Brunswick 2768. Nick Lucas

 

«My Best Girl» (Donaldson) / «Dreamer Of Dreams» (Kahn-Fiorito)

 

Nick Lucas, guitar and voice

 

Chicago, IL.  November 21, 1924

 

Когда мы говорим о джазовых гитаристах, то, как правило, в нашем воображении первым делом всплывают имена Лонни Джонсона (Lonnie Johnson, 1894-1970), Эдди Лэнга (Eddie Lang, 1902-1933), Джанго Рейнхардта (Django Reinhardt, 1910-1953) — великих музыкантов-новаторов, благодаря которым гитара утвердилась в джазе как полноправный солирующий инструмент, привлекая к популярному жанру новые поколения гитаристов. Таковых, с более или менее громкими именами, в биографической книге Скотта Яноу (Scott Yanow) The Great Jazz Guitarists: The Ultimate Guide представлено аж 342(!)... Уточним на всякий случай, что мы сейчас говорим о гитаре именно как о солирующем инструменте, а не лишь как о составной части ритм-секции большого или малого бэнда, в которой гитарист или банджоист проявлялся или даже играл существенную роль еще с конца девятнадцатого века: речь здесь о ранних новоорлеанских оркестрах, среди которых даже встречались гитаристы—бэнд-лидеры, например the Magnolia Orchestra Луи Кеппарда (Louis Keppard, 1888–1986)... Так вот, прямым предшественником всех этих джазовых гитаристов, включая и трех упомянутых великих, является Доминик Луканезе, который остался в истории музыки как Ник Лукас (Dominic Lucanese / Nick Lucas, 1897-1982)...

«До 1925 года Ник Лукас был не только наиболее выдающимся джазовым гитаристом, но, по крайней мере на пластинках, он оставался практически единственным. Лукас, записавший тестовые цилиндры ещё в 1912 году, начал записывать диски в 1921 году. Его "Pickin' The Guitar" и "Teasing The Frets", записанные в 1922 году, являются самыми ранними примерами соло-гитары без аккомпанемента», — пишет Скотт Яноу во введении к своей вышеупомянутой книге (см. здесь).

Ник Лукас как гитарист, к сожалению, обойден джазовыми исследователями и критиками, которые видели в нём прежде всего популярного сингера, поющего высоким голосом (countertenor) под гитару или в сопровождении танцевальных оркестров двадцатых и начала тридцатых и сделавшего на этом карьеру, продолжавшуюся многие десятилетия, и это суждение невольно передалось широкой публике. Такое случалось, и не раз. Так, например, блистательный эстрадный певец и актер Нэт Кинг Коул (Nat King Cole, 1919-1965) оттеснил на второй или даже третий план себя как выдающегося джазового пианиста и композитора. Да и Луи Армстронга целые поколения во всём мире воспринимали прежде всего как сингера с неподдельной новоорлеанской хрипотцой и только потом как трубача (корнет-трампет)... К счастью для нас, да и для самого Ника Лукаса, у него нашлись почитатели, которые смогли разобраться в его творчестве и по достоинству оценили его прежде всего как джазового гитариста-новатора. Лукасу даже посвящен великолепный персональный сайт, где публикуются его биография, фильмо- и дискографии, фотоснимки и всё прочее, что связано с жизнью и творчеством этого выдающегося музыканта, артиста и сингера. Так что мы отсылаем нашего читателя к этому сайту... (См. здесь.) А совсем недавно, в 2023 году, издательством McFarland & Company, Inc. опубликована биографическая книга Nick Lucas: The Crooning Troubadour and His Guitar, написанная его другом Майклом Питтсом (Michael R. Pitts). Так что фигура музыканта, его значение и место в популярной музыке 20-го века будут лишь возрастать, равно как и интерес к нему со стороны музыкантов, гитаристов в частности, да и любителей популярной музыки.

Как сообщают его биографы, Доминик Николас Энтони Луканезе родился 22 августа 1897 года в семье итальянского садовника в Беллвилле, штат Нью-Джерси (Belleville, NJ): сегодня это часть безмерно разросшегося Ньюарка (Newark). В раннем возрасте Ник выучился играть на гитаре, мандолине и банджо и своим музыкальным воспитанием во многом обязан старшему брату — Фрэнку Луканезе (Frank Lucanese), аккордеонисту, композитору и аранжировщику, участнику инструментального трио the Three Vagrants, о котором мы рассказывали, представляя на наших страницах его эдисоновский цилиндр Blue Amberol Record 4187. Нику было около девяти, когда он уже аккомпанировал на мандолине Фрэнку, солировавшему на аккордеоне. Так возник их братский дуэт. Ник Лукас впоследствии вспоминал: «Фрэнк таскал меня за собой, и мы играли на итальянских крестинах и свадьбах. Играли даже на уличных перекрестках и в салунах, после чего я по кругу обходил всех со шляпой. Я приобретал огромный опыт, ведь итальянцы, когда у них отличное The Three Vagrants. John Bergamasco, Charley Lucotti and Frank Lucanese. c.1912 (nicklucas.com)настроение, любят танцевать всю ночь напролет, особенно тарантеллу. И мы играли долгими часами, так что руки у меня очень уставали. Но тогда я получал большой практический опыт, который окупился спустя годы» (см. здесь). 

Любопытны сведения о том, что в 1913-м или даже в 1912-м году Ник был впервые записан на тестовые цилиндры компании Эдисона, что само по себе удивительно для начинающего музыканта, к тому же без громкого имени и хоть какого-то послужного списка, которому тогда было пятнадцать-шестнадцать лет. Не уточняется и то, на каком именно инструменте играл Ник Лукас в этой экспериментальной сессии: на банджо или всё-таки на гитаре?.. В то же время легендарная лаборатория Эдисона (Thomas Edison's Laboratory) и сам дом, в котором проживал гениальный изобретатель, находились в пяти милях по прямой от центра Беллвила, где проживала семья Луканезе, и если Фрэнк действительно «таскал за собой» младшего брата по окрестностям, где они часто играли «долгими часами» для публики, в том числе на танцах и свадьбах, то братьев в те годы наверняка хорошо знали в округе, и их игра могла дойти до слуха спецов из компании и даже самого Томаса Эдисона (Thomas Alva Edison, 1847-1931), который отлично знал, что лучше, чем банджо, никакой другой инструмент на звуковой носитель не фиксируется. Так что юного Ника вполне могли позвать в Западный Оранж (West Orange, NJ) и там записать... (Интересно, это событие как-то отражено в книге Майкла Питтса, в которую я пока не заглядывал?)  

...Далее в биографическом очерке, размещенном на сайте nicklucas.com, сообщается, что Ник Лукас устроился на работу в the Johnson's Café в Ньюарке — играл там на Vernon Country Club Orchestraгитаре в бэнде. Партнеры Ника, однако, посчитали, что звучание гитары излишне мягкое и нежное, после чего он перешел на банджорин (banjorine): «Я купил тенор-банджо и играл на нем несколько лет, это было в 1915 году». После нескольких лет работы в the Johnson's Café Лукас устроился в другой ночной клуб в том же Ньюарке, где зарабатывал двадцать пять долларов в неделю. По окончании школы Ник сформировал собственный бэнд, назвав его the Kentucky Five, куда также вошел будущий знаменитый композитор, пианист и бэнд-лидер  Тед Фио Рито (Ted Fio Rito, 1900-1971), тоже выходец из семьи итальянских иммигрантов, проживавшей в Ньюарке, так что первоначальные шаги в своих долгих и громких музыкальных карьерах эти выдающиеся музыканты делали вместе. Оба, в составе the Kentucky Five, совершили свой первый водевильный тур по главным автомагистралям между штатами... Какой это был год? Скорее всего, 1917-й, потому что в том году, уже после дебютного тура, Ник Лукас женился на Кэтрин Чифроделли (Catherine Cifrodelli, ?-1970), с которой прожил в браке пятьдесят три года. В 1918 году у пары родилась дочь Эмили (Emily, 1918–2002)...

Предполагаю, что на Ника Лукаса, Теда Фио Рито, равно как и на всех их сверстников-музыкантов из Ньюарка и окрестностей, осваивающих новые формы и Ted Fio Rito (historyforsale.com)ритмы, огромное впечатление произвела вышедшая в марте 1917 года пластинка Victor 18255 the Original Dixieland Jazz Band, указывающая, как и что надо делать дальше, а также — где именно это делать. Так что вскоре Ник перевез семью в Нью-Йорк, где несколько месяцев проработал с пианистом и бэнд-лидером Винсентом Лопезом (Vincent Lopez, 1895-1975), а затем присоединился к Vernon Country Club Orchestra, который поддерживал (спонсировал) влиятельный Пол Уайтмен (Paul Whiteman, 1890-1967), контролировавший, как об этом пишут, около трех десятков бэндов на Восточном побережье и зарабатывавший более миллиона долларов в год. Именно в составе Vernon Country Club Orchestra Ник Лукас начал в 1921 году свою карьеру в звукозаписи. 31 января (по другим сведениям, 1 февраля) этот танцевальный оркестр записал для Columbia два похожих друг на друга, неторопливых, отчасти даже унылых фокстрота — «I Never Knew» (I Could Love Anybody Like I'm Loving You) и «Look For The Silver Lining», в которых банджо Лукаса, наряду с барабанами и контрабасом, формирует ритм-секцию — и ничего сверх того (слушайте здесь)Брайан Раст (Brian Rust, 1922-2011) в своей The American Dance Band Discography, 1917-1942 отмечает, что Vernon Country Club Orchestra играл в те годы в нью-йоркском the Café de Paris, что нашло отражение на их пластинках, изданных на Pathé Actuelle. Возможно, Ник Лукас тоже работал какое-то время с ними в этом клубе, хотя в биографическом очерке, на который мы Don Parkerссылаемся, сообщается, что Лукас в Vernon Country Club Orchestra был сайдменом, то есть временно нанятым для тура, важного концерта или звукозаписывающей сессии. Тем не менее на фотоснимке этого оркестра, помещенном на нотное издание, мы видим Ника среди оркестрантов, и выглядит он полноправным участником бэнда, состав которого, к сожалению, остается мне неизвестным...

Несколько увереннее банджо Лукаса звучит на эдисоновских записях Don Parker Trio, куда кроме Лукаса входили выдающийся пианист и потомственный рэгтаймер Фрэнк Банта (Frank E. Banta, 1897-1969) и известный в то время саксофонист Дон Паркер (Don Parker), бывший лидером этого малого инструментального бэнда: согласно информации DAHR, они записывались 30 марта 1922 года в Нью-Йорке. Но всё же в записанных ими «Pick Me Up And Lay Me Down In Dear Old Dixieland» и «Georgia» банджо не выходит за рамки ритм-аккомпанемента, и в этом ничего нового, тем более революционного, нет и в помине, в чём легко убедиться, прослушав эти записи, выложенные в Сети. То же можно сказать и о более продуктивных сессиях для Pathé Actuelle, состоявшихся, предположительно, в феврале-мае, когда Don Parker Trio записало танцевальные «Silver Stars», «Who'll Take My Place?», «Every Day», ещё раз «Georgia», а также «I Love Her - She Loves Me» и популярную мелодию Феликса Арндта (Felix Arndt, 1889-1918) «Nola»... Повторим: весь этот замечательный и приятный на слух музыкальный материал, некогда записанный и изданный компаниями Edison и Pathé Actuelle, великодушно выложен в Сети, и нам не составит труда с ним познакомиться. Гораздо труднее определиться с тем, называть ли это джазом... Здесь суждения могут быть разными, равно как и наши оценки участников Don Parker Trio. Что касается Ника Лукаса, то ничего новаторского в его ритм-аккомпанементе не обнаруживается, хоть и ведёт ритм Лукас очень уверенно. Судя по всему, иной задачи у него, рядом с саксофонами (альт и сопрано) Паркера и фортепиано Фрэнка Банты-младшего, не было...

...Здесь мы, разумеется, невольно сравниваем всех банджоистов с Вессом Оссманом (Sylvester Louis Ossman, 1868-1923) и его последователем Фредом Ван Эпсом (Fred Van Eps, 1878-1960), которые за четверть века вывели банджо на такую высоту, что исследователи и специалисты их обоих причисляют если не к джазменам, так к их предтечам...

...Весной 1922 года, вероятно в марте, Ник Лукас записывался для Pathé Actuelle ещё и как лидер инструментальных бэндов Nick Lucas' Ukalele Trio и Lucas Novelty QuartetКто входил в трио — сведений об этом я не нашел, но главную роль там играл скрипач: их «Down Old Virginia Way» и «Ji-Ji-Boo» можно прослушать на YouTube-Frank E. Banta, 1925канале melodymansdream. При этом нас не должно вводить в заблуждение присутствие на снимке, размещенном в видеоролике, рядом с Лукасом актеров Тома Мюррея (Tom Murray, 1874-1935) и великого Бастера Китона (Buster Keaton, 1895-1966) — оба, конечно, были еще и музыкантами, особенно Мюррей, но на пластинке Pathé Actuelle 20817 запечатлены не они. В эту же сессию был записан вальс «Love Dreams» (Gaskill—Golden), но поскольку к участникам трио подключился со своим аккордеоном старший брат Ника — многоопытный Фрэнк Луканезе, то на вышедшем диске Pathé Actuelle 20747 их бэнд был представлен уже как как Lucas Novelty Quartet (слушайте здесь)... Приятная во всех отношениях танцевальная vintage music, способная погрузить нас в то самое прошлое, в котором нас... никогда не было, но куда мы не прочь хоть ненадолго попасть... И вновь ответ на вопрос о каком-то новаторстве нашего героя в этом сентиментальном потоке остаётся прежним — никакого!..

И вдруг, наряду с этой изящной и приятной на слух продукцией, выходит ещё одна пластинка — Pathé Actuelle 20794 c композициями «Picking The Guitar» и «Teasing The Frets», которые Ник Лукас исполнил на гитаре под фортепианный аккомпанемент, к счастью почти неслышный, так что не особенно важно, кто ему помогал. Согласно дискографии Pathé 20000 series numerical listings, запись была произведена в июле 1922 года. Следовательно, пластинка могла появиться в августе-сентябре. Вот она-то и стала сенсацией. И остается таковой по сей день: никто из гитаристов прежде подобные вещи не записывал и никогда еще гитара не звучала так со звукового носителя! Мы можем лишь догадываться, какое огромное впечатление производили гитарная техника и сами композиции на коллег-музыкантов Ника Лукаса, особенно на молодых гитаристов вроде Эдди Лэнга. 

 

 

 

О пластинке Pathé Actuelle 20794 с «Picking The Guitar» и «Teasing The Frets» мы пишем, что она вышла «вдруг»... Но это касается лишь грамзаписи, потому что наверняка подобным образом Ник Лукас сочинял и играл уже много лет, выступая в клубах, барах и кафе как соло-музыкант, дуэтом с пианистом или в составе небольшого бэнда, к тому же мы не можем даже предполагать, как звучали его гитара Tom Murray, Buster Keaton and Nick Lucas (nicklucas.com)или банджо, когда он выступал с братом-аккордеонистом или на экспериментальных эдисоновских цилиндрах, записанных в 1912 году и, увы, навсегда утраченных... Так что на самом деле «Picking The Guitar» и «Teasing The Frets» были сыграны им очень даже не «вдруг»: здесь, скорее, такую модерновую продукцию рискнул предложить  Pathé Actuelle...

Разумеется, после выхода столь мощных новаторских гитарных пьес для Ника Лукаса были открыты двери не только студий грамзаписи, но и престижных танцзалов, таких как the Roseland Ballroom на Манхэттене, где он играл в составе оркестра Сэма Лэнина (Samuel "Sam" Lanin, 1891-1977), пребывая рядом с самыми известными джазовыми музыкантами активно формирующейся нью-йоркской джазовой сцены. Под названием Bailey's Lucky Seven этот оркестр много записывался для компании Gennett c осени 1921 года. В дискографии этого оркестра, опубликованной Брайаном Растом в The American Dance Band Discography, 1917-1942, имя Лукаса как банджоиста оркестра фигурирует начиная с сессии, состоявшейся, предположительно, 10 ноября 1922 года. В биографическом очерке на сайте nicklucas.com отмечено, что с Bailey's Lucky Seven Лукас по-прежнему играл и записывался на тенор-банджо, являясь частью ритм-секции, но однажды предложил Сэму Лэнину использовать гитару, которую принес Oriole Terrace Orchestra в 1925 году. Ник Лукас уже покинул оркестр. Photo by A. Sanders (Jerome H. Remick & Co.)заранее в студию: «Это всего лишь эксперимент, и если он не сработает, то у меня наготове мое банджо, так что сразу можете меня ставить прямо под записывающий раструб». (This is just an experiment, and if it doesn't work, I've got my banjo all ready to go, put me right under the recording horn.) Опытный лидер оркестра, отлично разбиравшийся в технологии звукозаписи своего времени, хорошо знал, что банджо записывается на восковые мастера лучше гитары, но всё же позволил Лукасу поэкспериментировать. Прослушав тестовую запись, он дал добро на то, чтобы впредь Ник Лукас использовал гитару вместо банджо. Жаль только, что в очерке не упомянуто, о какой сессии идет речь и какую именно вещь студийный оркестр Сэма Лэнина (Bailey's Lucky Seven) записывал...

Зато точно известно, что с 1923 года Ник Лукас сотрудничал с Russo and Fiorito's Oriole Orchestra, лидерами которого были скрипач Дэнни Руссо (Danny "Dan" Russo, 1885-1956) и старый приятель Лукаса, партнер по the Kentucky Five  — Тэд Фио Рито. С начала двадцатых этот оркестр выступал в детройтском театре the Michigan's Oriole Terrace – отсюда и название.  Затем музыканты обосновались в танцевальном зале некогда знаменитого чикагского отеля Edgewater Beach, а прославились они своими выступлениями на радио и записями для Brunswick, с которым этот танцевальный оркестр сотрудничал с мая 1922 года... На наших «джазовых» страницах мы представляли одну из их пластинок с фокстротами «A Smile Will Go A Long, Long Way» и «Sobbin' Blues» (Brunswick 2560), но Лукаса на этих записях, относящихся к январю 1924 года, еще нет... Согласно справочнику The American Dance Band Discography, 1917-1942, Ник Лукас сменил в Oriole Orchestra банджоиста Тони Катину (Tony Catina), и в сессии для Brunswick, состоявшейся 27 и 28 мая 1924 года в Лос-Анджелесе, Калифорния (Los Angeles, CA), он уже был в составе оркестра, в котором пребывал по крайней мере до марта 1925 года, когда на его место пришел банджоист Марк Фишер (Mark Fisher) (Rust, p.1551)

Однако начало сотрудничества (именно сотрудничества!) Ника Лукаса с Russo and Fiorito's Oriole Orchestra относится как минимум к августу 1923 года, потому что именно тогда в короткой сессии оркестра, состоявшейся в Чикаго (DAHR), когда была записана единственная вещь — «Bit By Bit You’re Breaking My Heart» Мюррея Блума (Murray Bloom), — мы слышим выразительное гитарное соло Ника Лукаса, при том что никуда не делся и банджо Тони Катины. Вероятно, это вообще первое соло в грамзаписи, сыгранное гитаристом в составе биг-бэнда. (Слушайте здесь.) Вне сомнения, включение Лукаса в популярный танцевальный оркестр и предложение сыграть соло во время короткой чикагской сессии — все это произошло на волне успеха его инструментальных хитов «Picking The Guitar» и «Teasing The Frets», записанных Лукасом в 1922 году для Pathé Actuelle.

В биографическом очерке (nicklucas.com) сообщается, что записи Oriole Orchestra, в частности фокстрот «Bit By Bit You’re Breaking My Heart», транслировали по радио по всей стране, да и сам Ник Лукас время от времени выступал на радиостанции с сольной программой: пел и играл на гитаре, что и привело его к долговременному контракту с Brunswick...

По-видимому, менеджеров компании более всего впечатлили именно вокальные способности Лукаса, его несравненный контратенор, который входил в моду, в сочетании с его же филигранным гитарным аккомпанементом. Ведь ранее, в октябре 1923 года, Brunswick уже приглашал Ника в свою студию, чтобы тот еще раз исполнил для них свои инструментальные «Picking The Guitar» и «Teasing The Frets», так что у него уже был опыт сотрудничества с лейблом, и опыт коммерчески удачный, потому что диск Brunswick 2536 переиздали в Англии и в Австралии. Так что выступления Ника Лукаса на радио и его заметное участие в Oriole Orchestra действительно подтолкнули менеджеров Brunswick действовать активнее. Сам Ник Лукас также понимал, что его мастерства и накопленного музыкального материала хватит на то, чтобы формировать собственные программы, и не только для радиопередач, но и для фирм грамзаписи: его гитара способна на куда большее, чем лишь участие в ритм-секции оркестра или аккомпанемент, а утонченный вокал американцы полюбили еще со времен Ричарда Хосе (Richard J. José, 1862–1941) и Уилла Окленда (Will Oakland, 1880-1956), самых знаменитых контратеноров. Кстати, игрой Лукаса были впечатлены не только молодые музыканты и спецы из радиостанций и фирм грамзаписи: когда в 1924 году генеральный менеджер по продажам из компании Gibson Фрэнк Кэмпбелл (Frank Campbell) подыскивал кого-нибудь из гитарных звезд, кто мог бы стать лицом компании и продвигать её новую продукцию, то его выбор пал на Ника Лукаса именно из-за «Picking The Guitar» и «Teasing The Frets», ставших первыми гитарными инструментальными хитами. И в 1925 году Ник Лукас уже выступал с гитарой, модель которой носила его имя – The Gibson Nick Lucas Special 

Что до отношений с Brunswick, то у Ника Лукаса с этой компанией состоялось многолетнее плодотворное сотрудничество, и с этим лейблом у него связаны все самые значительные творческие достижения в сфере грамзаписи. За свою карьеру Лукас провел огромное число сессий для Brunswick, во время которых записаны множество пьес и песен, и, как об этом сообщается в биографии музыканта, было продано 84 миллиона его дисков, причем бóльшая часть этих продаж приходится на двадцатые годы. А первыми значительными песенными хитами Ника Лукаса-вокалиста называются сочиненная Уолтером Доналдсоном (Walter Donaldson, 1893-1947) песня «My Best Girl» и песня «Dreamer Of Dreams», мелодию которой на слова Гаса Кана (Gus Kahn, 1886-1941) сочинил его старый приятель Тэд Фио Рито. Именно эти песни, записанные Лукасом в Чикаго 21 ноября 1924 года под собственный гитарный аккомпанемент и вышедшие на диске Brunswick 2768, мы представляем на этой нашей странице.

Напомню, что мы здесь рассматриваем, да и то бегло, лишь одну грань разностороннего таланта Ника Лукаса, благодаря которому он столь ярко проявился, что навсегда остался в истории джаза и в музыкальной истории Америки.

 

June 2024,

   Satakunta, Pori, Finland

 

 

 

I’ve got a pal

He’s got a gal

Ev’rything a little gal should be

Oh how he raves

How he behaves

Just a little love-sick I can see

He doesn’ t see her ev’ry day

But if she passes by you’ll hear him say   

 

Chorus:

There she goes on her toes

All dressed up in her Sunday clothes

My best girl

Just like Sweet Rosie O’ Grady

She’s just a sweet little lady

Calls me up now then

Calls me down only when I’m too smart

Since we’ve been acquainted

The church is newly painted

I guess the preacher was wise from the start

What a pal

What a gal

Just as sweet as Frivolous Sal

My best girl

 

I like my pal

I like his gal

And I like the way she sings his song

Nobody knows

Nobody cares

Just how I seem to get along

But maybe I could smile someday

Oh gee I’d love to let you hear me say

 

Chorus.