144. Легендарное здание King Records и дом Лонни Джонсона (Lonnie Johnson) в Цинциннати, Огайо (Cincinnati, OH)
Славный город Цинциннати (Cincinnati, OH) – краса и гордость штата Огайо, тоже славного! Много значительных событий произошло в Цинциннати со времен его основания в конце 18-го века, и многие выдающиеся люди Америки, в самых разных областях жизнедеятельности, проявились на его живописных холмах, так что насыщенная фактами, квалифицированная и мастерски исполненная статья о Цинциннати в Wikipedia разрастается, дополняется всё новым и новым материалом, доказывающим роль и значение города. Растёт и список почётных его обитателей – важных персон, в разные годы и эпохи обеспечивших непреходящую славу городу: одних футболистов с политиками, бизнесменами, журналистами и писателями столько, что и внимательному оку сразу не охватить. Шутка ли, сам Тед Тёрнер (Ted Turner), оказывается, родился в Цинциннати! И Проктер с Гэмблом (Procter & Gamble) тоже именно здесь, как только теперь я узнал, затевали свой бизнес. Разумеется, широк и растянут список деятелей культуры, в том числе музыкальной. Чего стоят только две прекрасные дивы, некогда родившиеся в Цинциннати, – Теда Бара (Theda Bara) и Дорис Дэй (Doris Day)! А ведь там, кроме них, родились или в разное время проживали и другие звезды театра и кино, включая и Стивена Спилберга (Steven Spielberg). И таковых столько, что с лихвой хватило бы и иной большой стране, чтобы страна эта гордилась и хвасталась своими гражданами перед всем остальным миром...
И что же?
В этом чудесном перечне персон, прославивших Цинциннати (This is a list of notable residents of Cincinnati, Ohio), нет того, из-за которого мы и приехали в этот город, — нет Алонзо «Лонни» Джонсона (Alonzo "Lonnie" Johnson, 1899-1970), прожившего в Цинциннати пять или шесть лет и записавшего здесь свои бессмертные хиты! Неужели такое возможно?! Или же Лонни там всё-таки есть и я плохо разглядел этот нескончаемый список?! Невероятно! Но если так, то я бы назло всем, учитывая вклад Лонни Джонсона в наше общее джазовое и блюзовое дело, принимая во внимание его влияние на гитаристов и сингеров этих жанров, вычеркнул бы из вышеупомянутого цинциннатиевского списка notable people вообще всех, включая 27-го президента США, и заменил бы их на одного лишь Лонни. Ну не всех — Теду Бару и Дорис Дэй оставил бы все же по краям от Лонни...
Лонни Джонсон был не просто музыкантом, великолепным сингером, феноменальным гитаристом, беспримерным аккомпаниатором и бэнд-лидером – он являл собой один из самых ярких примеров музыкального универсализма, синтезируя разные стили, жанры, традиции, преодолевая предубеждения и раздвигая границы, в том числе и наиболее устойчивые — расовые. Последнему, кстати, посвящено исследование Джулии Саймон (Julia Simon) — опубликованная в 2022 году книга The Inconvenient Lonnie Johnson. Blues, Race, Identity, до которой, я надеюсь, и у нас когда-нибудь дойдут руки...
А вообще, если бы отыскался какой-нибудь увлекающийся исследователь помоложе и спросил бы, о ком стоит написать объёмную полноценную биографию, то я бы ему посоветовал писать о Лонни Джонсоне. Кроме драматической, во многом трагической, судьбы этого «задумчивого Джентльмена блюза», как мы его называем, у исследователя появился бы лучший шанс охватить едва ли не все значительные вехи в джазе и блюзе; он, вместе с Лонни, пересекся бы с самыми яркими фигурами джаза, с легендарными сельскими блюзменами, с величайшими блюзвимен; он оказался бы вместе со своим героем в знаменитых студиях звукозаписи и досконально узнал бы изнутри этот, всё ещё скрытый от глаз, мир – ведь Лонни Джонсон многие годы был «своим» в ведущих компаниях, а для OKeh он и вовсе являлся «домашним» гитаристом, участвуя в стольких сессиях, что полная его дискография не скоро появится, а может, и не появится вовсе, столь туманная и запутанная она; наконец, исследователь жизни и творчества Лонни побывал бы в самых разных городах и штатах, там, где рождалась и звучала его музыка... И он обязательно бы оказался в Цинциннати, потому что с этим городом и некогда располагавшейся там компанией King Records связана одна из славных вех в долгой и многоликой творческой жизни Лонни Джонсона.
К счастью, эта его веха не осталась незамеченной. Так, Гэри Фортайн (Gary Fortine, 1952-2016), исследователь из Цинциннати, написал небольшую статью, которую так и называл: Lonnie Johnson In Cincinnati (1947-1954). Фортайн, много лет проработавший программистом в крупной компании в Цинциннати, был заядлым коллекционером пластинок раннего блюза и джаза, а также гитаристом и фолк-музыкантом. Его статья, опубликованная в десятом номере важного для нас специализированного журнала 78 Quarterly (1997), начинается так:
«К 1947 году за плечами у Лонни Джонсона было двадцать два года потрясающего успеха в бизнесе race records. Двадцать два года изданий важных хитов для Okeh, Decca, Bluebird, Disc, Aladdin и других лейблов. 11 декабря 1947 года, в возрасте 58 лет, Лонни Джонсон вошел в студию King Records по адресу 1540 Brewster Avenue, Цинциннати, штат Огайо, и записал, вероятно, самую успешную пластинку за всю его долгую карьеру — King 4201 с "Tomorrow Night", часто сопровождаемую надписью на кинговской этикетке: "Lonnie Johnson's Theme Song". К 1950 году песня "Tomorrow Night" была продана тиражом в миллион копий. Сессия для King в декабре 1947 года ознаменовала начало шестилетнего пребывания Лонни в Цинциннати, где он записывался для King Records, играл в местных клубах, время от времени гастролировал, а уехал из города лишь тогда, когда возникшие юридические проблемы вынудили его это сделать».
Уточним, что Лонни Джонсону в декабре 1947 года было на десять лет меньше. Но во времена, когда Фортайн работал над статьей, считалось, будто музыкант родился в 1889 году. Таким образом, Лонни Джонсону, когда он переступил порог King Records, было около сорока восьми: согласно последним исследованиям, он родился 11 февраля 1899 года, хотя споры вокруг точной даты его рождения продолжаются... (В паспорте у Лонни было отмечено, что он родился в 1894 году!)
Что касается King Records, то этой компании и её создателю Сиду Нэтану (Syd Nathan, 1904-1968) посвящены многие публикации, поскольку этот важный лейбл связан с огромным числом прославленных музыкантов. Мы рекомендуем очерк Дэвида Эдвардса (David Edwards) и Майка Кэллахана (Mike Callahan) – King/Federal/DeLuxe Story. Кроме того, имеется книга Рэнди Макнатта (Randy McNutt) — King Records of Cincinnati, выпущенная в 2009 году издательством Arcadia Publishing в известной краеведческой серии
The Heidtlites (слушайте здесь).
То было чудесное время, кем-то названное Фолк-Возрождением. Кстати, это Возрождение было уже вторым в 20-м веке... Дождемся ли еще одного?! Не знаю. Но тогда было и возрождение интереса к Лонни Джонсону, которого не только приглашали на бесчисленные фестивали, но и активно записывали, издавая уже на роскошных виниловых лонгплеях, и эти альбомы всегда ценились, поэтому и дискография музыканта увеличивалась, благо сам он не уставал петь и играть. Его творчество, вокальное и инструментальное, всегда притягивало музыкантов, прежде всего гитаристов, для которых Лонни был недосягаемым учителем, и я не встречал ни одного, не только из числа гитаристов, кто бы не отзывался о Лонни Джонсоне с величайшим почтением... И вот, во времена этого возвращения к славе и признанию, теперь уже в новой эпохе, Лонни Джонсона, как всеми по обе стороны Атлантики признанную легенду, вновь пригласили в Цинциннати, на все ту же Брюстер-авеню. Разумеется, Лонни великодушно согласился и в конце мая – начале июня 1964 года записался для King Records, теперь уже в последний раз. И мне кажется... да нет, я уверен, что между сеансами звукозаписи он неспешно прошелся по Рокдейл-авеню, чтобы еще раз взглянуть на свой бывший дом, в котором они с Кей несколько лет счастливо прожили...
December 2023
Pori, Satakunta, Finland
Brewster Avenue, Cincinnati, OH
Rockdale Avenue, Cincinnati, OH
Фото и видео Светланы Брезицкой
и Валерия Писигина, август 2022 г.
* Читайте и смотрите также наш фотоочерк:
«Задумчивый Джентльмен блюза» (In Memory of Lonnie Johnson)