Vocalion 05053. Shelly Lee Alley and his Alley Cats

 

«I've Got The Blues # 2» / «Let's Do It Honey»

 

shelly-aa.jpg shelly-bb.jpg

Shelly Lee Alley and his Alley Cats 

Shelly Lee Alley, fiddle, vocal; George Ogg, clarinet, tenor saxophone;

Ted Daffan, electric steel guitar; Ralph Smith, piano; Gus Plant, guitar;

Chuck Keeshan, guitar; Chet Miller, string bass

 

Dallas, TX.  June 12, 1939

 

Перед нами одна из многих пластинок, записанных во второй половине тридцатых – начале сороковых техасским сингером, композитором-сонграйтером, фиддлером и бэнд-лидером Шелли Ли Элли (Shelly Lee Alley, 1894-1964) и его бэндом Alley Cats. Фигура Шелли Ли Элли значима и почитаема в Техасе, он не забыт, записанный им музыкальный материал периодически переиздается, о нем написаны биографические очерки, – ведь именно Техас является родиной популярного в довоенные годы музыкального явления, именуемого Western Swing, а Элли был одним из его ярких лидеров. Но значение и влияние этой личности простираются гораздо шире необъятных техасских просторов уже хотя бы потому, что он – автор всеамериканского хита «Travellin' Blues», который записал для Victor великий белый блюзмен из миссисипского Меридиана (Meridian, MS) – Джимми Роджерс (Jimmie Rodgers, 1897-1933). Известно, что всё, к чему прикасался Джимми, звучало оригинально, свежо, ново и было обречено на успех, но в данном случае мы имеем дело с действительно музыкальным шедевром, в записи которого, кстати, непосредственное участие принял и его автор: во время записи «Travellin' Blues» 31 января 1931 года в Сан-Антонио, Техас (San Antonio, TX), Шелли Ли, а также его брат Элвин Элли (Alvin Alley) играли на фиддлах в бэнде Джимми Роджерса, и их игра существенно усилила и обновила звучание аккомпанемента одного из самых популярных сингеров Америки. Пластинка Victor 23564 стала коммерчески очень успешной (это несмотря на Депрессию!), а «Travellin' Blues» – одной из наиболее часто переиздаваемых песен из репертуара Джимми Роджерса, который сам, увы, прожил недолго. Активно исполняли и записывали этот новаторский хит и в последующие годы. В частности, великолепные версии этого белого блюза оставили нам Билл Монро (Bill Monroe, 1911-1996) и Лефти Фриззелл (Lefty Frizzell, 1928-1975).

Национальный успех «Travellin' Blues» привел к успеху и его автора, позволив Шелли Ли Элли не только продолжать сочинять новые мелодии и песни, но также и исполнять их с собственными бэндами, в которые он приглашал в основном молодых музыкантов из Хьюстона (Houston, TX): поначалу это были the Swift Jewel Cowboys, а позже и the Alley Cats. Именно с последними у Элли и произошел прорыв в грамзаписи, поскольку примитивный музыкальный стиль и незамысловатые формы подачи песен и мелодий, с которыми выступал бэнд Шелли Ли перед аудиторией и на радио, вошли в моду: Америка выходила из Депрессии, и у её подуставших граждан появился повод повеселиться. Этот новый жанр и получил название Western Swing.

Мы уже кратко обращались к нему, представляя вокалионовскую пластинку Роя Ньюмена (Roy Newman, 1899-1981), одного из пионеров жанра, и теперь напомним, что же это такое – Western Swing. 

Уже в самóм названии жанра раскрывается его география, потому что его зарождение и утверждение связано с Техасом и югом Оклахомы, откуда вышли первые бэнды, с этим жанром связанные. Музыканты в таких бэндах, как правило, не имели музыкального образования, но их слух был переполнен музыкой двадцатых: блюзами, хиллбилли, олд-таймами, госпелами, ранним джазом, музыкой кэджун и всем прочим, что с детства сопровождало их жизнь на фермах и ранчо, благодаря граммофонам и пластинкам, и под что они, повзрослев, танцевали на своих бесчисленных вечеринках и праздниках. Плюс к этому – набравшее силу радио, которое доносило до Великих равнин популярную музыку и вошедший в эру свинга джаз... Поэтому в вестерн-свинговых бэндах мы слышим смешение самых разных жанров, исполняемое обычно довольно большим количеством музыкантов, – этакий веселый синтез всего и вся, с участием гитар, банджо, контрабаса, барабанов, саксофонов, аккордеонов, фортепиано, фиддлов и прочего, оказался бы только рядом тот, кто умеет на них мало-мальски играть. Таким же был и вокал, вобравший, кажется, все, что имелось у сингеров прошлого: йодлинг, скэт, смех, крик, хрип и прочее. Это была веселая музыка, исполняемая веселыми музыкантами, и этим она покорила некогда дикий Запад и большую часть Америки ещё прежде, чем появился сам термин Western Swing. Особенностью жанра являлось то, что он не был ни городским, ни сельским: в Далласе, Остине, Оклахома-Сити или на далекой ферме он всегда оставался все тем же вестерн-свингом – простым, лишенным изыска и претенциозности, был доходчивым и доступным, из-за чего в нём находили душевное созвучие миллионы американцев, считая эту музыку «своей»... Конечно, на эту моду тотчас отреагировали обновленные или вновь образованные после экономического краха фирмы грамзаписи.

Кевин Рид Коффи (Kevin Reed Coffey) в своём очерке о Шелли Ли Элли, опубликованном в The Journal of Country Music, Volume No. 17:1, приводит курьезный случай, рассказанный молодым кларнетистом и саксофонистом Джорджем Оггом (George Ogg), одним из участников the Alley Cats, и в нём в полной мере отражено истинное отношение крупных фирм грамзаписи к кантри-исполнителям. После записи одной из песен, в которой Огг сыграл особенно красивое соло на кларнете, кто-то вышел из звукозаписывающей будки и попросил его больше этого не делать. «Черт возьми, если бы мне была нужна хорошая музыка, — сказал он, — я бы нанял хороших музыкантов» ("Dammit, if I'd wanted good music," he said, "I'd've hired good musicians").

Потрясающе наглядный пример!

Скорее всего, этим кем-то был вездесущий и хорошо нам известный Арт Сэзерли (Arthur "Art" Satherley, 1889-1986), лучше всех на свете знавший, что и как надо, а чего не надо, чтобы затем получился ходовой товар. Неплохо знал это и многоопытный сочинитель Шелли Ли Элли, которому во время записи «I've Got The Blues #2» и «Let's Do It Honey» было уже сорок пять. Отсюда и произошло их продуктивное сотрудничество на ниве грамзаписи: один сочинял «нужные» песни и мелодии и со своим бэндом их исполнял, а другой их исправно записывал и затем издавал на протяжении нескольких лет.