нам «That Rag» (Ragtime two-step)?  

Ещё сложнее дело обстоит с автором марша «Real Swing» – неким Theumser... (Не знаю даже, как верно звучит это имя по-русски!) Ничего и нигде не сказано о нём, и даже специалисты из Библиотеки Конгресса (Library of Congress), представляя на своем сайте пластинку Victor 16043 и «Real Swing», будто бы избегают упоминания автора этого марша, видимо, как и я, оставаясь неуверенными в реальности этого персонажа.

Но, наверное, был всё-таки на безбрежных музыкальных просторах и такой композитор, и когда-нибудь будущие следопыты извлекут на свет божий недоступную сегодня информацию о нём... Пока же, благодаря Arthur Pryor's Band, мы можем слушать сочинённый им настоящий свинг...  

 

 

 

 

* David A. Jasen & Trebor Jay Tichenor. Rags and Ragtime. A Musical History. New York: The Seabury Press, 1978. P.74-75.