Nordisk Polyphon Aktieselskab 14889. Marimba Azul y Blanco Orkester

 

«Tindsoldaternes Parademarch» / «Hurra, ihr Männer!» (Hurrah muchachos)

 

marimba-a260.jpgmarimba-a261.jpg

Marimba Azul y Blanco Orkester

(Blue and White Marimba Band)

 

Recorded in 1915 or 1918, New York City

 

Каждая шеллаковая пластинка, особенно та, которой больше века, о многом и о многих могла бы нам рассказать, умей она говорить. Тогда мы бы подивились услышанному не меньше, чем самой музыке, запечатленной на этой пластинке. Но... Эти немые свидетели прошлого умеют хранить тайну и, послушно переходя из рук в руки, хранят верность новому хозяину, молчанием своим давая понять, что служили и служат только одному ему, только ему! И самые наивные из нас стараются в это верить... Бывает, правда, что пластинка попадается «говорливая». Надо только суметь расслышать её. Наша Nordisk Polyphon Aktieselskab 14889 как раз из таких...

Несколько лет назад я приобрел её в финском Турку. Сама пластинка, судя по всему, была отпрессована в Германии, о чем говорит надпись (Made in Germany) на так называемом сбеге (run-out groove). Но сама звукозаписывающая компания Nordisk Polyphon Aktieselskab, основанная в 1920 году Акселем Йенсеном (Axel Jensen) как дочернее предприятие немецкой Polyphonwerke A.-G., базировалась в Копенгагене, Дания, поэтому на этикетке отмечено: Danish. На датском написаны и названия номеров – «Солдатский парадный марш» и что-то вроде «Ура, мужики!», тоже с солдатами связанное. Продукция компании предназначалась в первую очередь для скандинавcких стран. На сайте www.discogs.com сообщается, что в ещё более ранние годы местные (скандинавские) исполнители издавались на лейблах Polyphon или на Guatemala - Indio marimbero - Native marimba musician, ca 1902. PostcardPolyphon Musik, а иностранцы – на PolydorНа нашей пластинке изданы как раз international artists – популярный в десятые годы маримба-бэнд из далекой Гватемалы – Marimba Azul y Blanco Orkester. К этикетке на стороне «B» (40667) наклеена торговая марка с указанием города Берна: не швейцарским ли дилерам компании была когда-то отправлена партия пластинок с заокеанским бэндом? 

Как видим, география у старой пластинки охватывает два полушария, полмира!

На английский Marimba Azul y Blanco Orkester переводится как the Blue and White Marimba Band. Под этим названием оркестр и был известен в Соединенных Штатах, это же название мы встречаем и в каталогах Victor, Columbia и OKeh, а также в афишах и рекламных проспектах фирм грамзаписей. Менеджером оркестра из Гватемалы был некто R.N.Mata, так что и его имя иногда фигурирует в названии бэнда. Скорее всего, именно Мата привлек музыкантов из Центральной Америки к выступлениям в знаменитом нью-йоркском The Hippodrome Theatre.

С 1905 по 1939 год этот театр находился в Театральном районе Среднего Манхэттена (Midtown Manhattan) и имел славу самого большого в мире, принимая за раз по 5300 зрителей, наслаждавшихся представлением на сцене размером сто на двести футов (30 x 61 метров), так что и сам маэстро Джон Филип Суза (John Philip Sousa, 1854-1932), посвятивший этому театру персональный марш – «The New York Hippodrome», – мог разместить на его сцене весь свой грандиозный оркестр. Непросто было получить возможность выступить на сцене этого театра хотя бы раз. Но в сезоне 1915 года маримба-бэнд из Гватемалы имел в the Hippodrome Theatre полугодовой ангажемент – настолько привлекательным оказалось звучание этого оркестра для обитателей Нью-Йорка и его окрестностей. В рекламе, представляющей the Blue and White Marimba Band, кроме прочего, отмечалось, что «обаяние их причудливой и обворожительной музыки, прекрасно подходящей и для танцев, вызывает повышенное восхищение у публики...».

Разумеется, в том же 1915 году the Blue and White Marimba Band привлекают к себе внимание сразу двух ведущих звукозаписывающих компаний – Columbia и Victor, которые на протяжении нескольких лет записывают, издают и переиздают музыку в их исполнении (см. дискографию). При этом на некоторых викторовских пластинках под названием музыкального произведения отмечено – from N.Y. Hippodrome, что указывает на причастность бэнда к знаменитому театру. Репертуар исполняемых и записываемых оркестром вещей самый разнообразный: марши, вальсы, фокcтроты, рэги, модные в то время гавайские мелодии и инструментальные версии популярных песен из бродвейских мюзиклов. А в январе 1920 года они записали для Victor (72600) «Guatemalan Blues», сочиненный маримбистом (marimbist) и композитором Луисом Бетанкуром (Luis Betancourt) – и это пока единственное известное мне имя участника Marimba Azul y Blanco Orkester. Он продолжал сочинять танцевальные пьесы и выступать в составах маримба-бэндов в двадцатые и тридцатые годы, и мы даже можем видеть его Louis Betancourt's Marimba Orchestra в художественном фильме 1940 года «The Marines Fly High» с очаровательной Люсиль Болл (Lucille Désirée Ball, 1911-1989). Это была совсем другая эпоха, поэтому и музыку этот модернизированный оркестр Бетанкура, состоящий, кроме маримбы, из гобоя, гитары, контрабаса, аккордеона и ударных, тоже играл другую и по-другому... (См. видео здесь.)

Но вернёмся в конец второго десятилетия 20-го века... Издание пластинок бэнда из Гватемалы в Европе говорит о его растущей популярности, но вот побывал ли Marimba Azul y Blanco Orkester на гастролях в Старом Свете – мне неизвестно. Пластинка Nordisk Polyphon Aktieselskab 14889 вышла, скорее всего, в 1920 или в 1921 году. А когда и где были записаны «Tindsoldaternes Parademarch» и «Hurra, ihr Männer!» (Hurrah muchachos) – выяснить не удалось. В дискографии DAHR эти марши не обнаруживаются, но она явно далеко не полная. Также, кроме Луиса Бетанкура, неизвестными остаются и имена участников the Marimba Azul y Blanco Orkester, так прославивших свою страну в далёкие десятые годы. Не сомневаюсь, однако, что в Гватемале эти имена знают и помнят...