144. Легендарное здание King Records и дом Лонни Джонсона (Lonnie Johnson) в Цинциннати, Огайо (Cincinnati, OH)

Славный город Цинциннати (Cincinnati, OH) – краса и гордость штата Огайо, тоже славного! Много значительных событий произошло в Цинциннати со времен его основания в конце 18-го века, и многие выдающиеся люди Америки, в самых разных областях жизнедеятельности, проявились на его живописных холмах, так что насыщенная фактами, квалифицированная и мастерски исполненная статья о Цинциннати в Wikipedia разрастается, дополняется всё новым и новым материалом, доказывающим роль и значение города. Растёт и список почётных его обитателей – важных персон, в разные годы и эпохи обеспечивших непреходящую славу городу: одних футболистов с политиками, бизнесменами, журналистами и писателями столько, что и внимательному оку сразу не охватить. Шутка ли, сам Тед Тёрнер (Ted Turner), оказывается, родился в Цинциннати! И Проктер с Гэмблом (Procter & Gamble) тоже именно здесь, как только теперь я узнал, затевали свой бизнес. Разумеется, широк и растянут список деятелей культуры, в том числе музыкальной. Чего стоят только две прекрасные дивы, некогда родившиеся в Цинциннати, – Теда Бара (Theda Bara) и Дорис Дэй (Doris Day)! А ведь там, кроме них, родились или в разное время проживали и другие звезды театра и кино, включая и Стивена Спилберга (Steven Spielberg). И таковых столько, что с лихвой хватило бы и иной большой стране, чтобы страна эта гордилась и хвасталась своими гражданами перед всем остальным миром... 

И что же?

В этом чудесном перечне персон, прославивших Цинциннати (This is a list of notable residents of Cincinnati, Ohio), нет того, из-за которого мы и приехали в этот город, — нет Алонзо «Лонни» Джонсона (Alonzo "Lonnie" Johnson, 1899-1970), прожившего в Цинциннати пять или шесть лет и записавшего здесь свои бессмертные хиты! Неужели такое возможно?! Или же Лонни там всё-таки есть и я плохо разглядел этот нескончаемый список?! Невероятно! Но если так, то я бы назло всем, учитывая вклад Лонни Джонсона в наше общее джазовое и блюзовое дело, принимая во внимание его влияние на гитаристов и сингеров этих жанров, вычеркнул бы из вышеупомянутого цинциннатиевского списка notable people вообще всех, включая 27-го президента США, и заменил бы их на одного лишь Лонни. Ну не всех — Теду Бару и Дорис Дэй оставил бы все же по краям от Лонни... 

Лонни Джонсон был не просто музыкантом, великолепным сингером, феноменальным гитаристом, беспримерным аккомпаниатором и бэнд-лидером – он являл собой один из самых ярких примеров музыкального универсализма, синтезируя разные стили, жанры, традиции, преодолевая предубеждения и раздвигая границы, в том числе и наиболее устойчивые — расовые. Последнему, кстати, посвящено исследование Джулии Саймон (Julia Simon) — опубликованная в 2022 году книга The Inconvenient Lonnie Johnson. Blues, Race, Identity, до которой, я надеюсь, и у нас когда-нибудь дойдут руки... 

 

 

А вообще, если бы отыскался какой-нибудь увлекающийся исследователь помоложе и спросил бы, о ком стоит написать объёмную полноценную биографию, то я бы ему посоветовал писать о Лонни Джонсоне. Кроме драматической, во многом трагической, судьбы этого «задумчивого Джентльмена блюза», как мы его называем, у исследователя появился бы лучший шанс охватить едва ли не все значительные вехи в джазе и блюзе; он, вместе с Лонни, пересекся бы с самыми яркими фигурами джаза, с легендарными сельскими блюзменами, с величайшими блюзвимен; он оказался бы вместе со своим героем в знаменитых студиях звукозаписи и досконально узнал бы изнутри этот, всё ещё скрытый от глаз, мир – ведь Лонни Джонсон многие годы был «своим» в ведущих компаниях, а для OKeh он и вовсе являлся «домашним» гитаристом, участвуя в стольких сессиях, что полная его дискография не скоро появится, а может, и не появится вовсе, столь туманная и запутанная она; наконец, исследователь жизни и творчества Лонни побывал бы в самых разных городах и штатах, там, где рождалась и звучала его музыка... И он обязательно бы оказался в Цинциннати, потому что с этим городом и некогда располагавшейся там компанией King Records связана одна из славных вех в долгой и многоликой творческой жизни Лонни Джонсона. 

К счастью, эта его веха не осталась незамеченной. Так, Гэри Фортайн (Gary Fortine, 1952-2016), исследователь из Цинциннати, написал небольшую статью, которую так и называл: Lonnie Johnson In Cincinnati (1947-1954). Фортайн, много лет проработавший программистом в крупной компании в Цинциннати, был заядлым коллекционером пластинок раннего блюза и джаза, а также гитаристом и фолк-музыкантом. Его статья, опубликованная в десятом номере важного для нас специализированного журнала 78 Quarterly (1997)начинается так:

«К 1947 году за плечами у Лонни Джонсона было двадцать два года потрясающего успеха в бизнесе race records. Двадцать два года изданий важных хитов для Okeh, Decca, Bluebird, DiscAladdin и других лейблов. 11 декабря 1947 года, в возрасте 58 лет, Лонни Джонсон вошел в студию King Records по адресу 1540 Brewster Avenue, Цинциннати, штат Огайо, и записал, вероятно, самую успешную пластинку за всю его долгую карьеру — King 4201 с "Tomorrow Night", часто сопровождаемую надписью на кинговской этикетке: "Lonnie Johnson's Theme Song". К 1950 году песня "Tomorrow Night" была продана тиражом в миллион копий. Сессия для King в декабре 1947 года ознаменовала начало шестилетнего пребывания Лонни в Цинциннати, где он записывался для King Records, играл в местных клубах, время от времени гастролировал, а уехал из города лишь тогда, когда возникшие юридические проблемы вынудили его это сделать».

Уточним, что Лонни Джонсону в декабре 1947 года было на десять лет меньше. Но во времена, когда Фортайн работал над статьей, считалось, будто музыкант родился в 1889 году. Таким образом, Лонни Джонсону, когда он переступил порог King Records, было около сорока восьми: согласно последним исследованиям, он родился 11 февраля 1899 года, хотя споры вокруг точной даты его рождения продолжаются... (В паспорте у Лонни было отмечено, что он родился в 1894 году!) 

Что касается King Records, то этой компании и её создателю Сиду Нэтану (Syd Nathan, 1904-1968) посвящены многие публикации, поскольку этот важный лейбл связан с огромным числом прославленных музыкантов. Мы рекомендуем очерк Дэвида Эдвардса (David Edwards) и Майка Кэллахана (Mike Callahan) – King/Federal/DeLuxe Story. Кроме того, имеется книга Рэнди Макнатта (Randy McNutt) — King Records of Cincinnati, выпущенная в 2009 году издательством Arcadia Publishing в известной краеведческой серии Images of America.

В военные и первые послевоенные годы Лонни Джонсон имел насыщенный график как публичных выступлений, так и обязательств перед фирмами грамзаписи. Согласно сведениям, опубликованным в биографическом словаре Шелдона Хэрриса (Blues Who's Who by Sheldon Harris), в эти годы он работал в чикагских заведениях Hughes Deluxe Club, Martin's Corner и Club Georgia, а также в детройтском Sportree Musical Bar. Кроме того, выступал с разовыми концертами (toured one-nighters) в Канзас-Сити, Сент-Луисе, Детройте, а также в нескольких городах Западного побережья. В 1944, 1946 и летом 1947 года блюзмен записывался для уже упомянутых выше лейблов Bluebird, Disc и Aladdin, причем нью-йоркская сессия для Disc Records (лейбл Мо Эша/Moses Asch), проведенная с блюзовым пианистом и сингером Блайнд Джоном Дэвисом (Blind John Davis, 1913-1985), оказалась особенно Ad for Lonnie Johnson at Phoenix’s Riverside Park Ballroom, Arizona Sun (joebakermusic.com)продуктивной. Были у Лонни Джонсона и другие обязательства: в частности, известно, что осенью 1947 года блюзмен побывал в Аризоне, где отыграл несколько концертов в Тусоне (Tucson, AZ) и Финиксе (Phoenix, AZ). Наконец, в декабре 1947 года Лонни прибыл в Цинциннати, на Brewster Avenue, в распоряжение Сида Нэтана, чтобы записаться для его лейбла, который в то время набирал вес. Никаких других планов, полагаю, у Лонни Джонсона в Цинциннати не было – рядовая деловая поездка, по окончании которой предстояло следовать дальше.

Справочное издание Blues Records. January, 1943 to December, 1966 (Mike Leadbitter & Neil Slaven. London, 1968) сообщает, что первая сессия Лонни Джонсона для King Records продолжалась три дня – 10, 11 и 14 декабря. Вместе с Лонни, вокал и гитара (акустическая и электрическая), записывались пианист Джон Хьюз (John Hughes), басист Рой Колтер (Roy Coulter) и ударник, чье имя и по сей день остается неизвестным (unknown). Издание, разумеется, несколько устарело, но другого у нас нет. Дискография Лонни Джонсона, приведенная на японском сайте bluesfan.jp, вроде бы новее и обширнее, но там не отмечены имена музыкантов, с которыми играл Лонни, не даются исходные данные записанных треков, не указаны даже лейблы, так что это всего лишь беглый набросок, тем не менее полезный... Дискография Лонни на важном для нас ресурсе DAHR вроде бы наиболее квалифицированная, но она не отражает послевоенный период. Спасительная во многих случаях иллюстрированная дискография Wirz' American Music тоже нам сейчас не поможет. Одним словом, составить послевоенную дискографию Лонни Джонсона и при этом не ошибиться – просто невозможно... Так вот, если руководствоваться японской дискографией, то во время самой первой сессии, состоявшейся на Брюстер-авеню, Лонни Джонсоном всего было записано двадцать два блюзовых трека. Это огромная и напряженная работа, показывающая, кроме прочего, и то, что весь данный материал был уже достаточно обкатан и не требовал дополнительного времени на репетиции. В общем-то, квалификация и авторитет Лонни были таковыми, что это ему не требовалось: только взгляните на анонс его незадолго до того состоявшегося выступления в Аризоне, где Лонни Джонсон подан ни больше ни меньше как Daddy of the Blues, The World's Greatest Guitar Player, The World's Greatest Recording Artist... и так далее. Точно так же его воспринимали и в Огайо, и повсюду...

В первую сессию или даже в первый ее день была записана сочиненная Сэмом Кослоу (Sam Coslow, 1902-1982) и Вильгельмом Гроссом (Wilhelm Grosz, 1894-1939) песня «Tomorrow Night», которая вскоре стала громким хитом, а затем и классикой жанра и его непреходящим стандартом. Присущие голосу Лонни грусть, нежность, легкая меланхолия, а также его Лонни Джонсон и Блайнд Джон Дэвис записываются для Disc Records. New York, 1946субтильный и технически безупречный гитарный стиль оказались услышаны и поняты в национальном масштабе, хотя другие сингеры и сам Лонни уже несколько лет исполняли «Tomorrow Night», ещё до войны ставшую популярной благодаря респектабельному Хорейсу Хайдту (Horace Heidt, 1901-1986) и певицам из The Heidtlites (слушайте здесь). И кстати, ранее Лонни Джонсон, вероятно летом 1947 года в Детройте, записал эту вещицу для небольшого частного лейбла Paradise (110), при этом ему помогал пианист... Таким образом, версия, которую Лонни Джонсон предложил Сиду Нэтану и King Records, была им отточена до совершенства. Но вот мир наконец её расслышал и оценил! Видимо, вместе со струнами своей гитары, Лонни задел ещё и потаенные струны человеческой души, причем зацепил как белых – так и черных, как своих ровесников – так и молодежь, которая в первые послевоенные годы, казалось, жаждала совсем иных мелодий и ритмов; и, кстати, King специализировался на ритм-энд-блюзе, в то время как Лонни исполнил «Tomorrow Night» с акустической гитарой и, кажется, с одним только пианистом. Например, «What A Woman», записанная в первый день сессии и изданная вместе с «Tomorrow Night» на диске King 4201, таким успехом не пользовалась, хотя исполнена в куда более модерновой манере, с электрическим звукоснимателем, контрабасом и ударными. Непостижимая загадка, но именно «Tomorrow Night» в версии Лонни Джонсона по сей день остается одной из наиболее живописных звуковых картин, доносящих атмосферу конца сороковых – начала пятидесятых, сегодня уже таких далеких...  

 

 

 

Сейчас уже не узнать, где встречал новый, 1948-й, год Лонни Джонсон, но очевидно, что у него было время поближе познакомиться с Цинциннати, заглянуть в его бары и ночные клубы, сойтись с местными музыкантами, для которых он уже тогда был легендой...

Из словаря Шелдона Хэрриса следует, что в 1948 году Лонни работал в детройтском Three Sixes Club; выступал в знаменитом Apollo Theatre в Гарлеме, Нью-Йорк, и там же, в Нью-Йорке, появлялся в не менее знаменитом Carnegie Hall в составе оркестра своего прославленного земляка – Кида Ори (Kid Ory, 1886-1973). Наверняка были и еще какие-то концерты и выступления... А в августе Лонни вновь был в Цинциннати, поcкольку пластинка King 4201 с «Tomorrow Night» и «What A Woman» активно раскупалась, её тиражи прессовались вновь и вновь, а я уверен, что и другие диски с материалом грандиозной первой сессии тоже продавались хорошо. Таким образом, Цинциннати основательно входил в жизнь Лонни Джонсона, и он в конце концов решил обзавестись там домом, благо у него появились деньги, а возраст приближался к пятидесяти. Судя по всему, не была против этого и его жена – Кей (Kay Johnson). Они изучили район поблизости от офиса и студии King Records и остановились на прекрасном двухэтажном доме с эффектной башенкой над эркером на торцовом фасаде, с обустроенным цоколем и отделанным чердаком. Дом этот расположен на высоком месте, в спокойном квартале на Рокдейл-авеню, ведущей в гору, если к дому подходить со стороны Брюстер-авеню и Victory Parkway. Рядом с домом находится магазин, напротив — церковь, слева-справа – такие же солидные дома, следовательно, живут там приличные соседи... В общем, Джонсонам понравилось и место, и сам дом, о котором прежде можно было только мечтать.   

Гэри Фортайн сообщает, что в 1948 году Лонни и его жена Кей обратились в компанию East Clifton Savings & Loan за кредитом на покупку дома по адресу 828 Rockdale Avenue. Ссуда в размере 6500 долларов была одобрена, и 29 ноября 1948 года дом был оформлен на Лонни и Кей Джонсонов. Фортайн отмечает, что в документах Лонни обозначен литерой «h», что означает, что он являлся «домохозяином», а в городских справочниках Цинциннати с 1949 по 1955 год его профессия указана как «музыкант» (Lonnie Johnson appeared with the designation 'h,' meaning 'householder', in the Cincinnati City Directories from 1949 through 1955 with his occupation listed as "musician").

Важным аргументом для Лонни и Кей при выборе места жительства было и то, что на другом берегу Огайо, напротив Цинциннати, но уже в штате Кентукки, располагался небольшой городок Ньюпорт (Newport, KY), куда можно запросто добраться по мосту. Город был известен своими либеральными законами и, как пишет Фортайн, «до конца 1950-х годов являлся "широко открытым городом", который называли "маленьким Лас-Вегасом", полным игровых автоматов и клубов, работавших 24 часа в сутки» (a 'little Las Vegas', complete with slot machines and clubs operating 24 hours a day). Основными музыкальными площадками для чернокожих в Ньюпорте были The Sportsman's Club, располагавшийся по адресу 330 Central Avenue, и находящийся на другой стороне улицы The 333 ClubТаким образом, Лонни Джонсону было где себя применить, чтобы иметь стабильный источник дохода, не выдвигаясь в долгие изнурительные туры, в которых он провел едва ли не всю Newport, Kentucky. Postcardжизнь. Фортайн сообщает, что в начале 1949 года Лонни заключил контракт с руководством The 333 Club, согласно которому становился лидером «домашнего бэнда» этого клуба с обязательствами выступать шесть вечеров в неделю с одиннадцати вечера до шести утра. Работёнка ещё та!

До прихода Лонни этот ньюпортский бэнд представлял собой трио, состоявшее из авторитетного пианиста из Цинциннати Фрэнка Пэйна (Frank W. Payne), гитариста Джерри Лэйна (Jerry Lane) и басиста Эдвина Конли (Edwyn Conley). Как пишет Фортайн, иногда к ним присоединялся ударник, и называет имя Эрла Монро Вуда (Earl Monroe Wood), хотя в справочнике Blues Records (Mike Leadbitter) Эрл Вуд фигурирует как гитарист. Ньюпортский бэнд, заполучив Лонни Джонсона, стал очень популярным у посетителей The 333 Club, потому вскоре туда пожаловал один из боссов King Records, чтобы посмотреть-послушать, кто это там играет вместе с их важным клиентом. Оказалось, музыканты были что надо, после чего решили позвать их в студию, чтобы они сопровождали Лонни Джонсона во время очередной сессии, которая состоялась 8 и 9 апреля 1949 года. 

Материал, записанный в ту сессию, опубликован, доступен, и можно сравнивать квалификацию самых разных музыкантов, успевших поиграть с Лонни Джонсоном во время его сотрудничества с Сидом Нэтаном и King Records в 1947-1952 годах. Имена некоторых музыкантов мы уже назвали. Вспомним и других, потому что игравшие и записывавшиеся вместе с Лонни Джонсоном музыканты достойны того, чтобы мы их помнили. Это пианисты — Аллен Смит (Allen Smith), Томми Смит (Tommy Smith), Эдди Смит (Eddie Smith), Вилли Уилкинс (Willie Wilkins), Херман Смит (Herman Smith), Симеон Хэтч (Simeon Hatch), Джимми РHenry Glover and Syd Nathan. King Records (uncamarvy.com)обинсон (Jimmy Robinson), Тодд Роудс (Todd Rhodes); басисты — Монте Моррисон (Monte Morrison), Фрэнклин Скит (Franklyn Skeete), Пол Паркс (Paul Parks), Клэренс Мэк (Clarence Mack), Джо Вильямс (Joe Williams); ударники — Нельсон Бёртон (Nelson Burton), Кэлвин Шилдс (Calvin Shields), Лион Абрамсон (Leon Abramson), Билл Бенджамин (Bill Benjamin)...

Как видим, небольшой комбо Лонни Джонсона обычно состоял из пианиста, контрабасиста и ударника, хотя иногда приглашались и вошедшие в моду тенор-саксофонисты — Пол Ренфро (Paul Renfro), Рэй Фелдер (Ray Felder, 1929-2014), Уилбурт «Ред» Прайсок (Wilburt "Red" Prysock, 1926-1993). А в июне 1952 года с Лонни записывалась целая медная секция, состоявшая из трампетиста Чарли Хукса (Charlie Hooks), тенор-саксофониста Луи Стивенса (Louis Stephens), альт-саксофониста Холли Дисмьюкса (Holley Dismukes) и баритониста Тэда Бакнера (Theodore Guy Buckner, 1913-1976), которые вместе с уже упомянутыми пианистом Тоддом Роудсом, басистом Джо Вильямсом и ударником Биллом Бенджамином представляли собой полноценный джазовый оркестр. Наверняка привлекались и другие музыканты, но их имена остались за рамками имеющихся у нас справочных изданий, в том числе и примечаний Джупа Виссера (Joop Visser) к переизданиям Лонни Джонсона на четырех CD в феврале 2005 года — Lonnie Johnson. The Original Guitar Wizard (Properbox 81).

Разумеется, все названные музыканты играли не с одним только Лонни Джонсоном. Большая их часть привлекалась Сидом Нэтаном для участия в сессиях с разными певцами и певицами, но именно они создали уникальный ритм-энд-блюзовый саунд King Records, столь ценимый любителями послевоенного городского блюза. Всех их в разное время принимали в своем офисе и в своей студии на Брюстер-авеню Сид Нэтан и его более молодой партнер по бизнесу – сонграйтер, трампетист и продюсер Генри Главер (Henry Glover, 1921-1991), которого мы тоже должны вспомнить, потому что его роль в привлечении музыкантов к King Records велика, — и, кстати, не он ли зазвал в Цинциннати Лонни Джонсона? Но это уже дело отдельного исследования.

Пока же оглядим наглухо заколоченные двери внешне неприметного, примитивного и давно опустевшего здания по адресу 1540 Brewster Avenue... Глядя на его замурованные оконные проёмы, тотчас вспоминается Иерусалим и священная Храмовая гора с замурованными до пришествия Мессии Восточными воротами... Кто знает, может, и эти двери с окнами когда-нибудь дождутся своего спасителя, распахнутся, раскроются и в бывшее здание King Records вновь вернется жизнь... Когда-то здесь вовсю кипела шумная работа, сновали расторопные работники, без конца звонили телефоны, пачками приходили письма, на тротуаре перед входом не находилось места, чтобы припарковать автомобиль, но главное – здесь рождалась и запечатлевалась Музыка: для нас и для будущих поколений!..

А сегодня мы рады видеть здесь милую работницу из мэрии, приехавшую к историческому месту на грузовичке, чтобы поухаживать за цветами, – значит, все-таки это место горожанам дорого, и исторический маркер, с некоторых пор установленный перед фасадом, тоже что-то значит!

  

 

От этого места к дому номер 828  на Рокдейл-авеню двадцать пять минут скорой ходьбы, но я уверен, что в то время, когда здесь жили Лонни и Кей Джонсоны, дорога к их дому была намного короче: предполагаю, глядя на карту, что от своего дома до здания King Records по прямой, минуя Victory Parkway и небольшую рощицу, Лонни доходил минут за десять. А вот обратно, уставший, да еще в гору, он шел со своей зачехленной гитарой немного дольше. Конечно, все вокруг его узнавали... Обо всём этом я размышлял, направляясь вверх по Рокдейл-авеню, в сторону дома номер 828. А ещё гадал: что же вынудило Лонни и Кей, замысливших строить здесь семейное счастье, Lonnie-13-1.jpgбросить всё и наскоро убраться отсюда?

Оказалось — «юридические проблемы»!

В своей статье Гэри Фортайн сообщает, что в начале 1949 года Лонни Джонсон обратился в King Records за кредитом, якобы для погашения векселя за свой и Кей дом на Рокдейл-авеню. По-видимому, не зная об уже существующем договоре на ипотеку с фирмой East Clifton Savings & Loan, которая передала недвижимость на имя Лонни и Кей, менеджмент King Records (конечно, в лице его шефа Сида Нэтана) решил выдать кредит Лонни, оговорив, что право собственности на дом будет оформлено на него одного. Как пишет Фортайн, «10 марта 1949 года компания King Records в лице корпорации Royal Plastics (Брюстер-авеню, 1540) предоставила Лонни взаймы 8 862 доллара и 43 цента, с обязательством вернуть их к оговоренной дате»...

Далее следует малоинтересная и малоприятная для нас, закоренелых любителей блюза, казенная казуистика, из которой вытекает, что Лонни, оказывается, не гасил вовремя кредит или даже не гасил его вовсе. Он себе играл-пел, сочинял песни, выступал, записывался, радовал такую же безмятежную публику, ездил в короткие и долгие туры, включая далекую Англию, и в конце концов цепкие кредиторы, выйдя из терпения, подали на него и на Кей в суд. И представьте, суд штата Огайо, заседание которого состоялось в декабре 1953 года, обязал взыскать с четы Джонсон всё до цента, после чего их дом был продан за двенадцать тысяч долларов, причем в деле участвовал и Сид Нэтан, а уж где в это время находились Лонни и Кей – было известно одному только Богу... Блюз, одним словом! В качестве постскриптума к этой скандальной истории lonnie-25.jpgФортайн сообщает, что 6 декабря 1957 года дом номер 828 на Рокдейл-авеню был продан фирмой King Realty Corporation... компании King Records. То есть сначала, через суд, они завладели домом, сославшись на невыплату клиентом кредита, а потом продали его... себе же. Надо полагать, не задорого. Главное – всё это происходило на законных основаниях!

Так законопослушный Цинциннати за какие-то сущие копейки лишился чести стать родным городом для одного из величайших блюзовых музыкантов 20-го века! Оказалось, что Лонни Джонсон, приносивший многомиллионные прибыли самым разным компаниям, руководство которых сделало на нем состояния, да такие, что и внуки их живут припеваючи, – ещё и должен им какие-то восемь-десять тысяч долларов и столько-то центов! Да один его бессмертный хит «Tomorrow Night», без конца переиздававшийся, к началу шестидесятых был продан в количестве трех миллионов копий! А ведь у Лонни были и другие популярные песни и мелодии, ставшие хитами, которые пели и перепевали все кому не лень... Нет, вовсе не случайно Лонни Джонсон не внесен в пресловутый список notable residents of Cincinnati, Ohio. Нечего там делать!

В том, насколько значим, уважаем и ценим был Лонни Джонсон в блюзовом сообществе, можно убедиться, посмотрев видео, относящееся к 1963 году. Видео это знакомо каждому, кто интересуется блюзом, и я его вспоминаю всякий раз, когда думаю о Лонни Джонсоне. На нём запечатлено выступление этого великого музыканта в одном из исторических сборных концертов в Европе, но в данном случае я обращаю внимание не на самого Лонни, а на то, как его представил юной европейской публике Сонни Бой Вильямсон II (Sonny Boy Williamson II, 1912-1965). Предваряя выступление Лонни, этот несравненный харпер и потрясающий блюзовый сингер ещё и ещё раз объясняет несведущему поколению, что из себя представляет немолодой музыкант, который сейчас выйдет к ним... Незабываемые мгновения блюзовой истории! (Смотрите здесь...)

То было чудесное время, кем-то названное Фолк-Возрождением. Кстати, это Возрождение было уже вторым в 20-м веке... Дождемся ли еще одного?! Не знаю. Но тогда было и возрождение интереса к Лонни Джонсону, которого не только приглашали на бесчисленные фестивали, но и активно записывали, издавая уже на роскошных виниловых лонгплеях, и эти альбомы всегда ценились, поэтому и дискография музыканта увеличивалась, благо сам он не уставал петь и играть. Его творчество, вокальное и инструментальное, всегда притягивало музыкантов, прежде всего гитаристов, для которых Лонни был недосягаемым учителем, и я не встречал ни одного, не только из числа гитаристов, кто бы не отзывался о Лонни Джонсоне с величайшим почтением... И вот, во времена этого возвращения к славе и признанию, теперь уже в новой эпохе, Лонни Джонсона, как всеми по обе стороны Атлантики признанную легенду, вновь пригласили в Цинциннати, на все ту же Брюстер-авеню. Разумеется, Лонни великодушно согласился и в конце мая – начале июня 1964 года записался для King Records, теперь уже в последний раз. И мне кажется... да нет, я уверен, что между сеансами звукозаписи он неспешно прошелся по Рокдейл-авеню, чтобы еще раз взглянуть на свой бывший дом, в котором они с Кей несколько лет счастливо прожили... 

 

December 2023

Pori, Satakunta, Finland