Gold Star 1313/1314. Harry Choates and His Fiddle

 

«Basile Waltz» / «Jole Blon»

 

AA-Choates%20-%20Basile%20Waltz%20%20.jpgchoates-001.JPGBB-Choates%20-%20Jole%20Blon%20%20.jpg                                                 Harry Choates and His Fiddle

 

«Basile Waltz», recorded on July 17, 1946 

«Jole Blon», recorded on March 31, 1946

 

Quinn Recording Co. at 3104 Telephone Road, Houston, TX 

 

Длинный-предлинный смычок был у одаренного фиддлера и сингера Хэрри Шоутса (Harry Choates, 1922-1951), но — увы! — короткой оказалась его жизнь, с которой этот беспечный музыкант так нелепо расстался...

Эх-хе-хей!!! О-0-ха-ха!!! 

По существующей легенде, незадолго до своей смерти подвыпивший Хэрри так же легко и просто продал за сто долларов и бутылку виски права на свою коронную версию вальса «Jole Blon», обеспечившую ему бессмертие. Музыканта обвиняли в легкомыслии, потому что, ставшая национальным хитом, а со временем и гимном Cajun music, эта песня стоила гораздо больше. Но сам-то Хэрри лучше других знал, что Cléoma Breaux and Joe Falconи слова песни, и тем более её мелодия никак не могут считаться его собственностью, так что и сто долларов за неё могли его смутить… Исследователи жанра, ссылаясь на фолк-музыкантов из Луизианы, предполагают, что танцевальная песня о блондинке Жоли, или по крайней мере её вальсовая мелодия, была распространена среди народности кэджун еще в 19-м веке. Другое дело, что именно Хэрри Шоутс популяризировал её, вывел за пределы музыкальной культуры кэджун, тем самым обратив внимание и к самой этой культуре. Мы здесь, ссылаясь на опубликованные в последние годы статьи и очерки, кратко расскажем о предыстории записи «Jole Blon» Хэрри Шоутсом в марте 1946 года и назовем имена музыкантов, с которыми он её записал...  

В апреле 1929 года свою версию этого кэджунского вальса под названием «Ma Blonde Est Partie» записали для Columbia музыканты из семейства Бро (the Breaux Family): аккордеонист Амедия Бро (Amadia Breaux, 1900-1973), его брат фиддлер Офи (Ophy Breaux, 1908-1968) и сестра — гитаристка и певица Клеома Бро-Фэлкон (Cléoma Breaux-Falcon, 1906-1941). У них был ещё один брат, тоже музыкант, — Клиффорд (Clifford "Cleopha" Breaux, 1904-1960), но в записи «Ma Blonde Est Partie» он не участвовал. Не только Клеома, но и все братья Бро были также сингерами, владевшими самобытной вокальной техникой кэджун. При записи «Ma Blonde Est Partie» вокалистом был Амедия, а с учетом того, что его аккордеон доминировал в аккомпанементе и проигрышах, Амедию Бро можно назвать главным действующим лицом стринг-бэнда. Слушайте их версию здесь

В ноябре 1930 года в Новом Орлеане легендарный Амеде Ардуан (Amédé Ardoin, 1898-1942) и его партнер — выдающийся фиддлер Денни МакГи (Dennis McGee, 1893-1989) записали «La Valse De Gueydan» для Brunswick. В беспримерном вокале Амеде присутствуют интонации, которые будут заимствованы последующими сингерами, исполнявшими этот вальс, в том числе и Хэрри Шоутсом. Как и у Амеде Бро, в аккомпанементе и проигрышах ведущую роль играет коронный аккордеон Ардуана, а фиддл МакГи почти не заметен (cлушайте здесь). В то же время в этой версии, также как и в «Ma Blonde Est Partie» семейства Бро, нет того захватывающего вступления, которое тотчас цепляет, когда мы слышим «Jole Blon» Хэрри Шоутса.

В очерке, посвященном истории записи этой песни Шоутсом (он опубликован на великолепном сайте Early Cajun Music автором под ником WF), обращается внимание на Amadia Breaux (Find A Grave)то, что это вступление, сыгранное на аккордеоне, можно услышать в песне «Homme Abondonné», которую записал в октябре 1929 года для Vocalion стринг-бэнд братьев Гидри (Arthur, Isidore and Jean Dosite Guidry). Автором этой версии считается Артур Гидри, который добавил к уже известной в Луизиане вальсовой мелодии оригинальное вступление и собственный текст, повествующий о мужчине, брошенном  возлюбленной, причем вовсе не блондинкой. 

Таким образом, уже к началу тридцатых своеобразный «шаблон» того, что с конца сороковых будет представлено как «Jole Blon» Хэрри Шоутса, был не раз записан на звуковой носитель, и я нахожу все упомянутые версии этого вальса шедеврами музыкальной культуры кэджун. Не было в этих версиях пока ещё только чарующего фиддла, вместо которого в полную мощь блистал аккордеон, причем не совсем обычный, а тот, на котором традиционно играли музыканты кэджун. Эти небольшие инструменты иногда именуют «squeezebox», а иногда «Cajun accordion». Как сообщают источники, диатонические аккордеоны (diatonic accordions) попали в Луизиану из Германии и со временем стали настолько важным и Amédé Ardoinпопулярным элементом в музыкальной культуре кэджун, что многие мастера аккордеонов обосновались в юго-западной части Луизианы. (См. наш фотоочерк «Кэджун-аккордеон из Опелусаса»...)

Мы пишем: «не было еще только фиддла»... Но ведь это утверждение касается лишь грамзаписи и тех пластинок, которые изданы в двадцатые и дошли до нас. А как там было в глубинах региона, где проживали кэджун, — кто знает? Быть может, уже и в двадцатые годы на сельских или городских танцах, где-нибудь в Александрии, Лафайетте, Юнисе или в том же Опелусасе, местные фиддлеры играли мелодию песни о блондинке Жоли. Что касается грамзаписи, то, возможно, впервые скрипка как главный аккомпанирующий инструмент зазвучала в версии Лео Суало (Leo Soileau, 1904-1980), названной «La Valse De Gueydan» и записанной его стринг-бэндом в январе 1935 года в Новом Орлеане для Bluebird Records (B-2171). На этой записи вокал лидера поддерживается, кроме его же скрипки, сразу двумя гитаристами – Дьюи Лэндри (Dewey Landry) и Флойдом Шривом (Floyd Shreve), а также ударником Тони Leo SoileauГонсалесом (Tony Gonzales), так что этот стринг-бэнд (Leo Soileau and His Three Aces) уже почти полностью создал то звучание, которое мы слышим у Хэрри Шоутса, включая характерную «всхлипывающую» вокальную технику.

Спустя год, по информации DAHR в один день — 17 октября 1936 года, в Новом Орлеане  были записаны сразу две версии песни. Это сделали: фиддлер и сингер Жан Батист Фузелье (Jean Batiste "J.B." Fuselier, 1901-1976) с бэндом Miller’s Merrymakers, состоявшим из гитаристов Престона Мануэля (Preston Manuel) и Бетховена Миллера (Beethoven Miller), последний значился лидером бэнда, и их версия — «Te Ma Lessa Jolie Blonde» — вышла на пластинке Bluebird B-2006; и участники другого стринг-бэнда из Луизианы — the Hackberry Ramblers, которые свою версию назвали просто «Jolie Blonde».

The Hackberry Ramblers были основаны фиддлером Людерином Дарбоном (Luderin Darbone, 1913-2008) и аккордеонистом Юдвином Дюхоном (Edwin Duhon, 1910-2006) в 1933 году и заняли важное место в направлении, которое стали называть Western Swing. Во второй половине тридцатых the Hackberry Ramblers активно сотрудничали с RCA Victor (Bluebird). Главным вокалистом в то время был Ленни Соннье (Lennis Sonnier, 1917-1993), молодой гитарист и сингер из Винтона (Vinton, LA), который и исполнил «Jolie Blonde» со специфической интонацией и колоритом, на местном диалекте, так что многие почитатели этой великой песни отдают предпочтение именно версии the Hackberry Ramblers. Не знаю, насколько громко прогремела их «Jolie Blonde», вышедшая на диске Bluebird B-2003, но то, что в Луизиане эта версия стала популярной, несомненно, поскольку её исполняли и другие местные стринг-бэнды. Заметим попутно, что в 1937 году the Hackberry Ramblers прославились феноменальной версией песни «Wondering», которую исполнил Джо Уэрнер (Joe Werner, 1909-1978), пару лет пребывавший в составе группы. Обратим внимание и на то, что в «Wondering» блистает и фиддлер Людерин Дарбон (слушайте здесь)... 

Также фиддлер выдвинут на первый план и в версии стринг-бэнда the Jolly Boys Of Lafayette, записанной 21 февраля 1937 года в Далласе, Техас (Dallas, TX),  и вышедшей под названием «La Valse De Lafayette». Фиддлером этого бэнда из Лафайетта являлся Леон Кредер (Leon Credeur), который был также и вокалистом. Это The Hackberry Ramblers in the 1930s: from left, Floyd Rainwater, Luderin Darbone, Lonnie Rainwater, and Lennis Sonnier (Luderin Darbone / 64parishes.org)замечательное исполнение дышит свингом. Правда, довольно медленным, если не сонным... (Слушайте здесь.)  

Возможно, существуют и другие варианты «Jole Blon», записанные на звуковой носитель, но уже и этих достаточно, чтобы убедиться в том, что в тридцатые годы фиддлеры потеснили аккордеонистов в музыкальной культуре кэджун. Что касается главного — вокала, — то, как и во всяком фольклоре, он остается равновеликим, и мы не станем сравнивать сингеров кэджун, исполнявших в двадцатые-тридцатые разные версии «Jole Blon», хотя мое предпочтение — Амеде Ардуан...

Теперь перенесемся в послевоенную эпоху, в 1946 год, и вернемся к Хэрри Шоутсу, к его «Jole Blon», ставшей в том же году национальным хитом, а со временем ещё и гимном кэджун, популярность которого с годами не иссякает, при этом самого Шоутса уже называют «Parrain de la Musique Cajun» (Крестный отец кэджунской музыки), что, пожалуй, слишком...

Талантливый фиддлер и сингер Хэрри Шоутс — меня учили в Юнисе (Eunice, LA), что именно так произносится его имя, — принадлежал к новому поколению музыкантов, проявившемуся после войны. Точное место его рождения оспаривается, возможно Хэрри появился на свет в Нью-Айбирии (New Iberia, LA)но известно, что вырос он в Порт-Артуре, Техас (Port Arthur, TX), куда к началу тридцатых переехали его родители для работы в нефтяной отрасли, активно vol-1.jpgразвивавшейся в этом регионе. Сообщается, что Хэрри не стремился преуспеть в учебе и большую часть времени проводил, слушая музыку по радио и на музыкальных автоматах, а к двенадцати годам уже подрабатывал в парикмахерских игрой на скрипке. В это же время Хэрри осваивал гитару, стил-гитару (steel guitar) и аккордеон. В 1939 году (примерно в семнадцать лет) Хэрри выступал в составе новаторского бэнда the Rayne-Bo Ramblers, которым руководил контрабасист и сингер Лирой Леблан по прозвищу «Хэппи Фэтс» (Leroy "Happy Fats" Leblanc, 1915-1988), и в феврале 1940 года дебютировал в грамзаписи как скрипач этого бэнда. Сессия, во время которой записаны по меньшей мере десять треков с сентиментальными песнями и незамысловатыми танцевальными мелодиями, состоялась 14 февраля в Далласе, Техас (Dallas, TX), и в каждой вещи активна скрипка Шоутса, кроме песни «I've Grown So Lonely For You», в которой поет Рэй Кларк (Ray Clark), а Хэрри уверенно солирует на электрогитаре. Заметим, что такие вещи, как «La Veuve De La Coulee», «Les Tete Fille Lafayette» и «La Polka A Gilbent» (Old Time Polka), к музыке кэджун, если не считать французского, отношения имеют мало. Это всё тот же western swing с элементами того, что вскоре стали называть Zydeco. 

После распада the Rayne-Bo Ramblers в 1941 году Шоутс играл на электрической мандолине в стринг-бэнде Alley Cats влиятельного в Техасе сингера, композитора-сонграйтера и фиддлера Шелли Ли Элли (Shelly Lee Alley, 1894-1964), о котором мы рассказывали, представляя одну из его пластинок (см. здесь). Известно также, что в 1941 году Шоутс играл на гитаре с бэндом Pancho and the Farmhands в Бомонте (Beaumont, TX) и примерно в это же время был гитаристом и второй скрипкой в стринг-бэнде Лео Суало, и, возможно, именно играя с Суало, он увлекся их песней «La Valse De Gueydan», являвшейся одной из версий «Jole Blon».

Как видим, не только на пластинках или по радио, на котором эти пластинки крутились, но и непосредственно в исполнении своих старших коллег Хэрри Шоутс мог слышать разные варианты своего будущего хита. Более того, он наверняка уже не раз играл и пел эту песню с разными музыкантами и наверняка даже записал бы её с одним из бэндов, с которым выступал, если бы не война, приостановившая все планы и намерения. В январе 1944 года Шоутса призвали в армию и отправили в Калифорнию для прохождения боевой подготовки. По другим сведениям, он служил рядовым где-то в Техасе. В любом случае до участия в боевых действиях в Европе дело не дошло...

После войны Хэрри вернулся к выступлениям в кафе и барах Южного Техаса как в составах разных групп, так и как соло-исполнитель и вскоре обратил на себя внимание лидера бэнда the Swingsters Джимми Фостера (James "Jimmy" Foster), который предложил ему присоединиться к ним. Через какое-то время Хэрри Шоутс выдвинулся в лидеры этого хиллбилли-бэнда. Как гласит история, однажды вечером, играя в одном из баров на Бомонт-хайвей в Хьюстоне, Техас (Beaumont Highway, Houston, TX), Шоутс и the Swingsters произвели большое впечатление на присутствовавшего там местного продюсера-любителя Билла Куинна (Bill Quinn), который предложил музыкантам записаться в его студии для последующего издания на его же небольшом частном лейбле Gold Star Records.

Сессия, во время которой были записаны всего две вещи, состоялась 31 марта 1946 года. Благодаря недавно опубликованной и выложенной в Сети дискографии, составленной англичанином Ником Ли (Nick Leigh), — Cajun Records 1946-1989. A Discography (2017, 2018), — мы теперь знаем имена музыкантов, входивших в состав the Swingsters во время записи «Jole Blon» и «La Value Zullbaugh»: это гитаристы Эдди Пёрсли (Esmond "Eddie" Pursley) и БиДи Вильямс (B.D.Williams), банджоист Чарли Слэйгл (Charles Slagle), пианист Билл Слэй (Bill Slay) и контрабасист Джеймс «Джимми» Фостер. Сам Хэрри Шоутс был вокалистом и фиддлером. 

Как пишет Райан Андре Брассо (Ryan André Brasseaux), автор нескольких книг по истории и культуре кэджун, Биллу Куинну, «основателю Gold Star Records и продюсеру-любителю, переехавшему из Новой Англии, потребовалось не менее дюжины дублей, прежде чем он был удовлетворен исполнением Шоутсом "Jole Blon" (“required at least a dozen takes” before he was satisfied with Choates’ rendition of “Jole Blon” ). Однако Куинн придержал мастерá до тех пор, пока Шоутс не вернулся в его студию 17 июля 1946 года, на этот раз с базировавшимся в Луизиане кэджунским бэндом the Melody Boys. По собственной прихоти Куинн издал "Basile Waltz" с бэндом the Melody Boys на стороне "А", а версию "Jole Blon" с бэндом the Swingsters — на стороне "B", при этом  неверно написав французское название "Jolie Blonde" и имя Choates — "Shoates" — с использованием английской фонетики, тем самым навсегда изменив название песни для англоязычной аудитории» (см. здесь).

Здесь следует уточнить, что множество тейков (дублей) при записи «Jole Blon» было вызвано исключительно качеством записи, с которым Билл Куинн никак не мог справиться, а вовсе не тем, что продюсера-любителя не удовлетворяло исполнение Bill Quinn, 1960 (earlycajunmusic.blogspot.com)Хэрри Шоутсом знаменитой кэджунской песни, о которой этот выходец из Новой Англии, незадолго до того перебравшийся в Техас, имел самые смутные представления: даже не знал, как правильно пишется её название! Как, впрочем, не знал он и того, как верно пишется фамилия Шоутса, потому на этикетке первого издания пластинки Gold Star 1313/1314 и вывел её «на слух» — Shoates (что, кстати, доказывает нашу правоту относительно её произношения). Но если фамилию на переизданных пластинках поправили, то «Jolie Blonde» так и осталась в истории музыки как «Jole Blon» благодаря её невероятному успеху, далеко выходящему за границы Луизианы, Техаса и всего Юга. Что касается второй вещи — «La Value Zullbaugh», то и её, судя по всему, Куинну записать как следует не удалось, из-за чего она так и не была издана. Именно техническая неудача и подвигла Билла Куинна пригласить Хэрри Шоутса в свою студию еще раз. 

Вторая сессия для Gold Star состоялась 17 июля 1946 года. На этот раз с Шоутсом были the Melody Boys, куда входили банджоист Джо Мануэль (Joe Manuel) и его брат гитарист Эйб Мануэль (Abe Manuel), а также уже знакомые нам гитарист Эдди Пёрсли и контрабасист БиДи Вильямс. Они-то и записали великолепную версию «Basile Waltz» с вокалом Джо Мануэля. Об истории этой кэджунской песни читайте здесьНадеялся Куинн записать более качественно и «Jole Blon», но попытка оказалась неудачной, и он вернулся к варианту, записанному в первую сессию. Так непросто и долго готовился материал для пластинки Gold Star 1313/1314, которую мы представляем на этой страничке.  

О неожиданном успехе песни «Jole Blon», ставшей самым большим хитом в истории Cajun music (в 1947 году она дважды достигла 4-го места в чартах Billboard!); о том, когда и кем она была переиздана, на каких лейблах, а также о том, кем и когда исполнялись и записывались самые известные её версии, рассказывается в статьях и очерках, ссылки на которые не лишне повторить: здесь и здесь. Нас же интересует вопрос: что именно поразило и захватило публику? Почему именно исполнение Шоутса и аккомпанирующих ему the Swingsters достигло общенациональной известности, да такой, что популярность песни не сходит, а сам Хэрри Шоутс благодаря этой записи вознесен на вершину музыкальной культуры кэджун и интерес к музыканту с годами только растет? Чтобы далеко не ходить: даже на моём музыкальном YouTube channel из полутора тысяч любительских видео — «Jole Blon» (ролик сейчас обновлён) лидирует с огромным отрывом от остальных.

Хэрри Шоутс, действительно талантливый сингер, универсальный музыкант-мультиинструменталист и бэнд-лидер, верно уловил дух послевоенного времени, а также настроение и ожидания подросшей молодой публики: в сравнении с «La Valse De Lafayette», ранее записанной бэндом the Jolly Boys Of Lafayette, в «Jole Blon» Шоутс и the Swingsters значительно ускорили темп, при этом плавный раскачивающийся вальсовый ритм, поддерживающий необузданный кэджунский вокал Шоутса и столь же вольный и веселый его фиддл, обеспечивался соединением банджо (Чарли Слэйгл) и фортепиано (Билл Слэй). Именно отсутствие во второй сессии фортепиано, важной составной части ритм-секции, не позволило the Melody Boys достичь подобного звучания в «Basile Waltz», при том что и по части вокала Джо Мануэль уступает харизматичному Хэрри Шоутсу. Поэтому уже на следующей сессии, состоявшейся в конце 1946 года, Шоутс привлек в свой бэнд пианистку Джонни Рут Мануэль (Johnnie Ruth Manuel), известную и как Джонни Мэй Смерл (Johnnie Mae Smirle), а с добавлением ударника (Curzy "Pork Chop" Roy) the Melody Boys станут настоящим хиллбилли-бэндом (кантри-бэндом), каким были the Swingsters. 

Таким образом, успех «Jole Blon» во многом был обусловлен синтезом традиции кэджун с музыкой кантри, причем синтез этот более впечатляющий, чем случившийся É hé hé!  Oh ha ha!десятью годами ранее, когда Hackberry Ramblers записали уже упомянутую нами версию «Wondering». Более впечатляющий, потому что Джо Уэрнер пел на английском, а Хэрри Шоутс — на французском. Именно этот французский шарм, малопонятный и оттого обворожительно-загадочный для широкой публики вне Луизианы и её южных пределов, соединившись с раскачивающимся вальсовым ритмом, и задевал за живое более всего. И когда, в расчете на еще большую популярность и коммерческую выгоду,  «Jole Blon» была записана Шоутсом еще и на английском, то успех не состоялся, поскольку вместе с оригинальным кэджунским французским исчезла и изначальная захватывающая привлекательность песни, и вовсе не случайно в сентябре 1958 года Уэйлон Дженнингс (Waylon Jennings, 1937-2002) с несравненным Бадди Холли (Buddy Holly, 1936-1959) на гитаре и Кингом Кёртисом (King Curtis, 1934-1971) на тенор-саксофоне записали в Кловисе, Нью-Мексико (Clovis, NM), свою версию  «Jole Blon», исполнив её на языке оригинала, то есть на «французском», каким они его слышали от Шоутса: на самом деле Дженнингс нёс тарабарщину — но зато какую! (Слушайте здесь.) И молодые техасцы были абсолютно правы, потому что «Jole Blon» на английском слушать невозможно...

Было и еще одно важное обстоятельство, вернее — существеннейший фактор, без которого успех Хэрри Шоутса и его «Jole Blon» не был бы возможен: эту песню так бы не расслышали. Мы не раз обращали внимание на этот феномен в наших книгах о Фолк-Возрождении. Это фактор страны-победительницы в самой страшной из всех войн в истории, когда звучание каждой песни, каждой мелодии, каждого слова, сказанного, написанного, тем более спетого, оценивалось совсем по-другому, чем раньше, и обретало новый, эвристический смысл. Именно это и стало главной побудительной причиной Фолк-Возрождения пятидесятых и шестидесятых годов 20-го века. Будет вернее даже, если мы скажем, что Фолк-Возрождение было вызвано победой и торжеством сил добра над всемирным злом и пониманием цены, за это заплаченной, и, исполненная на беспримерном эмоциональном подъёме в первый послевоенный год, песня «Jole Blon» Хэрри Шоутса и the Swingsters стала одним из первых предвестников этого масштабного и всеохватного явления...

 

July 2024,

Satakunta, Pori, Finland

 

 

 

É ha ha!

 

Jolie blonde, jolie fille

Chère petite, jolie coeur

Tu m'as laissé pour t'en aller

Avec un autre, mais chère petite fille

Dans l'pays de la Louisiane

Mais malheureuse

 

Oh, mais jolie coeur

Ca t'as fait à ton pauvre papa

Tu m'as laissé, mais, chère petite

Mais moi tout seul

Mais malheureux

Quelle espoir, mais quel avenir

Mais moi j'peux avoir?

 

É hé hé!

Oh ha ha!

 

Chère petite, jolie blonde

Mais ca t'as dit, ma malheureuse

Quoi t'as fait? Tu vas avoir

Tu serais pitié