Vee-Jay 856. The Staple Singers

 

«Help Me Jesus» / «I Had A Dream»

(Roebuck "Pops" Staples)

 

AAA.%20Help%20Me%20Jesus.jpgstaple-singers-4.jpgBBB.%20I%20Had%20A%20Dream%20%20.jpg

The Staple Singers

Roebuck "Pops" Staples, guitar and vocal; Cleotha, Pervis and Mavis Staples, vocal;

unknown, drums

 

Recorded in Chicago in 1957; released in May 1958

 

На этой виджеевской пластинке изданы два госпела, записанные семейством Степлз в ранний, но наилучший или, вернее, наивысший (!) период их большого творческого пути, когда над ними в полной мере витал Дух Божий, отразившийся в каждой ноте и в каждом слове, исходивших от Клиоты, Первиса, Мейвис и их отца — Робака «Попс» Степлза (Roebuck "Pops" Staples, 1914-2000), сочинившего эти госпелы, а до того привившего своим детям истовую любовь к ним... 

«Help Me Jesus» исполнен в традиции sanctified, которая доминировала в Дельте и в тех приплантационных церквях, рядом с которыми родился и вырос Робак. Из этой стремительной, энергичной, подчас необузданной литургии произошли блюзы Дельты! Техническое ограничение в три минуты — мгновение для такого госпела, их явно не хватает, чтобы раскачаться самому, тем более чтобы взвинтить конгрегацию, пусть даже и подогретую реверендом. Так что мы здесь слышим лишь краткий набросок и яркий фрагмент воскресной литургии, проводившейся где-нибудь близ Рулвилла или Дрю, к которым примыкает бескрайняя плантация Докери... (См. наш фотоочерк.)  

 

 

А с другой стороны пластинки Vee-Jay 856 на нас, упреждаемый и сопровождаемый вибрирующей мощью Cтратокастера, размеренно и неторопливо накатывает другой госпел — «I Had A Dream», в котором запевает сам «Попс» Степлз...

...Как гласит предание, ближе к концу своей большой, ставшей исторической речи, с которой доктор Мартин Лютер Кинг выступил перед зданием Капитолия 28 августа 1963 года, из окружавшей его многотысячной толпы, участвовавшей в Марше на Вашингтон (the March on Washington for Jobs and Freedom), вдруг раздался неудержимый, ни с каким другим не сравнимый возглас новоорлеанки Махалии Джексон (Mahalia Jackson, 1911-1972)«Tell them about the dream, Martin!» (Расскажи им о мечте, Мартин!) 

Услыхавший этот призыв, великий проповедник и лидер черной Америки тотчас отошёл от подготовленного текста и стал импровизировать на тему «I Have a Dream» (У меня есть мечта!)... Кто знает, не под влиянием ли госпела «I Had A Dream» в исполнении the Staple Singers, который, конечно же, слышала Махалия, эта великая госпел-певица бросила свой призыв (shouted out) доктору Мартину Лютеру Кингу... Но дело ещё и в том, что сам доктор Кинг был хорошо знаком с Робаком Степлзом и его поющим семейством, был их поклонником. Несомненно и то, что он слышал и их госпел «I Had A Dream», вызвавший большой резонанс у черного населения на Юге. Вот воспоминания, которые сохранила для нас Мейвис Степлз (Mavis Staples), последняя из ныне живущих участников этой великой семейной госпел-группы:

«Мы повстречались с доктором Кингом в 1963 году в Монтгомери, штат Алабама (Montgomery, AL). Мы там оказались, потому что работали там той ночью. А утром в воскресенье Попс позвал нас всех к себе в комнату и говорит: "Слушайте, я иду в баптистскую церковь на Декстер-авеню (Dexter Avenue Baptist Church), чтобы встретиться с доктором Мартином Лютером Кингом. Пока я лишь слушал этого человека, а теперь хочу его увидеть, хочу с ним познакомиться". Поэтому он желал знать, хотим ли мы пойти с ним. Мы сказали: "Да, папочка, мы тоже хотим пойти". И мы все пошли в его церковь к одиннадцати часам на службу. Доктор Кинг тогда был молодым человеком. В хоре пела Коретта Кинг (Coretta Scott King, 1927-2006), на руках у неё был ребенок. Доктор Кинг приветствовал нас, а в конце службы он стоял у дверей в задней части церкви и пожимал всем руки. И он какое-то время беседовал с Попсом. Мы вернулись в отель, и Попс снова пригласил нас в свой номер. Он сказал: "Слушайте, мне очень нравятся идеи этого человека. И я думаю, что если он может это проповедовать, то мы можем это спеть". И мы сказали: "Хорошо, папочка!" Итак, мы начали сочинять песни протеста (protest songs), и нашей первой такой песней стала "March Up Freedom's Highway". Она была написана специально для Марша из Селмы в Монтгомери (Selma, AL). Затем мы написали "Washington Is A Long Walk To D.C.", посвященную Маршу на Вашингтон, округ Колумбия, и так далее... "We'll Get Over", "When Will We Be Paid For The Work We've Done". Так мы примкнули к движению и путешествовали с доктором Кингом, чтобы помочь собрать средства для движения...» (Читайте здесь.)

  

 

 

I had a dream last night that it wasn't me (that it wasn't me)

Oh it wasn't me (that it wasn't me)

I dreamed that they journeyed in mornin' (had a dream)

At dawn that a trumpet had blown (had a dream)

 

Dreams that'll make you never get up (had a dream)

Yeah they journeyed around the throne (had a dream)

Oh, oh what a sight this is (had a dream)

In a minute they'll be driven away (had a dream)

 

I had a dream (I had a dream)

I had a dream (I had a dream)

I had a dream (I had a dream)

I had a dream (I had a dream)

 

People were cryin' (I had a dream)

Also dyin' (I had a dream)

I had known it (I had a dream)

Yeah I had grown it (I had a dream)

 

Oh I had a dream (I had a dream)

Oh I had a dream (I had a dream)

 

It worried me (that worried me)

It worried me (that worried me)

It worried me (that worried me)

It worried me (that worried me)

 

Fear we're bending' (that worried me)

People were tremblin' (that worried me)

There was weepin' (that worried me)

There was wailing (that worried me) 

 

Oh I had a dream (I had a dream)

Oh I had a dream (I had a dream)

Oh I had a dream (I had a dream)

Oh I had a dream (I had a dream)

 

Last night (I had a dream)

That worried me

(I had a) dream that worried me