Edison Blue Amberol Record 4187. The Three Vagrants

 

«Tarantella Siciliana» (Frank Lucanese)

 

                                  three-2.jpg

 The Three Vagrants 

Frank Lucanese, accordion; John Bergamasco, harp-guitar; 

Angelo C. Mignella, clarinet

 

New York City.  July 21, 1920

 

Перед нами поздний эдисоновский цилиндр, на котором запечатлены музыканты из популярного в десятых-двадцатых годах инструментального трио the Three Vagrants, исполняющие тарантеллу, сочиненную аккордеонистом бэнда Фрэнком Луканезе (Frank Lucanese).

Основной репертуар, стиль и характер творчества этого театрализованного бэнда, явно вышедшего из эпохи менестрелей, были предопределены тем, что все его музыканты являлись американцами итальянского происхождения, а лидер и основатель группы, Джон Бергамаско (John Bergamasco, 1879-1931), и вовсе Джон Бергамаско в Италии. До 1905 года (nicklucas.com)родился в Италии – в городе Верчéлли (Vercelli), регион Пьемонт, где его наверняка звали Джан или Джанни. О его ранних годах ничего не известно, кроме того, что в Италии он получил музыкальное образование, выучился петь и играть на гитаре и начал карьеру профессионального музыканта. Об этом сообщается в очерке о the Three Vagrants, размещенном на сайте nicklucas.com, посвященном выдающемуся джазовому гитаристу-новатору Нику Лукасу (Nick Lucas, 1897-1982). Очерк, на который мы ссылаемся, сопровождают уникальные фотографии музыкантов бэнда, в том числе и Джона Бергамаско. На одной из них, сделанной ещё до 1905 года, Бергамаско запечатлен с гитарой, в явно оперных декорациях и больше напоминает преуспевающего мастера бельканто, чем бродягу, образ которого он принял, по-видимому уже перебравшись в Новый Свет. Продвинуться на оперном поприще в молодой и ускоряющейся в развитии стране, где уже набрала силу Metropolitan Opera со своими амбициозными импресарио и вовсю проявляли себя величайшие оперные звёзды из Италии, было для Джона Бергамаско делом тщетным, и он обратился к более демократичному и, как оказалось, очень востребованному в иммигрантских низах жанру, создав театрализованное инструментальное трио в образе странствующих бродяг, зарабатывающих на хлеб насущный игрой на праздниках, ярмарках, свадьбах, вечеринках или просто на многолюдных площадях и перекрестках больших и малых городов... Так Соединенные Штаты заполучили ещё одного талантливого артиста и музыканта, носителя европейской культуры, который внес свой вклад в беспрецедентный музыкальный синтез, творившийся в те годы в этой многонациональной и мультикультурной стране.

...В очерке, на который мы ссылаемся, сообщается, что первое упоминание в прессе о the Three Vagrants относится к марту 1908 года в связи с их выступлением в the Paster’s Theater, предположительно в Нью-Йорке. (The first record of them was on March 14, 1908 performing at Paster’s Theater, presumably in New York.)  В том же году была сделана первая совместная фотография музыкантов – самого Джона The Three Vagrants. John Bergamasco, John Oddone and Angelo Mignella. New York City, October 27, 1908 (nicklucas.com)Бергамаско с гитарой, кларнетиста Анжело Миньеллы (Angelo Mignella) и аккордеониста Джона Оддоне (John Oddone). Надпись на обороте снимка сделана на итальянском и датирована 27 октября. Возможно, на первоначальной стадии трио было вокально-инструментальным, поскольку Бергамаско подписан как baritono, а на самом снимке он и Оддоне застыли поющими. В упомянутом нами очерке приводятся факсимиле заметок из газет, сообщающих о выступлении трио в одном из городов Калифорнии (не отмечено, в каком именно) в октябре 1909 года и в апреле 1910 года в the Keith’s Theater в Бостоне, штат Массачусетс... Как видим, география выступлений  the Three Vagrants была самой широкой. И кто знает: не впервые ли на молодой американской сцене зазвучали вместе гитара, аккордеон и кларнет?..

А вскоре кларнетиста заменил скрипач. Правда, ненадолго. Не совсем ясно, когда именно бэнд покинули Джон Оддоне и Анжело Миньелла, но в 1912 году кроме Бергамаско в трио входили скрипач Чарли Лукотти (Charley Lucotti) и аккордеонист, композитор и аранжировщик Фрэнк Луканезе...

Последний был старшим братом Ника Лукаса (Nick Lucas, 1897-1982), знаменитого джазового гитариста-новатора и сингера, прославившегося в двадцатые участием сразу в нескольких популярных джазовых оркестрах. Вот как впоследствии Ник Лукас, о котором мы непременно когда-нибудь расскажем, вспоминал о влиянии старшего брата в самом начале его долгой и насыщенной событиями музыкальной карьеры, когда Лукас ещё был Николасом Луканезе (Nicholas Lucanese): «Фрэнк таскал меня за собой, и мы играли на итальянских крестинах и свадьбах. Играли даже на уличных перекрестках John Bergamasco, Charley Lucotti and Frank Lucanese. c.1912 (nicklucas.com)и в салунах, где я по кругу обходил всех со шляпой. Я приобретал огромный опыт, ведь итальянцы, когда у них отличное настроение, любят танцевать всю ночь напролет, особенно тарантеллу. И мы играли долгими часами, так что руки у меня очень уставали. Но тогда я получал большой практический опыт, который окупился спустя годы» (см. здесь).

Примкнув к Джону Бергамаско примерно в 1912 году, Фрэнк Луканезе заявил о себе и как автор мелодий, которые исполняли, а затем и записывали участники трио. В частности, в 1914 году в издательстве Jerome H Remick были изданы ноты танцевальной «Ravioli Rag», которую Фрэнк сочинил вместе с Чарли Лукотти. К сожалению, об этом фиддлере совсем ничего не известно, и похоже на то, что с его участием не было произведено ни одной записи. Сохранилось лишь несколько эффектных фотографий трио, на которых он запечатлен. На одной из них, относящейся, вероятно, к 1912 году, мы видим музицирующих эксцентриков из эпохи менестрелей, при этом я никак не отделаюсь от впечатления, будто эти музыканты мне давно знакомы, едва ли не с детства, – своим образом, пластикой, выражением лиц... И хотя они лишь играют, я слышу их чудные голоса и будто переживаю дежавю, но только не мимолетное, а устойчивое и запросто выполнимое – достаточно поставить на фонограф или граммофон их записи... Увы, как звучали the Three Vagrants со скрипачом Лукотти в 1912-1914 годах, нам, скорее всего, так и не узнать, потому что ко времени первой звукозаписывающей сессии бэнда, проведенной 12 июня 1915 года в Камдене, Нью-Джерси (Camden, NJ), для Victor, скрипача в его составе уже не было, его заменил кларнетист Анжело Миньелла, вернувшийся в состав трио. По каким-то причинам две записанные инструментальные вещи так и не были изданы, но в документации Victor сохранились отметки о сессии инструментального трио и даже отмечены инструменты: accordion, clarinet, and guitar...

 А первые дошедшие до нас записи трио были сделаны в 1916 году, когда в Нью-Йорке, предположительно в сентябре, состоялась их сессия для Columbia. Тогда же была в первый раз записана и «Tarantella Siciliana», вышедшая затем в этнической серии (Columbia, E-Series), издававшейся в 1908–1923 годах специально для рынка иммигрантов. Это действительно замечательная серия, и когда во время наших экспедиций по Америке нам встречаются пластинки Коламбии с зеленой этикеткой, то мы стараемся их приобрести, так как записанный на них материал, как правило, важный и интересный... На оборотной стороне пластинки E-3039 с «Tarantella Siciliana» опубликована «La Capricciosa», также великолепно исполненная, как и все другие танцевальные мелодии этой сессии: полька «La Quindicenne», мазурка «Una Notte In Gondola», вальсы «Tristizia Valse»«This Is For You» и «The Little Fishermaid»... Обязательно пройдитесь по нашим ссылкам на сайт Discography of American Historical Recordings и прослушайте эти мелодии, исполненные очень бережно, тепло, деликатно, без лишних красок, так, чтобы не только итальянец, но и испанец, и француз, и немец, и славянин, и всякий европеец Three Vagrants - Angelo Mignella, John Bergamasco and Frank Lucanese, 1916. (nicklucas.com)вообще, заслышав эти танцевальные мелодии, чувствовал себя дома, а не в концертном зале или театре... Автором большинства мелодий значится Фрэнк Луканезе, а сам бэнд представлен на лейбле Columbia как the Three Vagabunds (Три бродяги/ скитальца), что практически не отличается от их официального названия...

Пластинки Коламбии с танцевальными мелодиями в исполнении итальянского трио пользовались огромной популярностью, потому что в марте и апреле 1917 года Джон Бергамаско, Анжело Миньелла и Фрэнк Луканезе вновь были в студии. На этот раз в студии Victor, причем в Нью-Йорке, а не в Камдене. И, судя по тому, что вновь была записана «Tarantella Siciliana», эта танцевальная мелодия пользовалась повышенным спросом... Все записанные в эту сессию мелодии были также изданы на Gramophone Concert Record  и широко распространялись в Европе, в том числе и в Италии, для которой был выпущен отдельный тираж.

В отчетах викторовской сессии значится, что Фрэнк Луканезе играет на пиано-аккордеоне (piano-accordion), а Джон Бергамаско – на арфа-гитаре (harp-guitar). Пиано-аккордеон – это обычный сегодня аккордеон с клавиатурой фортепианного типа, но на американской сцене начала века, тем более в грамзаписи, этот инструмент был редким. На нем в начале века, кроме Джона Оддоне и Фрэнка Луканезе, блистали на водевильной сцене ещё, кажется, только знаменитый Гуидо Дейро (Guido Pietro Deiro, 1886-1950), да его младший брат Пьетро Дейро (Pietro Deiro, 1888-1954). Кстати, The Three Vagrants в 1927 или 1928 году. Джон Бергамаско, Джино Тирелли и Джозефина (www.nicklucas.com)оба – итальянцы, причем, как и Джон Бергамаско, тоже из Пьемонта... Ещё более редкой была в те дни арфа-гитара. В очерке о the Three Vagrants сообщается, что Бергамаско играл на арфа-гитаре, сделанной для него известным мастером Гаэтано Пунтолилло (Gaetano F. Puntolillo)...

Сессия для компании Edison состоялась 21 июля 1920 года в Нью-Йорке и была короткой: согласно сведениям DAHR, были записаны две танцевальные мелодии – «Una Notte In Gondola» и ставшая у трио коронной «Tarantella Siciliana», которая, конечно же, является чем-то большим, чем просто танцевальная пьеса. Обе вещи были изданы на эдисоновском диске (51481) и на двух цилиндрах, один из которых мы представляем.

Этой сессией история the Three Vagrants не закончилась. Группа выступала в водевильных постановках и с отдельными концертами в продолжение двадцатых, когда Фрэнка Луканезе заменила младшая дочь Джона Бергамаско – Джозефина, а кларнетистом стал Джино Тирелли (Gino Tirelli). И хотя былой популярности у музыкантов уже не было, под их мелодии с удовольствием танцевали в разных частях Америки, а «Tarantella Siciliana» встречалась публикой (и не только итальянской) с прежней теплотой и любовью...

Знаете, эдисоновский цилиндр с тарантеллой и старенький фонограф, из раструба которого она доносится, так сочетаются с образом Трех Бродяг, что ни на каком другом звуковом носителе я уже и представить не могу ни эту тарантеллу, ни далекую Сицилию, на которой сочинивший мелодию «Tarantella Siciliana» Фрэнк Луканезе, скорее всего, никогда не был...