Gennett 4510. Croden's Concert Band

 

«Waves Of The Danube» (Ivanovici) / «The Skaters» (Waldteufel)

 

Arranged by Louis-Philippe Laurendeau  

 

  croden-aa262.jpgcroden-bb263.jpg

Croden's Concert Band

 

Recorded in New York City, circa March 1919

 

Ничего не известно мне об этом бэнде, почти ничего не говорят о нём справочные издания – ни старые, книжные, ни новые, размещённые в Интернете. Louis-Philippe LaurendeauМолчат и специалисты-любители в своих блогах... Лишь в The American Dance Band Discography 1917-1942 (Brian Rust) Croden's Band фигурирует на одной из страниц, и даже отмечено, что в 1919 году, приблизительно (circa) в марте, в Нью-Йорке ими был записан фокстрот «Tackin' 'em Down», вышедший затем на пластинке Gennett 4520 (на стороне «B»). И всё! Наша Gennett 4510 в справочнике Брайана Раста не отмечена вовсе, а что касается имён музыкантов, то в соответствующей графе указано определенно: Instrumentation and personnel unknown

Мне казалось, что Croden's Concert Band – это оркестр канадского композитора, аранжировщика и бэнд-лидера Луи-Филиппа Лорандó (Louis-Philippe Laurendeau, 1861-1916), чьи аранжировки и представлены, но Лорандо скончался за три года до записи Ion (Iosif) Ivanoviciнашей пластинки... Раз мы его упомянули, то отметим, что именно Лорандо в 1910 году аранжировал для небольшого духового оркестра марш чешского композитора Юлиуса Фучика (Julius Fučík, 1872-1916) «Entrance Of The Gladiators» (Выход гладиаторов), после чего этот марш стал больше известен как «Thunder And Blazes» (Гром и молнии), поскольку именно с этой задорной версией во всем мире ассоциируется появление на арене артистов цирка, прежде всего клоунов. Croden's Concert Band наверняка исполнял и этот номер... Но что же это за оркестр?

На одном из сайтов я обнаружил любопытную статью о двух бизнесменах из канадского Лондона, провинция Онтарио (London, Ontario), основавших там в 1918 году компанию по поставке и продаже фонографов – the Starr Company – и открывших в центре города магазин. Одного из бизнесменов звали Уилфред Д. Стивенсон (Wilfred D. Stevenson, 1882-1960), другого – Джон Александр Кроден (John Alexander Croden, 1866-1950)... Мало ли в Северной Америке Кроденов! Но дело в том, что бизнесмены были тесно связаны со Starr Piano Company в Ричмонде, штат Индиана (Richmond, IN), и именно доставкой и продажей продукции этой компании в Канаду они занимались. (См. о них здесь.) В упомянутой статье нет и слова о том, что Джон Кроден имел отношение хоть к какому-нибудь оркестру,  но мы-то знаем, что Starr Piano Company и Gennett Records не просто связаны – это почти одно и то же. Так, быть может, Джон Кроден каким-то образом продвигал ещё и музыкантов из Канады, финансировал поездки на сессии, оплачивал расходы, связанные с изданием пластинок, а затем, будучи дилером, продавал дженнеттовские пластинки у себя в Онтарио и в других канадских провинциях... И почему бы в этом случае оркестр не назвать именем того, кто является его благодетелем?

Но это лишь наши предположения, поскольку, повторю, никаких других сведений о Croden's Concert Band у нас попросту нет. А что касается вальсов «Waves Of The Danube» Ионы (Иосифа) Ивановича (Ion Ivanovici, 1845-1902) и Émile Waldteufel«The Skaters» (Конькобежцы) Эмиля Вальдтейфеля (Émile Waldteufel, 1837-1915), то они хорошо известны во всем мире, но нам, славянам, особенно близки «Дунайские волны». Ноты этого вальса были впервые опубликованы в Соединённых Штатах в 1896 году и переизданы в 1903 году издательством the Theodore Lohr Company в переложении для фортепиано Саймона Адлера (Simon Adler, 1867-1934), а уже затем аранжировку для духового оркестра написал Луи-Филипп Лорандó.

В  Америке вальс стал популярным после того, как его записал в 1912 или 1913 году для Columbia знаменитый аккордеонист Пьетро Дейро (Pietro Deiro, 1888-1954). Во время Первой мировой войны к сентиментальному европейскому вальсу интерес проявился особенный: в 1919 году, кроме Croden's Concert Band, «Waves Of The Danube» записал дуэт известных шведских аккордеонистов – Джон Лагер (John Lager) и Эрик Олсон (Eric Olson), и их версия для Victor была широко распространена в Европе. А для Edison «Дунайские волны» в 1919 году спела под аккомпанемент оркестра знаменитая Фрида Хемпель (Frieda Hempel, 1885-1955). Записывали в Америке этот вальс и в двадцатые, и в тридцатые, и позже...