General 4005. Jelly Roll Morton

 

«Don't  You Leave Me Here» / «King Porter Stomp»

 

Jelly Roll Morton, vocal and piano

 

New York City. December 1939 

 

Представляем диск General 4005 — одну из пяти пластинок уникального альбомного издания New Orleans Memories, в которое вошли поздние записи пионера джаза Джелли Ролл Мортона (Jelly Roll Morton, 1890-1941), произведённые в декабре 1939 года звукоинженером Хазардом Ривзом (Hazard E. Reeves, 1906-1986) в Reeves Sound Studios в Нью-Йорке. Песня «Don't  You Leave Me Here» была записана 16 декабря, а рэгтайм «King Porter Stomp», ставший к этому времени всемирно известным джазовым стандартом, — 14 декабря.

За год до этого, в период между 23 мая и 14 декабря 1938 года, двадцатитрехлетний фольклорист Алан Ломакс (Alan Lomax, 1915-2002), используя звукозаписывающую машину Prestoзаписал для Архива народной музыки Библиотеки Конгресса около девяти часов разговоров с Джелли Ролл Мортоном, в которых великий джазмен, кроме многого прочего, поведал, как и когда сочинил эти и другие свои бессмертные произведения. Поскольку вольные и непринужденные повествования Мортона, сопровождаемые его игрой и пением, стали Hazard E. Reevesценным нарративным источником по истории джаза, им уделяли и уделяют много внимания историки и исследователи раннего джаза, а литература, посвященная Джелли Ролл Мортону, огромна. Разумеется, давно опубликован, причем целиком и полностью и на разных звуковых носителях, сам источник. Так что историю сочинения «Don't  You Leave Me Here» и «King Porter Stomp», что называется, «из первых рук» слушайте здесь, а полную печатную расшифровку многочасового интервью Джелли Ролл Мортона (Library of Congress Narrative Jelly Roll Morton and Alan Lomax), дополненную квалифицированными комментариями и примечаниями, читайте на сайте английского исследователя Майка Меддингса (Mike Meddings, 1939-2013) doctorjazz.co.uk. Имеются ещё и вышедшая в 1950 году книга Алана Ломакса Mister Jelly Roll. The Fortunes of Jelly Roll Morton, New Orleans Creole and "Inventor of Jazz" (Grosset & Dunlap, NY), иллюстрированная известным джазовым художником Дэвидом Стоуном Мартином (David Stone Martin, 1913-1992), а также опубликованное в том же году исследование Руди Блеша (Rudi Blesh, 1899-1985) и book-1.jpgХарриет Дженис (Harriet Janis) They All Played Ragtime: The True Story of an American Music (Alfred A. Knopf, 1950), выдержавшее уже как минимум четыре издания. Один из первых историков джаза Руди Блеш внес огромный вклад в возрождение интереса широкой публики к новоорлеанскому джазу и многое сделал для восстановления памяти в отношении Джелли Ролл Мортона, обработав и впервые издав на основанном им и Харриет Дженис лейбле Circle Records упомянутое выше многочасовое повествование Мортона, записанное Аланом Ломаксом. Также обращаем внимание на очерк Билла Эдвардса (Bill Edwards) о Джелли Ролл Мортоне, опубликованный на его сайте ragpiano.com, где подробно затрагивается интересующая нас тема. 

Мы же здесь, возвращаясь к диску General 4005лишь сообщим, что рэгтайм «King Porter Stomp» и песня «Don't  You Leave Me Here», которая на самом деле является блюзовой аранжировкой Мортона своей же песни «Alabama Bound», сочинены, как утверждал сам автор, примерно в 1904 году (...When I was down on the Gulf Coast, in nineteen-four...), когда он странствовал по побережью Мексиканского залива в составе труппы менестрелей. 

«Разумеется, эту мелодию написал я, э-э, когда побывал в Алабаме где-то в тысяча девятьсот пятом году, когда мне было около, э-э, двадцати лет. Мои друзья считали, что я довольно Alan Lomaxхорош, если речь заходила о сочинительстве мелодий. И практически в любом месте, где бы я ни побывал, у меня возникало желание написать мелодию».

На просьбу Алана Ломакса уточнить, где именно это происходило, Джелли Ролл Мортон ответил, что написал  «Alabama Bound» в Мобиле, штат Алабама (Mobile, AL). Также джазмен утверждал, что в 1905 написал пьесу «King Porter Stomp», на что его вдохновил местный пианист Портер Кинг, в чью честь он и назвал свой знаменитый в будущем рэгтайм, поменяв местами имя и фамилию своего приятеля. 

«"King Porter" был первым стомпом, или первой мелодией с названием stomp, написанной в Соединенных Штатах, — рассказывал Джелли Ролл Мортон. — Я сейчас откроюсь Вам кое в чем: я и сам не знаю, что означает название stomp. На самом деле это слово не означало ничего, кроме топанья ногами, и я решил, что название stomp подойдет для этой вещи».  (“King Porter” was the first stomp, or the first tune with the name stomp, wrote in the United States... Of course, I’ll tell you the fact about it, I don’t know what the name stomp mean, myself. It really wasn’t any meaning, only that people would stamp their feet, and I decided that the name stomp would be fitted for it.)

Заметим, что в 1905 году Джелли Ролл Мортону было всего пятнадцать лет, хотя во второй половине тридцатых он настаивал, будто родился не в 1890 году, а пятью годами ранее, набрасывая годы, чтобы казаться старше и, следовательно, убедительнее: ближе к корням джаза! В то же время известно, что Фердинанд еще в двенадцать, втайне от своей строгой бабушки, подрабатывал в салунах Сторивилла (Storyville), играя на пианино рэгтаймы для клиентов. Так что мог и сочинить что-нибудь этакое. Пятнадцать лет — возраст вполне для этого достаточный. Между тем исследователи нашли подтверждение тому, что Ферд «Джелли Ролл» Мортон активно сотрудничал с антрепренером Вильямом Бенбоу (William Benbow, 1881 or 1882-1950) и его менестрельной труппой Benbow's Chocolate Drops и периодически выступал с ними на побережье Мексиканского залива вплоть до 1911 года, когда ему действительно было двадцать или около того. Так что вполне возможно, что «King Porter Stomp» и «Alabama Bound», которую он переделал в блюз, переименовав в «Don't  You Leave Me Here», были им сочинены в 1910 году.  

 

 

 

Now don't you leave me here

Said don't you leave me here

Now pretty baby if you go

Leave me a dime for beer

 

Now I never had one woman at a time

Now if you see me tell me I've had

Six seven eight or nine

 

Well that rooster crows

Said that hen run around

She's cryin if you want to try my fricassee

You'd better run me down

 

Now don't you leave me here

Don't you leave me here

Now pretty baby if you go

Leave me a dime for beer